Пророческое служение Александра Солженицына (часть 1)

Пророческое служение Александра Солженицына

Но пройдя между быти и небыти,
Упадав и держась на краю,
Я смотрю в благодарственном трепете
На прожитую жизнь мою.

Часть 1

Читайте продолжение здесь

Жизненное становление

Лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске. Его отец, Исаакий Семёнович, русский православный крестьянин, учился в Харькове, затем в Москве, после возвращения с войны умер 15 июня 1918 г.

Мать Александра, украинка Таисия Захаровна Щербак, из зажиточной кубанской семьи.

Родители Солженицына познакомились во время обучения в Москве и вскоре поженились. Исаакий Солженицын во время Первой мировой войны пошёл на фронт добровольцем и служил офицером. Он погиб до рождения сына, 15 июня 1918 года, уже после демобилизации в результате несчастного случая на охоте.

В результате революции и гражданской войны семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону, с 1926 по 1936 год учился в школе, живя в бедности.

В младших классах подвергался насмешкам за ношение крестильного крестика и нежелание вступать в пионеры, получил выговор за посещение церкви

В детстве юный Солженицын был старостой класса, увлекался футболом, театром.

В 1936 г.он поступает в Ростовский университет на физико-математический факультет. С 1939 г. параллельно учится на заочном отделении Московского Института Философии, Литературы, Истории (МИФЛИ).

27 апреля 1940 г. А.И. Солженицын женился на Наталье Решетовской

В 1941 г. он оканчивает университет в Ростове и приезжает в Москву на экзамены в МИФЛИ, а 18-го октября 1941 г. уходит на фронт солдатом, а после окончания офицерской школы в Костроме ему присвоено звание лейтенанта. В 1943 г. он получает орден Отечественной войны второй степени, а в 1944 г. — орден Красной Звезды, будучи уже капитаном.

В 1945 г. его переписка с другом Н. Виткевичем стала известна военной контрразведке, раскрывшей «политические негодования» адресатов, обозначавших Ленина «Вовка», а Сталина — «Пахан».

27 июля 1945 г. А.И. Солженицын был осуждён на восемь лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58-ой Уголовного кодекса, пункты 10 и 11. Вначале он был в лагере на Калужской заставе, затем четыре года — в НИИ («шарашке») и два с половиной года — на общих работах в лагерях Казахстана.

В 1952 г. А.И. Солженицын принимает участие в Экибастузской «смуте», после которой хирург в лагерной больнице оперирует его по поводу злокачественной опухоли.

После смерти Сталина А.И. Солженицын выходит из лагеря на «вечное ссыльнопоселение» в ауле Кок Терек Джамбульской области на юге Казахстана, которое длилось три года. Осенью 1953 г. болезнь возобновляется, власти позволяют ему выехать в Ташкент на лечение.

Все эти годы А.И. Солженицын много писал.

3 февраля 1956 г. А.И. Солженицын был реабилитирован решением Верховного Суда СССР.
После реабилитации работал учителем математики в Рязани.

В 1962 в журнале «Новый мир», главным редактором которого был Твардовский, был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына известным. Потом вышел рассказ «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР, поэтому они печатались в самиздате и за рубежом.

В 1967 Солженицын был исключен из Союза писателей (был принят в 1962). В период 1964 — 1970г.г. работал над книгой «Архипелаг ГУЛАГ»

В 1970 г.Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 г. в связи с выходом первого тома «Архипелага ГУЛАГ» на Западе писатель был насильственно выдворен из СССР.

Сначала жил с семьей в Цюрихе, затем в Вермонте (США). В 1969 — 1988 г.г.пишет восьмитомную эпопею "Красное колесо"("Август Четырнадцатого«, «Октябрь Шестнадцатого», «Март Семнадцатого»).

В 1991 г. написал книгу «Бодался теленок с дубом». Особого внимания заслуживает его работа «Как нам обустроить Россию»,

Вернувшись в Россию в 1994г., А.Солженицын жил и работал в Москве. В середине 1990-х распоряжением президента Б. Ельцина ему была подарена государственная дача в Троице-Лыкове.

В 1997 г, был избран действительным членом Российской академии наук.

В 1998 году был награждён орденом Святого Андрея Первозванного, однако от награды отказался:

«От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу»

В 2006 г. присуждена Национальная премия «Россиянин года». В 2007 г.награждён Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.

Умер в Москве 3 августа 2008 г

Заупокойную литургию и отпевание 6 августа 2008 г. в Большом соборе московского Донского монастыря совершил викарий Московской епархии архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов).

Жизнь — Божье чудо

На протяжении своей жизни и творчества Александр Солженицин постоянно обращался к Богу. Он вспоминал, что детство его прошло в церковной обстановке, он ходил в храм, где регулярно исповедовался и причащался. «Ведь провёл же и я отрочество в светлом пении храмов Твоих!»

Когда семья Солженицыных переехала в Ростов-на-Дону, юный Александр стал свидетелем тотального уничтожения церковной жизни. Уже в эмиграции он рассказывал,

«как вооруженная стража обрывает литургию, проходит в алтарь; как беснуются вокруг пасхальной службы, вырывая свечи и куличи; одноклассники рвут нательный крестик с меня самого; как сбрасывают колокола наземь и долбят храмы на кирпичи».

В столице Донского края не осталось ни одного действующего храма.

«Это было,—продолжает Солженицын,—через 13 лет после декларации митрополита Сергия, итак, приходится признать, что та декларация не была спасением Церкви, но безоговорочной капитуляцией, облегчающей властям „плавное“ глухое уничтожение ее».

В своей жизни писатель никогда не снимал нательный крестик, даже если этого требовало тюремное или лагерное начальство.

Переломным моментом своей жизни Солженицын А.И. называет осень 1953 — весну 1954 гг., когда ему грозила «смерть на пороге освобождения и гибель всего написанного, всего смысла жизни, прожитого до сих пор». В это время он остался совсем один: мать умерла, друзья — сами по лагерям, жена, выйдя замуж за другого, не приехала даже проститься. Однако он не умер.

«При моей безнадёжно запущенной, остро-злокачественной опухоли это было Божье чудо, я никак иначе не понимал. Вся возвращённая мне жизнь с тех пор — не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель».

И для него было по сути трагедией, что люди теряют Бога. В своём интервью он говорил:

«Демократическое общество на протяжении последних хотя бы двух столетий прошло существенное развитие. То, что называлось демократическим обществом 200 лет тому назад, и сегодняшние демократии — это совершенно разные общества. Когда 200 лет тому назад создавались демократии в нескольких странах, еще было ясно представление о Боге. И сама идея равенства была основана, была заимствована из религии — что все люди равны как дети Бога. Никто не стал бы тогда доказывать,что морковь это все равно что яблоко: конечно, все люди совершенно разные по своим способностям, возможностям, но они равны как Божьи дети. Поэтому и демократия имеет полный настоящий смысл до тех пор, пока не забыт Бог»

В своих произведениях Солженицын первый на понятном для тогдашнего советского человека, сказал о Боге.

В «Раковом корпусе» люди на пороге смерти переосмысливают свою жизнь,

«В круге первом» — герой — видимо, прототип самого автора — вдруг понимает, что Бог есть, и это открытие полностью меняет его отношение к аресту и страданиям. Оттого что Бог есть, он чувствует себя счастливым.

Это и «Матренин двор», который первоначально назывался «Не стоит село без праведника». В 1963г. в цикле «Крохотки» А. И. Солженицын написал «МОЛИТВУ»:

Как легко мне жить с Тобой, Господи!
Как легко мне верить в Тебя!
Когда расступается в недоумении
или сникает ум мой,
когда умнейшие люди
не видят дальше сегодняшнего вечера
и не знают, что надо делать завтра, —
Ты снисылаешь мне ясную уверенность,
что Ты есть
и что Ты позаботишься,
чтобы не все пути добра были закрыты.
На хребте славы земной
я с удивлением оглядываюсь на тот путь
через безнадёжность — сюда,
откуда и я смог послать человечеству
отблеск лучей Твоих.
И сколько надо будет,
чтобы я их ещё отразил, —
Ты дашь мне.
А сколько не успею —
значит, Ты определил это другим.

Весной 1966 г. А.И. Солженицын пишет небольшую заметку «Пасхальный крестный ход», где показывает всё бедственное положение церковных людей на приходе, которые даже в свой главный праздник, в пасхальное богослужение подвергаются высмеиванию, унижению и нападкам со стороны безбожного окружения.

Продолжение следует

Александр А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения