Апостол Павел о Церкви и ее членах

Апостол Павел о Церкви и ее членах

Павел устроитель церковной жизни

Апостол Павел был великий организатор церковной жизни. Забота Павла об устроении церковной жизни распространялась на весь христианский мир. Так в дни своего третьего путешествия он организовывал среди руководимых им церквей сбор в пользу Иерусалимской матери-Церкви (ср. I Кор. 16, 1-4, 2 Кор. 8-9, Рим. 14, 25-32, Деян. 24, 17). Участие в сборе было выражением вселенского единства Церкви вокруг Иерусалимского центра.

Обращаясь в своих «Пастырских» посланиях к своим ученикам Тимофею и Титу, Павел думал не об одной какой-нибудь церкви, а о всем христианском мире. Борьба за христианскую свободу и за чистоту христианского учения ставила перед Апостолом принципиальные вопросы. Ответы, которые он давал, сохранили непреходящее значение на все времена.

Определение церкви согласно апостолу Павлу

Одним из важнейших вопросов, которые апостол Павел освящал в своих посланиях естественно был вопрос о самой церкви. По учению святого апостола Павла, Церковь есть тело Христово, членом которого является каждый христианин: «Вы - тело Христово, а порознь - члены» (1 Кор. 12, 27). Согласно вере апостола, истинная Церковь - это не просто собрание верующих или общество читающих Библию, а таинственный Богочеловеческий организм - Тело Христово, живущее Святым Духом.

О Христе апостолом сказано, что Бог Отец «..поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1. 22, 23). Исследователь Священного Писания А.П. Лопухин пишет, что определение Церкви как «Тело Христово» особенно важно в том отношении, что оно дает представление о самом характере внутренней жизни Церкви.

Как обыкновенное тело растет и увеличивается, так же и Тело Христово созидается. Как в теле каждый член имеет свое особое назначение, служа целому, так и Тело Церкви составляется и совокупляется «при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф 4. 16)». Таким образом, все члены Церкви образуют собой одно Тело, одушевляемое единым духом: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» (Еф 4. 4).

Христиане в Библии называются членами Тела Христова: «Ибо, как в одном теле у нас много членов… так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4–5). Чтобы показать особую близость Церкви ко Христу, апостол называет Ее Телом Христовым. Во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), и все мы призваны в Его Тело, чтобы исполнится этой полнотой Божества (Кол. 2, 10). «...Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф 5, 29-30). И главную идею, которую вкладывает апостол Павел в образ Церкви, образ Тела Христова, можно определить как состояние человечества, когда Бог будет прибывать во всех и все в Боге.

Апостол Павел говорит о Церкви как невесте Христовой. Здесь цель Церкви схожа с целью семейной жизни. Брак должен способствовать духовному общению между супругами, которые через совершенствование готовятся к вечной жизни. Такой же, но в еще более широком смысле является цель существования Церкви.

Апостол Павел говорит:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф 5. 22-25).

«Существо христианства требует, чтобы все верующие представляли собой одно тело, говорит святитель Феофан Затворник. Церковь, где обитает единый Дух, приемлемый всеми, и Который, проникая все члены, каждому сообщает жизнь и духовное движение. При единстве тела и духа у христиан и одни надежды. Всем обещано одно царство, дверь в него равно всем открыта».

Единство во Христе

Из понятия о Церкви как живом организме, имеющем одну главу – Христа- и содержимом одним Духом Божиим, вытекает единство и единственность Церкви. Единство одно из сущностных свойств Церкви. Так как у Христа-Главы может быть одно только Тело, а не два или три.

Сам апостол Павел об этом засвидетельствовал: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» (Еф. 4:4).

Как и любое тело имеет свои границы, так и Церковь Христова (Его Тело) имеет четкие границы, они определяются: «единством главы Христа; единством апостольской веры; единством иерархии; общением членов Церкви в молитвах и Таинствах(«единством Святого Крещения и Евхаристии):«один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5).

О единстве Церкви как Тела, Главой которого является Христос, а членами все христиане, неоднократно говорил в своих Посланиях апостол Павел: «...Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... И вы - тело Христово, а порознь члены» (1 Кор 12, 12-14, 27).

Единство церкви созидается в т.ч. благодаря поддержанию благочиния в Церкви. Как наставляет святой апостол Павел, «всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40).

Отношение церкви и внешнего мира

Церковь радикально противоположна всем современным апостолу Павлу религиозным обществам и культам (исключая, естественно, иудейство). В Церкви справедливо: Один Бог - один Господь; невозможно сидеть за трапезой Господней и за трапезой бесовской (ср. 1 Кор 10:21). От окружающего мира, от внешних (1 Кор 5:12–13; 1 Фес 4:12), от «нечестивых» (1 Кор 6:1) Церковь отделена как храм Божий (1Кор 3:16–17), как Церковь святых.

Верующие должны быть «неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода», они должны сиять в мире как светила (Флп 2:15). В отношении к миру Церковь свята, то есть в известном смысле отделена от него.

Поскольку Церковь изъята из мира, в ней утратили свой смысл мирские различия: «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо вы все одно (букв. «один») во Христе Иисусе» (Гал 3:28; ср. 1 Кор 12:13). Само собой разумеется, что христианин не принимает участия в языческом культе (1 Кор 10:1–22). Он не должен также вести процессы в языческом суде (1 Кор 6:1–8), но все же должен по совести исполнять свои обязанности перед государственными властями (Рим 13:1–7).

В общем же, христиане не порывают отношений со своим окружением. Они остаются в мире, причем не только из-за практической невозможности порвать эти отношения, но также из бесстрашия и свободы веры. А нейтралитет ко всем мирским различиям сказывается в словах, что «каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор 7:17–24).

О служении христианина

Само понятие «тела» предполагает, что верующим, которые были крещены в одного Господа, одним Духом даются различные дары благодати, чтобы производить различные служения с целью «назидания» Церкви (1 Кор 12:4–13; Рим 12:3–8).

В теле каждый член имеет свое назначение, исполняя которое, работает на все тело, так и в Теле Церкви, глава которой Христос, каждый член должен служить другим, и всему телу - Церкви, кто чем может и кто на что получил дарование.

И апостол Павел говорит: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф 4. 7).

Святитель Феофан Затворник поясняет: «Этот дар подается в таинстве миропомазания. В этом таинстве все природные силы духа получают благодать, которая некоторые из них поднимает на такую высоту, куда ни одна из них по естественному не могла бы подняться». Совершителем и Тем, Кто подает эти благодатные дары, является Сам Христос.

«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос.» (1Кор.12,8-12).

По слову Феофана Затворника «одни и те же дары Св. Духа Апостол назвал и дарованиями, и служениями, и действиями. «Дарованиями» – потому что даруются от щедрот Божиих: «служениями»,- т.к. назначаются на служение другим; «действиями» – т.к. приемлют действенность от Божественного естества».

Духовные дарования существуют для духовного возрождения верующих, как говорит апостол: «…доколе все придет в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4. 13).

Но также нужно отметить, что каждый из членов Церкви должен достойно использовать свои духовные дарования, «ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2. 10

Один проповедник сеет семена веры, другой поливает, но возращает Бог (1 Кор.3:6). Следовательно, без Бога проповедник ничто, он лишь получит награду за свой труд на ниве Божией (1Кор.3:8).

«Нива» есть образ Церкви Божией, в которой трудятся проповедники. Она же называется и «строением», т. е. зданием, которое возводится Богом совместно с верующими. «Мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:9). Избранные Богом проповедники являются «соработниками у Бога» , т. е. трудятся с помощью Божией.

Спасение через Церковь

Особой темой Посланий святого апостола Павла является воплощение Божьего замысла спасения через Церковь Христову.

Церковь - это единая духовная семья, несущая с апостольских времен истинное учение, одни Таинства и непрерывное преемство благодати, переходящее от епископа к епископу. Христианин никогда не растет в одиночку, но только со всеми святыми; то есть в Церковь и с Церковью, потому что иначе не может возрастать в Того, Который есть глава Тела Церкви, Христос.

Только истинной любовью мы можем возрастать.

Главная мысль апостола Павла состоит в том, что те неизмеримые силы, необходимые для возрастания всех христиан в Богочеловеческом Теле, Церковь черпает непосредственно от главы - Иисуса Христа. Только Он, Бог и Господь, имеет эти неизмеримые силы .

Таким образом, Тело Христово растет при взаимодействии всех своих членов.

Силой, побуждающей на такого рода труды, является любовь к Господу. В этом заключается жизнь Тела Христова - Церкви. «…Все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф 4. 16). Вера христианская соединяет верных со Христом и таким образом из всех составляет единое стройное Тело. Обязанность Церкви в настоящее время - в «подражание» Христу приносить в жертву ее собственное «тело». Конкретно это должно выражаться в открытом служении Богу, не сообразуясь (не вступая в конформизм) с текущим социальным порядком.

«Представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше. И не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего» (Рим 12:1–2).

Именно через Церковь Христос продолжает путь спасения и завершает ту цель, с которой Он воспринял человеческую природу. В этом смысле Церковь - продолжающаяся сфера спасительной деятельности Божией на земле.

«Апостол Павел требует от нас такой любви, - говорит святитель Иоанн Златоуст,- которая бы связывала нас между собой, делая неразлучными друг от друга, и такого совершенного единения, как бы мы были членами одного тела, потому что только такая любовь производит великое добро.

Словами «одно тело» он требует, чтобы мы сострадали друг другу, не желали благ ближнего своего и участвовали в радостях один другого» .

Именуя Церковь «столпом и утверждением истины», Апостол, во-первых, показывает, что Церковь (собрание призванных) не просто собрание верных, «но такое собрание, которому открыта сама истина, божественное знание», а во-вторых, что эта истина содержится и сохраняется в Церкви в чистоте и неповрежденное.

Истина дарована, вверена Церкви во всей полноте и пребудет в ней вечно, как и сама Церковь. Непреложным ручательством тому служит то, что Церковь есть Церковь Бога Живого (1 Тим.3,15). В течение тысячелетий от Единой Православной Церкви отпадали через ереси отдельные люди или целые общины.

Апостолы отлучали еретиков от Тела Христова:«Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема(т.е. да будет отлучен)» (Гал. 1: 8–9). Как известно, ересь- дело плоти, и «поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:21).

Отделение от Церкви есть отделение от Христа, и такое состояние лишает человека вечной жизни, так как вне Церкви нет ни Спасителя, ни благодати, ни добродетели (Ин. 15:4–6), и кто не в Церкви Христовой, тот и не христианин (Мф. 18:17).

Святость Церкви

Апостол Павел свидетельствует, что Господь имел Своей целью создание именно святой Церкви: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна»(Еф. 5, 25-27).

Источник и основание святости Церкви находится в ее Главе и в Святом Духе, Который таинственно и постоянно изливает святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с ее Главой, освящая их через Слово Божие, таинства и священнодействия. По отдельности члены Церкви Божией «суть храм Божий» (1 Кор. 3, 16-17) или «храмы Духа Святаго» (1 Кор. 6, 11).

Апостол Павел, уподобляя Церковь дому Божию, говорит: «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но деревянные и глиняные» (2 Тим. 2, 20) Все члены Церкви призваны к святости, «плод ваш есть святость» (Рим. 6, 22).

Церковь называется святой не только потому, что обладает всей полнотой благодатных даров, которые освящают верующих, но и потому, что в ней есть люди различной степени святости.

При этом во все времена были и есть такие члены, которые достигли полноты святости, т.е. святые, неисчислимый сонм праведников всех времен и народов. Церковь – это собрание не святых, но освящаемых, поэтому она своими членами признает не только праведников, но и грешников. Воплощение Господа нашего Иисуса Христа совершалось ради освящения людей, через которое осуществляется их приобщение к святости Церкви.

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном…» (Еф 1. 3-6).

Святой апостол видит великое дело спасения уже действующим в людях через евангельскую проповедь и благодать Святого Духа.

Святой Иустин (Попович) говорит:

«Святость - это качество церковной жизни, т.к. не существует святости естественной, внецерковной. Как может быть внецерковная богопричастность, как может осуществляться сила богочеловечества без Церкви - Тела Христова и храма Духа? Святость, по апостолу Павлу, есть приятие всем существом, очищенным аскетическим подвигом, благодати Божией. Поэтому церковность является синонимом святости».

Апостольство Церкви

Священное Писание говорит о служении Господа Иисуса Христа как о служении апостольском.

Апостол Павел пишет: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал.4,4-5); «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3, 1).

Будучи Сам посланным, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, т.е. посланниками. Можно сказать, что и сама Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Прежде всего, Церковь называется апостольской по цели своего бытия. Однако этим апостольство, как свойство Церкви, не ограничивается. Церковь утверждена на основании апостолов (Еф. 2, 20). Чтобы выполнить свое апостольское назначение, Церковь и по самому своему существу должна быть именно такою, какою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах, должно сохраняться в ней до скончания века.

Во-первых, это учение, переданное апостолами, или апостольское Предание. В апостольских Посланиях много говорится о необходимости держаться учения апостолов. Например: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15), или «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня» (2 Тим. 1, 13).

Неоднократно отмечается в Посланиях, что следует удаляться от учителей, учение которых не утверждается на проповеди апостолов: «О Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания» (1 Тим. 6, 20), «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10). Необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: «Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста» (Тит. 1, 10-11).

Сам Христос избрал апостолов (Ин. 15:16), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников. Апостол заповедовал передавать этот дар священства достойным преемникам: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1:5); «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим. 5:22).

Епископы Единой Апостольской Церкви являются прямыми преемниками апостолов. Об этом свидетельствуют непрерывные списки преемственности на протяжении более чем XX столетий. Так как Истинная Церковь - это Тело Христа, то она не может быть разделена на независимые части, ибо Христос не разделялся. «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас?» (1Кор. 1:13). Она также не может быть воссоздана людьми.

Гарантом ее нерушимости является Святой Дух и ее Глава Христос.

Церковь - жилище Божие. Это самое существенное ее свойство, о котором было открыто еще в Ветхом Завете: «вселюсь в них и буду ходить в них...» (2 Кор.6,16; Лев.26,12). И Апостол потому говорит христианам: «...Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор.З, 16; 1 Кор.6,19; Евр.3,2-6).

Церковь - строение, здание Божие. Она - не человеческое установление, не человеческими силами устроена, но собрана по повелению и содействию Бога, устроена по Божественному плану Духом Живого Бога «во славу имени Его». Бог - Архитектор, «Художник и Строитель» (Евр.11,10) Церкви, оживотворяющий Свое дело и дающий ему непоколебимую твердость.

Источники:

  • Лопухин А.П. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета
  • Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол
  • Толкование посланий святого апостола Павла по трудам святителя Феофана Затворника. М.: Правило веры
  • Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. Т. 9.
  • Преподобный Иустин (Попович). Толкование на Послание к Ефесянам святого апостола Павла Альфа и Омега, №2
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Церковь Христова в Посланиях Святого Апостола Павла Альфа и Омега № 1(39) 2004
  • Глубоковский Н.Н. Хронология Ветхого и Нового Завета. М., 1996
  • Иерей Александр Пальчевский. Церковь в Послании святого апостола Павла к Ефесянам

Александр А.Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения