Начало Православной Руси. 10.Утверждение Православия в Северо-Западной Руси

В Северо-Западный край традиционно включаются территории нынешней Беларуси, частично литовские и жмудские (жемойтские земли), входившие в разное время в Киевское, Смоленское, Волынское, Чер­ниговское княжества. Территория этого края, важная в стратегическом отношении, неоднократно использовалась киевскими князьями для борьбы против поляков, ятвягов. В X в., благодаря многочисленным судоходным рекам, развитому земледелию и ремеслу, край являлся своеобраз­ным центром торговли всей Киевской Руси. Здесь про­ходили основные торговые пути из Новгорода в Киев и с Запада на Восток. Об этом свидетельствуют многочислен­ные находки римских, германских, восточных кладов. С развитой торговлей были непосредственно связаны успехи материальной и духовной культуры.

Населяющие этот край племена кривичей, дреговичей, радимичей довольно рано узнали о христианстве. Они входили в соприкосновение с варягами, а также с торговыми людьми, использовавшими знаменитый путь «из варяг в греки», по рекам Западная Двина и Днепр. Среди этих людей встречались и христиане.

Большую роль в утверждении христианства в Северо-Западных землях сыграл Полоцк.

Впервые Полоцк упоминается в древнерусской летописи «Повесть временных лет» под 862 годом. Но на самом деле город старше на 2-3 столетия. Об этом нам свидетельствуют результаты археологических раскопок, которые проводили на современной территории. Полоцкое княжество имело выгодное географическое положение. Город находился на пересечении торговых путей «из варяг в греки», которые соединяли Полоцк с другими странами.

Первым правителем Полоцкой земли был Рогволод, который стал княжить в 60-70-е годы X века. У полоцкого князя росла дочь — Рогнеда. Когда пришло время отдавать её замуж, к ней посватались киевский князь Ярополк и новгородский князь Владимир. Ярополк и Владимир в то время ожесточенно боролись за великокняжеский престол, поэтому руководили ими не только возвышенные чувства. Каждый из них хотел укрепить своё княжество.

Рогволод в борьбе занял сторону Ярополка. Дело кончилось тем, что Владимир с большим войском захватил и разграбил Полоцк, а Рогнеду насильно взял в жены. Это произошло в 978 году. Владимир тогда же захватил Киев. Он стал великим князем, женившись на супруге покойного Ярополка. В то время на Руси ещё было распространено язычество позволявшее князьям иметь несколько жён.

Заслуживает также упоминания тот факт, что в 865 г. (по др. сведениям 867-г.) Полоцк, являвшийся племенным центром кривичей, подвергся нападению со стороны киевских князей Аскольда и Дира, принявших святое крещение в бытность Константинопольского Патриарха Фотия (где-то в 60-е гг. IX в.). В дальнейшем знакомству с христианством могло способствовать также и то, что в 907 г. дружина полоцких кривичей участвовала в походе киевского князя Олега на Константинополь. В 944 г. полочане совершили аналогичный поход в составе войск князя Игоря. Около 1000 г. Полоцк посетил варяжский миссионер Торвальд Кодрансон, выходец из Исландии, до этого побывавший в Иерусалиме, основавший недалеко от Полоцка монастырь св. Иоанна Предтечи, одноименная церковь которого, по-видимому, упоминается в позднейших актовых грамотах XIV ст. Но это были лишь первые случаи, первое знакомство наших предков с Православием. Христианизация народов Северо-Западной края произошла после крещения Руси князем Владимиром.

Среди полоцких кривичей одной из первых приняла веру Христову и постриглась в монахини супруга князя Владимира Киевского полоцкая княжна Рогнеда. Ее старший сын Изяслав по сообщению Никоновской летописи, отличался особой набожностью. «Бысть же... тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин иноческий, и прилежаще прочитанию Божественных Писаний, и отвращаяся от суетных глумлений, и слезен, и умилен, и долготерпелив».

Вместе с тем некоторые историки подвергают сомнению столь быстрое крещение Рогнеды. «После вы­бора Владимиром новой жены, — пишет Г.М. Филист, — она вроде бы даже восклик­нула: «Прошу, уневести меня своему Христу и да при­му святой, ангельский, иноческий образ». Трудно пове­рить в такой шаг полоцкой княжны, крутой нрав которой известен по летописям. Скорее всего, ее насильственно выслали в родные края. Несомненно и то, что церковный историк А. И. Слупский преувеличивал роль Изяславля как центра распространения христианства, тогда как этот город никогда не занимал ведущего места в истории Северо-Западного края, а с 1159 г. не упоминается в ле­тописях вообще»[ Филист Г.М. Введение христианства на Руси. Минск. «Беларусь». 1988. С. 178].

Первые епископы на белорусские земли направлялись митрополитами Киевскими, бывшими в каноническом подчинении у Патриархов Константинопольских. Посредством Православной Церкви осуществлялась духовная и культурная связь с центром христианской цивилизации того времени — Византией, что в значительной степени предопределило тот духовный и культурный подъем, которым были отмечены XI — XII столетия отечественной истории.

Для укрепления жителей Полоцкого княжества в вере и благочестии, для организации церковной жизни в 992 году в городе Полоцке была основана Полоцкая православная епархия.

Впрочем, по мнению некоторых современных историков, трудно с точностью определить время установления Полоцкой епархии. В летописях, дошедших до наших дней, первый епископ, имеющий титул Полоцкого, вспоминается в 1105 году. Был им епископ Мина. Имена его предшественников нам неизвестны, однако наличие епископской кафедры в X веке косвенно подтверждается многими историческими доказательствами.

По свидетельству Книги Степенной, митрополит Леонтий установил 6 епархий, в числе которых Полоцкая, правда, не упоминается, но непосредственно присовокупляется: «и во иные многие грады разосла (митрополит Леонтий) епископы»[ Сапунов А.П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX века. /А.П. Сапунов — Витебск, 1998. — С. 7]. Разделение русской церкви на епархии происходило одновременно с разделением государства между детьми святого Владимира. Посылая своих детей в назначенные им уделы, князь заповедал им «веру православную непорочно держати, злославные же догматы до конца отвращати и в этом деле со епископы советовати».

Историк В. Татищев, а также автор «Краткой истории Русской Церкви» митрополит Платон, основываясь на документах и летописях, которые до нас не дошли, полагали, что Киевский Митрополит Никифор I, рукоположивший в 1105 году архимандрита Мину во епископа Полоцкого, сам до этого занимал Полоцкую епископскую кафедру[Шейкин, Г. Полоцкая Епархия. Историко — Статическое Обозрение. / Г. Шейкин. — Минск: Свято — Петро — павловский Собор, Белорусское православное братство Трех Виленских Мучеников, 1997. — С. 6.].

Святитель Мина славится Православной Церковью как один из первых архипастырей. Мина, из монахов Киево-Печерских, поставленный 13 декабря 1104 года, своим житием и служением, распространил веру Христову на Белой Руси. Ничего не ведомо о деяниях святого Мины в епископском сане. Можно лишь предполагать, что радением его возводились церкви и монастыри, воспитывались в законах пастыри и пасомые. А может, именно под духовным окормлением святого Мины возросла в вере преподобная Евфросиния, будущая игуменья Полоцкая, ведь и постриг приняла она ещё при жизни святителя. Земная жизнь святого закончилась летом 1116 года. В Воскресенской летописи читаем: «Того же лета [1116] преставился Мина, епископ Полоцкий июня 20»[ http: //www.piligrim. by].

В Степенной книге, где издаётся Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, говорится, что преемник епископа Мины епископ Полоцкий Илья (упоминаемый до 1128 года), уступая преподобной Евфросинии для её монастыря «местечко Сельцы», сказал преподобной Евфросинии: "есть там церковь Всемилостивого Спаса, идеже братия наша лежат, прежде нас бывшие епископы"[ Шейкин, Г. Полоцкая Епархия. Историко — Статическое Обозрение. / Г. Шейкин. — Минск: Свято — Петро — павловский Собор, Белорусское православное братство Трех Виленских Мучеников, 1997. — С. 6.]. Поэтому можно заключить, что у епископов Полоцких Мины и Илии было несколько преемников.

Полоцкие епископы принимали самое деятельное участие в исполнении дел, которые касались всей церковной полноты. Епископ Мина в 1115 году участвовал в перенесении мощей святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. В 1147 году епископ Полоцкий Козьма присутствовал на соборе в Киеве по поставлению на митрополичью кафедру Климента Смолятича. В 1182 году при пострижении игумена Василия Новгородского митрополитом Киевским Никифором II в Киеве присутствовал среди других епископов и "Никола Полотский епископ"[ Шейкин Г. Указ. Соч.].

Большим авторитетом обладали Полоцкие епископы на местном уровне, в пределах Полоцкого княжества. Занимались епископы не только церковными, но и государственными делами. Епископ считался старшим по своему авторитету представителем Полоцкой земли, которая в XIII веке включала территорию с городами: Полоцк, Витебск, Друцк, Минск, Изяслав, Слуцк, Оршу. Встречались документы политического характера, под которыми стояла подпись Полоцкого епископа.

Большое политическое значение Полоцких епископов стало причиной тому, что в церковной иерархии они заняли высокое положение. Полоцкий епископ именовался вторым после Киевского митрополита.

Двенадцатый век стал для Полоцкой епархии временем расцвета. Во время епископа Илии, находясь в 12-летнем возрасте, под влиянием своей тёти Романовой, приняла монашество преподобная Евфросиния, в миру Предислава.

Вполне можно допустить, что инициатором церковного прославления преподобной Евфросинии Полоцкой был сам Полоцкий епископ Дионисий.

Во время служения епископа Дионисия в 1159 году при церкви Богородицы в Петров день было сделано братское пожертвование на храм. В Полоцке впервые была создана братчина — прообраз церковных братств в будущем.

По кончине епископа Дионисия, в 1138 году Киевский митрополит Никифор II отправил на Полоцкую кафедру Николая, который был грек. Епископ Николай посвящался на Ростовскую кафедру, но по причине того, что князь Всеволод не принял его, митрополит послал владыку на Полоцкую кафедру. Сколько лет управлял епископ Николай, и кто стал его преемником, нам неизвестно.

Следующий епископ — Алексий — упоминается в Лаврентьевской летописи. Был хиротонисан митрополитом Кириллом II, по приглашению митрополита ездил в Киев для участия в хиротонии епископа для Ростова.

После Алексия на Полоцкую епархию был поставлен святитель Симеон, который был из рода князей Полоцких. Епископ Симеон участвовал в соборе во Владимирове-на-Клязьме. Симеон считается основателем Свято-Николаевского монастыря.

Епископ Григорий был ближайшим преемником Симеона. Епископ Григорий был в числе пяти архиереев, которые собрались в Новгороде в 1331 году.

В период до начала XV века история сохранила нам имена следующих Полоцких епископов: Никифор (конец XI — начало XIIст.); Мина (1105-1116 гг.); Илья (упоминаемый до 1128 г.); Козьма (поставленный в 1143 г.); Дионисий (1169-1183 гг.); Николай Грек, (1218 г.); Алексий (ок.1231 г.); Симеон (1289 г.); Иаков (1300 г.); Григорий (1331 г.); Феодосий (1392-1416 гг.). Трое из Полоцких епископов этого периода святостью своей жизни удостоились церковного прославления[Шейкин Г. Указ. Соч. с. 11]. Это — Мина, Дионисий и Симеон.

Летописное упоминание о первом православном полоцком храме — церкви Пресвятой Богородицы — датируется 1007 г. В середине ХI в. в Полоцке был возведен четвертый в христианском мире Софийский собор. Отсюда начала свой праведный путь правнучка князя Владимира княжна Предислава — святая преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая. По мнению археологов раньше на месте собора находилась деревянная церковь, срубленная в конце X — нач. XI вв.

В 1001 г. одна из первых церквей в Полоцкой земле была построена в Друцке, в XII в. превратившегося в столичный город удельного княжества. В Друцком Евангелии (XIV ст.) читаем: «В лето 6509 (1001) сотворена бысть церкви сия святая Богородица в граде во Дрютьсце..»[ Друцк старажытны. Мн., 2000. С. 120.]. В конце XI в. был заложен каменный храм в Минске, фундаменты которого археологи обнаружили в 1949 г.

В 1005 г. епископская кафедра была учреждена в Турове, объединявшем вокруг себя дреговичей. Об открытии кафедры сообщается в статье (уставной грамоте), содержащейся в Киевском Патерике XVII в. редакции архимандрита Иосифа Тризны под названием «Туровской епископии завет блаженного Владимира». Первым ее епископом был Фома, в духов­ном подчинении которого были города Пинск, Новгородок, Гродно, Брест, Волковыск, Здитов, Слуцк и некоторые другие.

В XII столетии в Полоцкой и Туровской землях, как и в других областях Древней Руси, быстро утвердилось почитание святых мучеников Бориса и Глеба (+ 1015). В Полоцке в их честь основывается Бельчицкий монастырь. Одноименная обитель вырастает в Турове. В Гродно, Новогрудке, ряде других мест в память свв. Бориса и Глеба строятся приходские храмы. Об их почитании свидетельствуют данные археологии, например, фрески святых, украшавшие церковь святой Параскевы Пятницы в Полоцком Борисоглебском (Бельчицком) монастыре. Их же изображения сохранились на фресках Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо — Евфросиниевского монастыря. В Минске при археологических раскопках была найдена вислая печать, с вытиснутым на ней обликом св. Глеба. В Копыси обнаружена бронзовая иконка св. мучеников Бориса и Глеба. В Мстиславле найден медальон с их изображением. Все предметы датируются XII ст. По замечанию М.О. Кояловича, «в Полоцкой земле, и вообще в белорусской стране, эти мученики даже больше помнились, чем в других областях Руси»[ Коялович. Чтения по истории Западной России. СПБ. 1884. С. 63.]. Гродненский князь Всеволодко Давидович (1116 — 1132 гг.) дал в честь свв. Бориса и Глеба имена двоим своим сыновьям. Князь, владевший в сер. XIII ст. Волковыском, также носил имя Глеба.

Интересным памятником являются так назывемые «Борисовы камни», по началу служившие языческими фетишами, затем превращенные в своеобразные христианские святыни. По указанию князя Бориса Всеславича (1102 — 1106-? гг.) на них высекались кресты и надписи, чаще всего следующего содержания: «Господи, помози рабу Твоему Борису».

В XII столетии в Полоцкой и Туровской землях совершали свой иноческий подвиг святые, позднее канонизированные Русской Православной Церковью. Среди них наиболее известны имена: святителя Кирилла, епископа Туровского (ок. 1159 — 80 — е гг. 12 в.) и преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой (1101 — 1173 гг.).

Св. Кирилл обладал редким литературным даром. Его творения пользовались известностью в Русской земле и за ее пределами. Наряду с произведениями известных византийских проповедников, они включались в состав различных сборников (в т.ч. Торжественника). Не случайно, современники прозвали святителя Кирилла «Златоустом, паче всех возсиявшим нам на Руси».

Преподобная Евфросиния вошла в церковную историю Беларуси, как неутомимая труженица на ниве христианского просвещения. С ее именем связано возведение в Полоцке Спасо-Преображенского храма и основание при нем женского монастыря, существующего до сих пор. В нем она подвизалась, занимаясь переписыванием богослужебных книг. В 1161 г. по заказу преподобной местный ювелир Лазарь Богша изготовил крест-ковчег, в котором были помещены величайшие христианские святыни: частица Древа Креста Господня с каплей крови Спасителя. Частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери; частицы мощей св. архидиакона Стефана, св. вмч. Пантелеимона и крови св. вмч. Димитрия Солунского.

Византийский император Мануил I Комнин (1143 — 1180) передал в дар Полоцкой игумении список чудотворной иконы Эфесской Божией Матери. В конце жизни преподобная Евфросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и преставилась. После захвата в 1189 г. Иерусалима войсками султана Саладина ее честные останки были перенесены в Киево-Печерскую Лавру. В 1910 г. их возвратили в Полоцк. В Житии преподобной Ефросинии (XVI в.) говорится о том, что она была «яко луча солнечная, просветившая землю Полотскую».

Утверждению веры Христовой в западнорусских землях немало способствовали представители правящего класса местного общества. Известно, что кн. Всеслав Брячиславич (1044 — 1101 гг.) поддерживал тесные связи с Киево-Печерским монастырем. Супруга минского князя Глеба Всеславича (1104 — 1119 гг.) Анастасия жертвовала золотые и серебряные гривны на строительство трапезной в Киево-Печерской лавре, и, может, за это ее муж, кн. Глеб, был поминаем черниговским игуменом Даниилом во время «хождения» во Святую землю в 1106 — 1108 гг. Туровский князь Святополк II Изяславич (с 1093 г. Вел. кн. Киевский) "читатель был книг и вельми памятен, за многие бо лета бывшее мог сказать, яко написанное"[ А. Мельников. Путь непечален. Мн., 1992. С. 49]. По преданию, его жена гречанка Варвара основала в Турове женский монастырь в честь св. вмч. Варвары.

В XII веке в Западной Руси наблюдалось особенно интенсивное строительство православных храмов. В Полоцке в указанное время было возведено не менее 10-ти монументальных каменных церквей. В Гродно — 3 храма. Церковное каменное зодчество развивалось в Турове, Минске, Витебске, Новогрудке, Волковыске. Во многих селениях возводились деревянные церкви. С того времени до наших дней уцелели храмы: Спасо-Преображенский в Полоцке, свв. Бориса и Глеба (Коложский) в Гродно, Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске (восстановлен в кон. 90-х гг. XX ст.). Частично сохранились фундаменты и три апсиды Полоцкого Софийского собора XI века. В Турове, на замчище, археологи открыли основания каменного храма XII ст., название которого неизвестно. По своим размерам он уступал в Древней Руси лишь Софии Киевской и Софии Новгородской. Многие церкви тех лет были украшены фресками, мозаиками, иконами. Примерно к 1182 г. относится обретение под Пинском Купятичской иконы Божией Матери, которая является древнейшим чудотворным образом Беларуси. С конца XII столетия сохранились: Полоцкое и Оршанское евангелия-апракосы. Оршанское обращает на себя внимание тем, что в нем находим более 300-т красочных инициалов. Надо полагать, что в XII в., а возможно и раньше, наряду с развитием храмового зодчества, и других церковных искусств, в наиболее крупных городах Западной Руси, таких как: Полоцк, Туров, Минск, Новогрудок, зародилось летописание, отразившее духовный подъем, проявившийся в это время в жизни местного общества. О широком распространении письменности после принятия христианства, свидетельствуют многочисленные находки надписей, обнаруженных на различных предметах и носящих бытовой характер.

"Если учесть, что в XI — XII вв. в пределах нынешней Беларуси существовало, по меньшей мере, около 30-ти городов, в каждом из которых действовал православный храм, а в отдельных и несколько церквей (и это не считая сельской местности), то не будет преувеличением сказать, что учреждение епископских кафедр в Полоцкой и Туровской землях на рубеже X — XI вв. принесло действительно богатые плоды. Несмотря на сильные пережитки язычества, вера Христова достаточно глубоко проникла в жизнь восточнославянского населения этих земель, благодаря принятию христианства превратившегося в XII ст. из отдельных племенных образований в часть единой древнерусской народности, характеризовавшейся общностью языка, культуры и этнического самосознания. Огромную роль в этом интеграционном процессе сыграла Православная Церковь".[ Распространение христианства и учреждение первых епархий. Church.by]

И все же, процесс христианизации в начальный период в Северо-Западной Руси проходил значительно медленнее, чем в киевских землях. Следует отметить, что старшие сыновья Владимира в 988–990 гг. уже находились во главе княжеств, поэтому во время крещения их не было в Киеве. Удельные князья, представляя интересы своих земель, не могли уже бездумно и автоматически по­вторить шаг киевского князя, проигнорировать мнение своих дружинников и знати, настороженно воспринимав­ших любое мероприятие Киева.

Особенности христианизации связаны с противоречиями, существовавшими между мест­ным боярством и киевской знатью. Бояре, группировав­шиеся вокруг местных князей, не хотели подчиняться Киеву и делиться с ним взимаемой с населения данью. Достаточно известны случаи тяготения к автономии уже в период борьбы Ярополка с Владимиром за власть. Борьба за самостоятельность продол­жалась и в XI в., именно она наложила отпечаток на процесс христианизации этого края.

Александр Медельцов.
Историк, член Союза писателей Беларуси.

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения