Из родословной Ф.М.Достоевского

Из родословной Ф.М.Достоевского

9 февраля исполнилось 130 лет со дня кончины великого русского писателя, поборника православия, духовного учителя многих людей, идеи которого о Божьей истине, о путях ее познания, о месте человека в этом мире и его отношение к Господу, все больше привлекают наше внимание и определяют наше мировоззрение.

Федор Михайлович Достоевский был человеком, который принял православие не просто с крещением, с какими- то христианскими традициями и обычаями русского православного общества, с восприятием их через православную церковь. Все это жило в нем и теплилось подспудно, как говорят сейчас, на генном уровне, через кровь и сознание своих далеких предков, незримыми нитями ему передавшиеся

Старинные документы свидетельствуют, что род Достоевских пошел от Данилы Ивановича Ртищева. В 1506 г. от пинского князя Федора Ивановича из рода Ярославичей он получает во владение часть села Достоево близ Пинска. Грамота на владение сохранилась. Написана она на старобелорусском языке. Приведем ее полностью, чтобы не только узнать текст, но и услышать древнее белорусское слово, которое так роднит его с русским. «А дали есмо тому нашему боярину тое именье со всем тым, што из старины к тем дворищом прислухало, с землями пашными и з бортными, и из ловы, и з реками, и з луги, и з сеножатьми, и з озеры, и со всих тых земель входы. А волен тот боярин наш в том своем именьи, в данине нашей, двор себе поселити и пашню вчинити, и млыны сыпати. А дали есмо тое именье нашему боярину вечно и непорушно, ему и его жоне и их детем и их счадком».

С того времени владельцы Достоева и стали называть себя Достоевскими. Они не раз упоминаются в документах, книгах судных дел тех времен; В 1572 г. тезоименита писателя Федора Достоевского сам противник Ивана Грозного, бежавший в Литву князь Андрей Курбский, называет своим «уполномоченным приятелем». Брат Федора Стефан Иванович жил в Минске, от короля Стефана Батория получил привилей на минский Вознесенский православный монастырь, " ... и того манастыря со всими спокойнее уживати, аж до живота своего". Впрочем, он не долго владел им. Митрополит Киевский Илья и каштелян минский Ян Глебович, жаловались королю, что Достоевский, будучи человеком светским не очень заботится об управлении монастырем. Впоследствии Стефан Достоевский служил минским городским писарем.

Были среди них воины и священники, некоторые переходили в католичество, становились шляхтичами, служили польским королям и даже принимали участие в их избрании: Яна Казимира в 1648 г., Михаила Вишневецкого в 1669 г., Августа II в 1697 г. В роду писателя был и Петр Достоевский — маршалок Пинского повета и член главного трибунала Великого княжества Литовского выбранному в сейм в 1598 г.

Но в большинстве своем предки Ф.М. Достоевского упоминались все же, как защитники православия и русской национальности.

Интересно отношение владельцев Достоева к полонизации Беларуси, которая началась в XVI — XVII веках. Обнаружено много документов того времени с подписями Достоевских. Они писали обычно по — старобелорусски, тогда как большинство местной аристократии на польском.

Некоторые из рода не только не приняли католичество, но и были служителями православной церкви. Один из них, Акинфий Достоевский, был иеромонахом Киево — Печерской лавры ( XVII в. ) другой из Достоевских (XVII в.) достиг и епископского сана, третий прославился тем, что, вернувшись из турецкого плена в 1624 г. повесил в честь избавления серебряные цепи перед иконой Богородицы во Львове.

В конце XVII — в XVIII веках этот знаменитый род постепенно приходит в упадок. Проживание имения начал Бенедикт Петрович Достоевский. После его смерти (во второй половине XVII в.) на Достоеве было долг в 8000 злотых. Представители рода все реже упоминаются в письменных документах и хрониках. Только в конце XVIII века мы видим прадеда писателя, Михаила Достоевского — священника в Брацлаве на Подолии. К духовному сословию принадлежал и его дед, протоиерей Андрей Михайлович Достоевский, живший во второй половине XVII — начале XIX в.в. Сведений об этом человеке сохранилось мало, но до нас дошло семейное предание Достоевских, гласящее, что православный протоиерей был к тому же и поэтом. Косвенным подтверждением этого служит найденный исследователями духовный сборник «Богогласник» (1790). Одна из песен в нем имеет авторскую подпись «Достоевский».

Младший его сын, Михаил Андреевич не пожелал идти по стопам отца. В 1809 г. он уезжает в Москву, где получает медицинское образование и становится врачом. В 1819 г. он женится на Марии Федоровне Нечаевой, дочери купца, которая 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1821 г. родила сына — Федора Михаиловича Достоевского.

Это был поистине дар Божий (Федор — от Theos — бог, dor — дар) не только для России, но и для всего мира. Этот святой дар он пронес через всю свою жизнь, явив человечеству величайшие произведения, которые с полным правом можно назвать сокровищницей православной литературы и культуры в целом.

Александр Медельцов

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения