Воздвижение в народных традициях Руси

Воздвижение в народных традициях Руси

27 сентября — праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, установленный Церковью в воспоминание обретения св. царицею Еленою Креста, на котором был распят Спаситель мира — Сын Божий.

Воздвижение — заключительный день бабьего лета, встреча осени. С его приходом осень вступает в свои права, заставляя сельского жителя все чаще и чаще задумываться о грядущей зиме.

«На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!» — говорилось в русской деревне. «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!», «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!», «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!», «Воздвиженье — последний воз сдвинулся с поля, а птица — в отлет!», «На Воздвиженье ни змея и никакой гад по земле сырой не движется!» и т. д.

Воздвиженье — постный праздник.

«Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него — пятница-середа, постная еда!» — говорят в народе. «Кто не постит Воздвиженью — Кресту Христову, — на того семь грехов воздвигнутся!», «Кто скороми на Воздвиженьев день чурается, — тому семь грехов прощается!», «У кого на столе убоина о Воздвиженьи, — тот все свои молитвы убивает, а новой не знает — не ведает, нечем ему Бога помолить!»

На Воздвижение издревле во многих местах воздвигал православный люд часовни и малые церкви . Ставили также придорожные кресты обетные, в благодарность за избавление от зла-напасти, морового поветрия, лихого попущения. В обычае было также воздвигать в это время и кресты на новостроящихся храмах. Поднимались в этот день и иконы для обхода полей, с молитвою о будущем урожае. Молятся «празднику» и о болящих-страждущих, чтобы Господь воздвиг их с одра болезни. «С верою помолиться праведному человеку на Воздвиженьев день, так Животворящий Крест и со смертного ложа подымет!» — говорят в народе, твердо памятующем дедовский завет о том, что «правда сильна верою, а вера — правдою».

В одном из старинных русских сказаний говорится, что на Воздвижение происходит битва-бой между «честью» и «нечестью». Поднимаются в этот день, — гласит оно , - воздвигаются одна на другую две силы: правда и кривда, «свято» и «несвято»... И зачинает осиливать наваждение от лукавого, и починает колебаться все стоящее за веру правую и правду верную. Дрожит-колышется, сотрясается Мать-Сыра-Земля... Но вот воздвигается из недр ее Свят-Господень Крест; вся вселенная сияет, как солнце, от его нетленных-негаснущих лучей. И тает, как воск — от огня, все злое-нечистое, все сильное кривдою мира — пред этим лучезарным Крестом. Побеждает все праведное, все чистое... «И так до скончания века веков», — гласит заключительное слово этого сказания, свидетельствующего о непоколебимой вере народа в торжество правды.

Праздник Воздвиженья слывет «капустницами».

«Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!» — говорят на сельской Руси: «Воздвиженье — капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что со Воздвиженья!», «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пироги с капустой!», «И плохая баба о Воздвиженьи — капустница!», «На Воздвиженье — чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!», «На Воздвиженье первая барыня — капуста!» и т. д. Капуста у всех на языке в Вздвиженьев день. «Щи да каша — пища наша!», -говорит деревенский люд, а сам приговаривает: «Без хлеба мужик сытым не будет, без капусты — щи не живут!», «Хлеб да капуста лихого не попустят!», «Капуста не пуста, сама летит в уста!». О незапасливых хозяевах замечают: «Пошел бы к соседу по капусту, да на двор не пустят!».

Старинное поверье советует выбирать капустные семена из кочанов если не на Воздвиженье, то на Благовещенье. «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!» — гласит оно.

Воздвиженье начинает ряд осенних веселых вечеринок, справляющихся и слывущих под именем «капустниц». В старину в этот день девушки, нарядившись в праздничные одежды, ходили из дома в дом — рубить капусту. Это делалось с веселыми песнями; гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались разные угощенья. Юноши высматривали себе в это время невест-«капустниц». Вечером, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье, нередко приводившее к свадьбам, игравшимся в Покров-день. «Капустенския вечорки» длились две недели. Окончание их молодежь ожидала, как веселого праздника, вроде Масленицы. Немало песен особого склада, приурочивалось к этому времени, своих, «капустенских», хотя не считалось зазорным петь на «вечорках» и всякие другие, лишь бы были складны да веселы.

Подготовил А. Медельцов
По материалам книги А. А. Коринфского
«Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа»
Смоленск., «Русич» 1995 г.

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения