Святой благоверный князь Смоленский Ростислав Мстиславович

Святой благоверный князь Смоленский Ростислав Мстиславович

27 марта Русская Православная Церковь чтит память одного из выдающихся государственных деятелей Руси середины XII века, Святого благоверного князя Смоленского Ростислава Мстиславича. Он также состоит в Соборе Белорусских святых.

Прозванный Набожным, князь Ростислав Михайлович стал в древнерусской истории воплощением слова пророка Исаии о царе, который будет править по правде, и князьях, которые будут править по закону (Ис. 32, 1) Этот князь был необычайно любим и уважаем людьми за христолюбивую жизнь, хотя судьба судила ему вести непрестанные междоусобные брани. Он был весьма почитаем народом и Церковью как заступник русской державы. О таких князьях народ слагал песни, легенды и жития, сохраняя вечную память о них для наставления потомкам.

Родился князь Ростислав (в крещении Михаил) около 1110 года. Он был из рода Рюриковичей, сын князя Киевского Мстислава Великого, внук князя Владимира Мономаха. Матерью Ростислава была Христина Шведская, дочь шведского короля Инге Старшего.

До XII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от своего отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу.

В период своего княжения Ростислав всеми силами стремился укрепить Смоленскую землю. Объединить кривичей, сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств — такова была цель его внутренней политики. Для этого он образовал из Смоленской области особое княжество и стал называться великим князем смоленским. Таким образом, Ростислав Мстиславович стал родоначальником смоленской княжеской династии.

Его княжество заключало в своих пределах, кроме нынешней Смоленской области, часть Псковской, половину Могилевской, части Витебской, Тверской, Московской и Калужской областей. Его владения на территории современной Беларуси доходили до Орши, Копыся

Однако жить тихо и мирно Смоленскому княжеству было не суждено. Уже в 1127 году князю Ростиславу пришлось участвовать в походе против полоцких князей, в 1130 воевал с чудью. В 1139 новый великий князь Киевский Всеволод Ольгович пытался изгнать Ростислава Смоленского и его брата Изяслава Мстиславича Владимир-Волынского из их уделов. В 1142 Ростислав военной силой успешно поддержал своего дядю Вячеслава Владимировича против братьев Всеволода Ольговича Игоря и Святослава.

После кончины Всеволода Ольговича в 1146 на киевский престол вступил Изяслав Мстиславич. Ростислав Мстиславич поддерживал брата и по его приказанию воевал с князем Туровским Вячеславом Владимировичем. Вел боевые действия против суздальского князя Юрия Долгорукого.

В 1158 году Ростислав оказывал помощь полоцкому князю Рогволоду в борьбе за полоцкий престол и поддерживал его позднее.

Как свидетельствуют древние летописи, князь Ростислав отличался в боях подвигами мужества, но также и высокими христианскими качествами: он был незлобив, уступчив и миролюбив. Любовь к своим подчиненным, желание им всякого блага, забвение обид и постоянное памятование о своих грехах составляли неотъемлемую принадлежность его души.

Хотя основным претендентом на великое княжение в Киеве со стороны Мономаховичей был дядя Ростислава Юрий Долгорукий, Смоленскому князю, одному из самых могущественных властителей Русской земли, нередко принадлежал решающий голос в военном и дипломатическом соперничестве. Для каждого из участников схватки он — одновременно опасный противник и желанный союзник, помимо своей воли он оказывается в центре событий. Это имело большое значение, потому что святой Ростислав выделялся среди современников государственной мудростью, строгой справедливостью и безусловным послушанием старшим, глубоким почтением к Церкви и ее иерархии. Для нескольких поколений он стал олицетворенным носителем Русской Правды и русской праведности.

В 1154 году умирает Изяслав, и Ростислав становится великим князем киевским, но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. В конце этого же года после смерти Вячеслава Владимировича он вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжение другому своему дяде — Юрию Долгорукому, и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах. Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 года и оставался великим князем до самой смерти.

Когда же Ростислав стал великим князем, то больше всего заботился о мире на Земле Русской. Во времена его княжения междоусобицы на Руси практически не было. Он старался поддерживать безопасность Киева и следил за порядком. В 1165 г. он фактически присоединил к Смоленскому княжеству Витебск, куда посадил своего сына Давыда Ростиславича. За это витебский князь Роман получил в управление два смоленских города.

Своей примирительной, справедливой политикой Ростислав Мстиславич Смоленский сумел привлечь к себе симпатии многих удельных князей; даже с лютыми врагами русских земель, половцами, он старался наладить отношения с помощью родственных связей.

Велик вклад святого князя Ростислава Смоленского в развитие Древнерусского государства и Русской Православной Церкви.

Более 40 лет князь правил Смоленской землей. За это время она застраивается городами и селами украшается храмами и монастырями. Святым Ростиславом был основан город Рославль (Смоленская область), белорусские города Мстиславль (названный по имени его отца князя Мстислава), Кричев, Славгород.

В 1136 году Ростислав добился создания отдельной Смоленской епархии. Первым ее епископом стал Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом, а имущественное ее положение было обеспечено Уставом князя Ростислава, изданным в том же году. В Уставе отмечены волости Смоленского княжества, размещенные на территории современной Беларуси: Копысь, Лучин, Басея ( сейчас — на стыке Горецкого и Шкловского районов), Мирачицы, Витрино, Прупой (Пропойск, в настоящее время Славгород), Кречуг (Кричев). Хлопотами князя был перестроен и расширен большой Успенский собор, заложенный его дедом Владимиром Мономахом. Он обеспечил Смоленский храм Успения Богородицы материально, превратил из городского собора в церковный центр огромной Смоленской епархии. Святой князь Ростислав был строителем Смоленского Кремля и Спасского собора Смядынского Борисоглебского монастыря, основанного на месте убийства святого князя Глеба. Позже его сын Давыд, выполняя, возможно, желание своего отца, перенес на Смядынь из Киевского Вышгорода ветхие деревянные раки святых Бориса и Глеба, в которых их мощи покоились до переложения в каменные раки.

Ростислав много заботился о собирании и списывании книг и рукописей. В самом Смоленске, в других городах и селениях в его время появились книгохранилища светской и духовной литературы. Смоленские летописи не сохранились до нашего времени, но то, что смоленская летопись существовала, ведет свое начало со времен Ростислава, не вызывает никаких сомнений. Смоленские известия 30-60-х гг. XII века стали основой «Хроники Ростиславичей», которая написана в 80-е гг., и через нее вошли в Киевский свод 1200 г., составленный по приказу сына Ростислава, князя киевского Рюрика.

Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных периодов в истории Русской Православной Церкви. Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты русского ученого инока Климента Смолятича и повелел поставить его в митрополиты собором русских епископов, без обращения к Константинопольскому Патриарху. Это произошло в 1147 году. Русская иерархия в основном поддержала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Новгородским, не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные «автокефальные» церковные округа. Так поступил и епископ Мануил Смоленский.

Святой Ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробленности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложнилась бы такой же «битвой» за киевскую митрополичью кафедру между многочисленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка.

Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом. Им стал святой Константин, но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого. А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава, Мстислав Изяславич, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент Смолятич.

Началась церковная смута — на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у Патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.

Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру Андрея Боголюбского, пытавшегося в это время провести в митрополиты своего сподвижника епископа Феодора, Ростислав Мстиславович выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент Смолятич.

Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа, который был самым близким к святому Ростиславу человеком.

Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением относительно их православности, в связи с известным «спором о постах» (леонтианская ересь).

Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у патриарха благословения русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи. В 1165 году в Киев прибыл новый митрополит — грек Иоанн IV, и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года. Киевская кафедра вновь осталась пустующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. Единственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и святыми старцами Киево-Печерского монастыря и Феодоровского монастыря в Киеве, основанного его отцом.

В 1167 году Ростислав отправился в Новгород улаживать конфликт между своим сыном Святославом и горожанами. Однако по пути он заболел и остановился в Великих Луках. Сюда приехали к нему Святослав и представители новгородцев. Помирив их, Ростислав вернулся в Смоленск совсем больной. Перед смертью он сетовал своему духовнику, священнику Семену, на то, что тот не допустил его до пострижения. Святой Ростислав постоянно имел эту мысль и часто твердил игумену Поликарпу: «Поставь мне келью, боюсь смерти неожидаемой». Но Поликарп отговаривал его, указывая на то, что дело князя — ограждать покой людей правосудием и мечом, наконец, предложил ему предоставить себя воле Божией.

Теперь князь спешил в Киев, чтобы постричься. Сестра и сын уговаривали его остаться в Смоленске, чтобы быть погребенным в храме, им созданным. «Везите меня в Киев, — отвечал он, — если умру на дороге, положите меня в отчем монастыре у св. Феодора, если Бог исцелит меня молитвами Пречистой Своей Матери и св. Феодосия, постригусь в Печерском монастыре».

Предчувствуя скорую смерть, на пути в Киев, он еще раз вознамеревается постричься, но от этого поступка отговаривает духовник его Симеон: «Княже! Для чего хочешь оне сотворить! Бог тебя учинил князем, определил тебе правду делать и праведно подданных судить, все свои обещения и клятвы твердо и нерушимо держать, а не как чернецу уединиться от людей. » Но князь уже предчувствовал кончину. В селе Гордино, позвав к ложу Симеона, своего постельничего Иванку Флоровича и смоленского боярина Бориса Захарьинича, «воздев руки, начал молиться и, воззрев на икону Господа Иисуса Христа, тихо говорил со слезами: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по Глаголу твоему, с миром!» С тем и скончался 14 марта (27 марта) 1167 года. Через неделю тело его было погребено в Киево-Феодоровском монастыре, где и покоится до сих пор.

Со смертью Ростислава Мстиславича ушла в прошлое целая эпоха — эпоха укрепления отдельных княжеств. Смоленский князь Ростислав был представителем нового поколения русских князей, которые действовали, прежде всего, в интересах собственных семей и собственных земель. Политика Ростислава Мстиславича в Смоленске и Киеве яркий тому пример. Он сумел превратить Смоленское княжество в одно из сильнейших княжеств Киевской Руси и поднять авторитет князя Киевского.

Его деяния во благо государства и православного народа русского, Святой Церкви высоко оценены Православной Церковью. В 1984 году он был прославлен Русской Православной Церковью в лике святого. Дни памяти 14/27 марта; в Соборе Белорусских святых — 3 Неделя по Пятидесятнице и в Соборе Смоленских святых — воскресенье перед 28 июля/10 августа

Александр Медельцов

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения