Православный календарь

Православный календарь

Слово «календарь» происходит от латинского «calendae», что означает название первого дня каждого месяца в Древнем Риме и переводится как «созыв», «провозглашение».

Слово «календарь» происходит от латинского «calendae», что означает название первого дня каждого месяца в Древнем Риме и переводится как «созыв», «провозглашение». В Древнем Риме существовала традиция по которой жрецы провозглашали начало каждого месяца. Позднее слово «calendarium» означало долговую книгу куда кредиторы записывали проценты, вносившиеся должниками по долгам в первые дни месяца. Сегодня понятие календарь означает систему счета промежутков времени.

Православный календарь сочетает в себе принципы двух календарей — римского солнечного и еврейского лунно-солнечного. Римскому календарю соответствуют церковные праздники неподвижного цикла, т.е, которые ежегодно отмечаются в один и тот же день. Главный из них — Рождество Христово, христианская церковь совместила с днем зимнего солнцестояния, 25 декабря по старому стилю. Этот день у римлян был Днем Рождения Непобедимого Солнца. Римский календарь дважды подвергался кардинальным реформам: сначала Юлием Цезарем (потому называется юлианским, русская православная церковь использует его и сейчас) в 46 г. до н.э., затем в 1582 году папой Григорием XIII (мы сегодня пользуемся этим календарем в гражданской жизни, именуя его григорианским).

Праздники же подвижного цикла соответствуют еврейскому лунно-солнечному календарю. Главный праздник православной церкви — Пасха, у иудеев — Песах. Совпадает и название другого праздника — Пятидесятница.

Юлианский календарь («старый стиль») — календарь, принятый в Европе и России до перехода на григорианский календарь. Введен в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н.э., или 708 г. от основания Рима. На I Никейском Соборе, созванном равноапостольным царем Константином Великим в 325 году, в числе других важнейших догматических установлений были выработаны единые правила вычисления христианской Пасхалии и установлена единая эра от Рождества Христова (Р.Х.) для всех христиан. Календарь Юлия Цезаря превратился в Церковный Юлианский календарь, который в усложненном виде своем более 1000 лет служил в качестве универсального календаря для всего христианского средневековья и до сих пор служит в том же качестве для Православного мира.

Григорианский календарь введен папой Григорием XIII в 1582 году. Римский папа удалил из этого года 10 дней (с 4 по 14 октября) и ввел правило, по которому в будущем из каждых 400 лет юлианского календаря для выравнивания с тропическим годом будут выбрасываться 3 дня.

По юлианскому календарю каждый 4-й год (номер которого делится на 4), является високосным, т.е. содержит 366 дней, а не 365, как обычный. Этот календарь отстает от солнечного на 1 сутки за 128 лет, т.е. примерно на 3 суток за 400 лет. Это отставание было учтено в григорианском календаре («новый стиль»). Для этого «сотые» (оканчивающиеся на 00) годы сделаны не високосными, если только их номер не делится на 400.

Високосными были 1200, 1600, 2000 и будут 2400 и 2800 годы, а 1300, 1400, 1500, 1700, 1800, 1900, 2100, 2200, 2300, 2500, 2600 и 2700 — нормальными. Каждый високосный год оканчивающийся на 00 увеличивает разницу нового и старого стилей на 1 день. Поэтому в XVIII веке разница составляла 11 дней, в XIX веке — 12 дней, а вот и в XX, и в XXI веках разница одна и та же — 13 дней, поскольку 2000 год был високосным. она увеличится только в XXII веке — до 14 дней, затем в XXIII — до 15 и т.д.

Реформа календаря была почти сразу принята всеми католическими странами. К середине XVIII века Григорианский календарь завоевал протестантские страны Европы. Юлианский календарь сохранился в России, Греции и в патриархатах Восточно-христианского мира, свято и непреложно чтивших постановления Святых Отцов Церкви.

Однако, следует заметить, что у нас в связи с переходом в России на новый стиль (в 1918г.) при праздновании некоторых памятных дат (юбилеев) связанных с прошлым могут возникать разночтения т.е. необходимы согласования с церковным годом.
Весь православный календарь составлен от Пасхи до следующей Пасхи, все праздники и посты связаны с нашим главным церковным праздником.. Всего в православном календаре двенадцать двунадесятых праздников, в которых три праздника подвижных (Вознесение Господне, Пятидесятница, Вход Господень в Иерусалим) и девять неподвижных (Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Успение Богородицы).

У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существуют предпразднство, попразднство и отдание, то есть дни или несколько дней перед, во время или после больших праздников, в богослужения которых уже входят молитвословия, посвященные празднуемому событию.

Православный календарь также ежегодно отмечает пять великих непереходящих праздников — Покров пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Пасхальный цикл подвижный, потому что его дни каждый год передвигаются по числам месяца. По-другому этот цикл называется триодным, поскольку богослужебные тексты всех этих дней содержит книга с греческим именем Триодь. Эта книга с текстами изменяемых молитвословий делится на две книги — Триодь Постная (от недели мытаря и фарисея включительно до Великой Субботы) и Триодь Цветная (начиная с недели Пасхи и до Недели Всех святых). То есть в пост читаются молитвы по Постной книге, в праздничные дни — по Цветной.

Православный календарь содержит последовательность богослужений в течение дня, недели и года. Эти циклы называются богослужебными кругами. Богослужение каждого дня представляет собой соединение практически неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга лишь с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня.

Седмичный круг — богослужение в течение недели. В понедельник проводят богослужение в честь бесплотных сил — ангелов Господних, вторник посвящен пророкам и Иоанну Крестителю. По средам и пятницам богослужения посвящены воспоминаниям о крестной смерти Иисуса Христа. В четверг поминают апостолов, святителей и особенно Николая Чудотворца. Суббота посвящена богослужению в поминовение умерших христиан. В воскресенье проводятся службы в честь воскресения Господа Иисуса Христа.
Православный календарь, кроме праздников, дней памяти святых, содержит перечень постов, воздержания от скоромной пищи и увеселений. В календаре постов и трапез отражаются еженедельные дни строгого поста — среда и пятница, дни, в которые был предан и распят на кресте Иисус Христос.

Всего у православных христиан четыре больших многодневных поста в течение календарного года — Великий пост, он начинается за семь недель до празднования Пасхи, сразу после Сырной недели (масленицы), Петров пост, начинается на второй неделе после праздника Троицы, заканчивается праздником святых апостолов Петра и Павла. Успенский пост начинается 14 августа и заканчивается 27 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Рождественский пост (Филиппов пост) начинается 28 ноября и заканчивается 6 января, в рождественский сочельник.

Однодневные посты соблюдаются христианами согласно календаря в крещенский сочельник, перед Богоявлением, 18 января, 11 сентября, в день памяти и гибели великого пророка Иоанна Крестителя, 27 сентября, в день Воздвижения Креста Господня.

А.Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения