Обречённая Лионская уния

Обречённая Лионская уния

После разрыва отношений между Западной и Восточной Церквами в 1054 году, не раз возникали попытки их примирения. Однако. всегда главным камнем преткновения в этом был вопрос о первенстве римского епископа.

Примат Римской кафедры

Ибо, если для Востока примат Римской кафедры оставался нравственным понятием и опирался на церковное предание, то Запад воспринимал первенство юридически.

Народы Западной империи были мало расположены к созерцательному богословию, как это было на Востоке. Они были создателями римского права и строгого государственного строя, поэтому воспринимали христианство как систему общественного устройства, необходимую для спасения.

Восточная же Церковь признавала за папой первенство чести, но не превосходство над другими Церквами. Римский епископ считал, что окончательное решение любого вопроса веры остается за ним. Византийские же епископы были убеждены, что это решение должно принадлежать собору всех епископов Церкви.

Захват крестоносцами столицы Восточной империи в начале XIII века привел к окончательному разрыву Восточной и Западной Церкви. После этого попытки объединить две ветви христианства предпринимались с помощью унии.

Уния

Слово «уния» в переводе с латинского языка означает «единство». В практическом плане это означало слияние Католической Церкви с Православной на условиях признания главенства папы Римского.

Римские первосвященники никогда не оставляли надежды подчинить своей власти Православную Церковь. Именно для этих целей и задумывалась уния. Уния упрощала переход христиан из Православия в Католичество, так как православные обряды и богослужение оставались без изменений, а в вероучительные вопросы простые христиане зачастую не вникали.

Со стороны же Восточных сторонников переговоров причины, заставлявшие их рассматривать возможность заключения подобных соглашений, были отнюдь не церковного характера

Лионская уния

Первой такой попыткой объединения двух Церквей была Лионская уния. При заключении Лионской унии 1274 года император Михаил Палеолог, прежде всего, искал возможности получения передышки для воссоздания Византийской империи. В 1261 году Латинская империя в Константинополе пала. Никейский император Михаил VIII Палеолог (1259 — 1282) отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю. Однако, против Палеолога тут же выступили многочисленные неприятели. Внутри империи были волнения.

Кроме всего прочего, сам Михаил VIII Палеолог вступил на императорский престол незаконно, отстранив от него,- и затем ослепив, — Иоанна, малолетнего сына императора Феодора II Ласкариса. Такое злодеяние восстановило против него патриарха Арсения и народ.

Новый патриарх Герман, заменивший сосланного Арсения, вследствие народного негодования должен был оставить кафедру.

Когда затем был поставлен Патриархом царский духовник Иосиф, многие из духовных лиц и мирян не хотели признавать Иосифа Патриархом и образовали влиятельную партию сторонников Арсения. Помимо этого, объявился слепой юноша, которого жители Никеи признали за Иоанна Ласкариса и провозгласили своим царем.

Находясь в очень затруднительных обстоятельствах, хитрый Палеолог рассчитывал, что союз с папой поможет ему выстоять в борьбе с противниками. Он вступает в отношения с папой Урбаном IV, потом с Климентом IV, прося их примирения и союза с Римом, обещая взамен поддержать Унию между Православной Церковью и Римо-Католичеством.

Однако, эти переговоры не привели к положительным результатам, поскольку сами папы не доверяли Палеологу. Только с 1271 года, когда на папский престол вступил Григорий X, особенно желавший соединения церквей, переговоры о соединении развивались более успешно.

Григорий X пригласил Палеолога на назначенный им в 1274 году Лионский Собор для решения вопроса о соединении церквей. В числе условий соединения, папа выставлял требование о принятии греками латинского чтения символа (с прибавлением filioque) и признание главенства папы.

Греческая делегация прибыла в Лион, когда там уже собрались папа и латинские посланники. Всё было продумано и организовано так, что рассуждений о разностях между Церквями никоим образом не допускалось.

Папа заявил собору, что греки добровольно приходят в повиновение Римской Церкви. Затем были прочитаны письма к папе императора Михаила Палеолога и его сына, Андроника, и грамота от греческого духовенства. В них выражалось полная покорность папе. Лишь в своем письме император просил папу оставить грекам символ веры без чтения filioque.

Далее великий логофет Георгий Акрополит дал от имени Михаила Палеолога присягу в том, что он отрицается от всякого разделения с Римскою Церковью и обещает нерушимо сохранять ее исповедание веры и признавать ее первенство. Такую же присягу от лица греческого народа дали духовные лица, которые были в числе послов.

Таким образом, Уния между Церквами Восточной и Западной состоялась. Оставалось только вводить реально Унию в Греческой Церкви. Еще ожидая послов с Лионского собора, Палеолог употребил все средства, что бы склонить греческое духовенство на Унию. Когда же послы привезли Унию, сам император объявил разделение между Церквами несуществующим и потребовал, чтобы все признали это делом совершившимся.

Непринятие унии в Константинополе

Патриарх Иосиф был объявлен низложенным, а на его место был поставлен сторонник Унии — Иоанн Векк. При совершении богослужений приказано было поминать Григория X, как «верховного архиерея Апостольской Церкви и вселенского папу».

Однако реально, только император со своими приверженцев принял унию. Сами греки, и духовенство и миряне не хотели иметь никакого общения с Римской Церковью. И ни насильственные меры императора, ни сочинения Иоанна Века, не приносили пользы — греки не принимали Унии.

Практически вся империя отвергла унию. Более того, Патриарх Иосиф отлучил императора от Церкви. Тем не менее, император остался верным подписанной им унии и всячески продолжал навязывать ее народу.

Императору удалось свергнуть Патриарха. Многие епископы, священники и монахи, отказавшиеся принять унию, были сосланы, брошены в темницы и замучены. Император пытался навязать унию даже путем уговоров, объясняя ее политическую необходимость. Но и здесь он оказался бессилен. Сторонники унии служили в пустых храмах. Даже сестра императора, заявив, что «пусть лучше погибнет империя моего брата, чем православная вера», удалилась ко двору болгарского царя.

Дело унии было совсем не прочно. Со стороны православных раздавались проклятия на униатов; с ними не хотели иметь никаких сношений, считали даже за осквернение прикосновение к ним и разговор с ними.

В то же время Векк старался привлечь народ к унии своими посланиями и сочинениями. Но всё было бесплодно: греки не принимали унию. Между тем в Риме узнали, что в Греческой Церкви унии не существует.

Папа Григорий X и его последователи особо не тревожили Палеолога, но папа Николай III желал видеть унию действующей на деле. Он прислал в Константинополь своих легатов, которым поручил настоять на полном введении унии с принятием латинского чтения символа и с подчинением папе.

Но Палеолог сумел выйти из затруднения. Послам оказывали почтение; император уверял их в своей преданности папе и унии, приказал составить от имени греческого духовенства грамоту, в которой излагалось учение Римской Церкви, принимаемое будто бы Церковью Греческой (подписи епископов на грамоте были поддельные) и вручил ее легатам. Он показывал легатам тюрьмы, в которых заключены противники унии. Двоих противников унии он даже отослал к папе на суд, но папа возвратил их без наказания.

Успокоенный, Николай III даже заключил с Палеологом тайный союз против противника Палеолога Карла Анжуйского. В 1281 году на папский престол вступил Мартин IV. Убедившись, что унии не существует в Греческой Церкви, он с выслал послов Палеолога, а его самого отлучил. В ответ на это Палеолог запретил поминать папу при богослужении, но унии все-таки формально не уничтожил.

Карл Анжуйский, противник Палеолога, несвязанный более запрещением папы, начал войну с Палеологом, но проиграл её. В результате всех противостояний император Палеолог теперь уже папою Мартином IV еще раз был отлучен от Церкви. Через год Палеолог скончался.
После его смерти закончилась и формальная Лионская уния.

Конец Линской унии

Спасший Византийскую империю, до конца жизни хранивший верность унии, дважды отлученный от Церкви, император Михаил Палеолог был оставлен без церковного погребения. Сын и приемник его, Андроник II (1283-1328), стал на сторону православных.
В 1283 году в Константинополе был собран собор, на котором осуждено было главное римское заблуждение — учение об исхождении Святого Духа и от Сына. В то же время осудили и униатов, и прежде всего Иоанна Века, который был низложен и сослан в заточение.
Храмы в которых совершалось униатское богослужение, были освящены вновь, как оскверненные. За этим собором еще дважды на соборах подтверждалось отречение от унии. Таков бесславный конец Лионской унии.

Александр А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения