История книгопечатания. Иван Федоров

История книгопечатания. Иван Федоров

К году книги в Республике Беларусь.

К концу 15 века политическая зависимость Руси от Золотой Орды была ликвидирована, русские земли объединились вокруг Москвы. Возник общий подъем русской национальной культуры и, как следствие, увеличился спрос на книгу. В то время книги на Руси были только в рукописном виде. Переписывание книг считалось занятием почетным и добродетельным. Самому этому делу покровительствовали духовные и светские власти. К концу XV — началу XVI веков мастерство рукописания настолько развилось, что кроме писцов, трудившихся при монастырях, образовался целый класс переписчиков, работавших по найму.

Развитие книгопечатания

Во второй половине XV века книгопечатание получило значительное распространение в славянских землях: в Чехии первая печатная книга вышла в 1468 году, в Польше в конце XV века.
Первые книги на церковнославянском языке выпустил Швайпольт Фиоль в Кракове в 1491 году. Это были: «Октоих» («Осьмогласник») и «Часословец», а также «Триодь постная» и «Триодь цветная». Предполагается, что Триоди (без обозначенного года напечатания) Фиоль выпустил до 1491 года. В 1494 году в княжестве Зета (ныне Черногория) монахом Макарием была напечатана первая книга на славянском языке у южных славян, «Октоих-первогласник». В 1512 году Макарий напечатал Евангелие в Угро-Валахии (территория современных Румынии и Молдавии). В Черногории первая книга на славянском языке была напечатана в 1493 году, а в Сербии и в Белграде — в 1553 году.

В 1517–1519 годы в Праге Франциск Скорина напечатал кириллическим шрифтом на белорусском варианте церковнославянского языка «Псалтырь» и ещё 23 переведённые им книги Библии. В 1522 году в Вильно ( Вильнюс) Скорина напечатал «Малую подорожную книжицу». Эта книга считается первой книгой, напечатанной на территории, входившей в состав СССР. Там же в Вильно в 1525 году Франциск Скорина напечатал «Апостол» — первую печатную книгу Беларуси. У Скорины учился будущий помощник и коллега Ивана Фёдорова — Пётр Мстиславец.

В 1552 году датский король Христиан III направил посла с письмом к Иоанну Грозному, в котором убеждал молодого государя принять лютеранскую веру. Он предлагал царю разрешить его подданному Гансу Миссенгейму напечатать Библию и еще две протестантские книги на русском языке. Иван Грозный отклонил предложение датского короля. Охраняя русскую культуру, он не желал отдать в руки иностранцев организацию печатного дела в Москве.

На Руси печатные книги появились позже, чем в южных и западных славянских землях. Это объяснялось обилием рукописных книг и самих переписчиков. Однако, к тому времени в Священных и богослужебных книгах из-за многочисленных переписываний накопилось немало ошибок. По указанию царя Иоанна были приняты меры к исправлению дела. Наблюдать за правильностью переписывания поручили старейшим священникам, но исправить все, прежде написанные книги было невозможно. И когда в 1553 году потребовалось много богослужебных книг для новых храмов в завоеванном Казанском царстве, то из всего закупленного количества лишь немногие книги оказались без искажений.

Тогда царь Иоанн задумал организовать собственное печатное дело. В пользе книгопечатания убеждал царя преподобный Максим Грек — знаменитый проповедник и переводчик греческих книг. Желание царя устроить в Москве типографию поддержал его духовный наставник митрополит Макарий. Митрополит Макарий благословил царя на новое дело, сказав, что «мысль начать печатание книг на Руси внушена царю Самим Богом».

Новшества в книжном деле вызвали протест переписчиков. Их труд становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле. Печатников обвинили в распространении ереси. Однако царь и сторонники книгопечатания практически не обращали внимания на тайную или явную оппозицию. Церковь нуждалась в богослужебных книгах, спрос на которые не могли полностью удовлетворить переписчики.

Иоанн Васильевич принялся приводить свое намерение в исполнение. Место для постройки Печатного двора он выбрал в центре города на Никольской улице вблизи Заиконоспасского монастыря. Царь щедро выделял деньги на строительство типографии. Устройству типографии русских мастеров обучили итальянцы, которые со второй половины XV века проживали в Москве. Но само книгопечатание на Руси было организовано совершенно независимо и самостоятельно.

Становление Ивана Фёдорова

Главным деятелем книгопечатания стал диакон Кремлевской церкви Николы Гостунского Иван Федоров, человек посвятивший книгопечатному делу всю свою жизнь. Точной даты рождения Ивана Федорова установить не удалось. Считается, что он родился между 1510 и 1530 гoдами. Генеалогическая трактовка его типографского знака, тождественного с гербом белорусского шляхетского рода Рагоза, дает основания предполагать о его связи с этим родом либо по происхождению, либо в результате приписки к гербу. По одной из версий, он был родом из Петковичей, на границе Минской и Брестской областей. Некоторые ученые-историки высказывают предположение, что он обучался в Краковском университете. C 1530-х годов, по-видимому, Фёдоров принадлежал к окружению митрополита Макария. Под началом Макария занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского.

Иван Федоров был высокообразованным человеком, знатоком типографского дела, умел не только печатать книги, но и отливать литеры (металлические буквы) и вырезать матрицы (формы для отливки литер). Помощником Ивана Федорова в Москве был печатник Петр Тимофеев Мстиславец (уроженец беларуского города Мстиславля).

В 1553 году по приказу царя Иоанна IV в Москве был построен Печатный двор, который в 1550-е годы выпустил несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Предполагают, что в этой типографии работал Иван Фёдоров.

Возникновение и развитие книгопечатания в Московском государстве

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Как богослужебная книга она включает Деяния апостолов и их послания и предназначена для чтения в церкви во время богослужения Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам печатного искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начала 16 века), Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы, набрал ее полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины 16 века. Это — первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год, в начале 1565 года, в типографии Фёдорова вышла вторая книга «Часовник».

Так Иван Федоров положил начало великому культурному делу. Он высоко поставил типографское дело в Москве. Итальянский купец Барбарини, посетивший Печатный Двор, изумился мастерству русских. Вот что писал Барбарини на родину о состоянии книгопечатания в Москве: «В прошлом году ввели у себя печатание... и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве».

Между тем у Ивана Федорова появились противники и завистники. Они обвинили его в ереси, стремясь погубить дело. Это вынудило Ивана Федорова и его помощника Петра Мстиславца бежать «от земли и отечества» в иные неизвестные страны. Но врагам книгопечатания не удалось погубить великое дело первопечатника. В 1568 году московский Печатный двор возобновил свою деятельность с помощью других мастеров печатного дела - Невяжи Тимофеева и Никифора Тарасиева.

Время отъезда из Москвы первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца точно неизвестно. Вероятно, оно произошло после издания «Часовника» в 1565 г. После отъезда Ивана Федорова в Литву книгопечатание из Москвы было перенесено в Александровскую слободу, но в конце 16 века вернулось в столицу. Ученики Федорова продолжили его дело, издав около 20 печатных книг.

Иван Фёдоров в Беларуси

В 1568 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец находились в Беларуси, в Заблудове, имении крупного беларуского магната Григория Александровича Ходкевича. Убежденный противник объединения Литвы и Беларуси с Польшей, Ходкевич вместе со всем беларуским народом боролся против ополячивания. Для поддержания православной церкви и защиты беларуской народности он задумал напечатать богослужебные книги на славянском языке. Ходкевич предложил московским беглецам организовать типографию в его имении. Предложение было принято, и в 1568 году в Заблудове началось печатание книги «Евангелие учительное» - сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. Эта книга стала последней, которую Иван Федоров и Петр Мстиславец издали совместно. На этом их жизненные пути разошлись. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

Во Львове

В 1569 году была заключена Люблинская уния, окончательно закрепившая объединение Польско-литовского государства, после чего отношения с Москвой обострились, а православие стало постепенно изгоняться из государства. В таких условиях просветительская деятельность Ивана Федорова стала невозможной.

Ходкевич предложил Федорову в награду за работу пожаловать деревню, которая могла бы прокормить его семью. Но первопечатник отказался от этого подарка и вместе с сыном переехал во Львов. Там Ивану Федорову удалось организовать типографию, в которой в конце февраля 1573 года он приступил к печатанию первой на новом месте книги. Однако, продолжать начатое дело во Львове не удалось. Материальное положение первопечатника сильно пошатнулось. Он попал в долги к ростовщикам и вынужден был оставить Львов. По предложению князя Константина Острожского, Иван Федоров прибыл к нему в имение для устройства типографии. Князь Острожский был также противником объединения Литвы, Беларуси и Украины с Польшей и защитником православной веры от натиска польской католической церкви и иезуитов.

Острожская Библия

С начала 1577 года начала действовать Острожская типография, и Иван Федоров начал печатать в ней знаменитую Острожскую Библию. Острожская Библия — это выдающийся памятник книжного дела 2-й половины 16 века, самое важное издание, отпечатанное в 1580-1581 годах после переезда Ивана Федорова в Острог.

В поиске необходимого хорошего перевода Библии Иван Федоров и князь К. Острожский обратились к царю Иоану Грозному. Греческие и славянские списки для проведения «справы» были привезены из «греческих, сербских и славянских монастырей» и от главы всей восточной церкви, вселенского патриарха Иеремии. В итоге был сделан лучший в то время вариант перевода библейских текстов на церковнославянский язык.

К процессу печати приступили в сентябре 1580 года и завершили его 12 августа 1581 года. Заглавный лист был украшен рамкой апостола, отпечатанной со старой доски, привезенной из Москвы. На другой стороне заглавного листа герб князей Острожских.

Острожская Библия была издана большим для того времени тиражом — 1500 экземпляров. Книга распространялась в Литве, Беларуси и на Украине. Часть тиража отправили в Москву. Острожская Библия явилась последним творением московского печатника. После нее целых книг он уже не печатал.

Завершение земной жизни

Вскоре Иван Федоров возвращается во Львов, где оставалась его семья. По прибытии во Львов, в конце 1582 году, он вновь организовал типографию, но ему не удалось возобновить дорогое для него дело.

Иван Фёдоров был разносторонне просвещён, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал своё изобретение при дворе императора Рудольфа II, определённое время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене, имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы.

Во второй половине 1583 года Иван Федоров возвратился во Львов. 5 декабря 1583 года, после тяжелой болезни он скончался. Он умер в полной нищете, его имущество было опутано долгами, от которых он так и не мог освободиться до конца жизни. Похоронили его на кладбище возле Онуфриевского монастыря. На могиле установили надгробную плиту с типографским знаком первопечатника. На надгробном камне была сделана надпись: «Друкарь книг пред тым невиданных».

Наследие

В настоящее время известны двенадцать печатных изданий Ивана Федорова, являющиеся памятниками русского типографского искусства. Во всех использована двухцветная печать. Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника — инициалами «И. Ф.». Отличительная особенность книг Федорова — наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе.

В 1909 году в центре Москвы, где в 16 веке находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову. В декабре 1977 году в Святоонуфриевском монастыре был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1990 году музей был выселен из этого помещения в связи с передачей монастыря ордену василиан, и все его экспонаты хранились в подвалах Львовской картинной галереи. В 1997 музей вновь открыт в новом помещении под названием «Музей искусства старинной украинской книги».

В 2009 году Иван Фёдоров прославлен в Русской православной старообрядческой церкви как святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник. В честь Ивана Фёдорова назван Московский издательско-полиграфический колледж. 23 июля 2010 года Московскому государственному университету печати было присвоено имя Ивана Фёдорова в связи 80-летием основания университета.

Александр А. Соколовский

Источники:
Немировский Е. Л. Иван Фёдоров Отв. ред. А. А. Чеканов — М.: Наука, 1985.
Немировский Е. Л. Первопечатник Иван Федоров Исследование..- М.: Книга, 1983.
Немировский Е.Л. Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979.
Либрович С.Ф. История книги в России. — М.: ГПИБ, 2000
Усачев А. С. Первые русские печатные книги: филигранологические наблюдения Федоровские чтения . М., 2007.

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения