Пророческое служение Александра Солженицына (часть 2)

Пророческое служение Александра Солженицына (часть 2)

Часть 2

Читайте первую часть здесь

Осмысление и размышление о Церкви

В 1972 году Александр Солженицын направил Патриарху Пимену Великопостное послание, в котором, в частности, говорилось: «Какими доводами можно убедить себя, что планомерное разрушение духа и тела Церкви под руководством атеистов есть наилучшее сохранение ее? Сохранение для кого? Ведь уже не для Христа. Сохранение чем? Ложью? Но после лжи — какими руками совершать Евхаристию?»

Однажды, находясь в Гулаге в глубине Сибири, Солженицын принимает решение никогда больше не лгать. По Солженицыну это значит «не говорить того, что не думаешь, но уж: ни шепотом, ни голосом, ни поднятием руки, ни опусканием шара, ни поддельной улыбкой, ни присутствием, ни вставанием, ни аплодисментами».

«Не лгать! Не принимать участия во лжи! Не поддерживать ложь!»

Не лгать — значит не говорить то, что не думаешь. Это был отказ от лжи, как будто чисто политической, но эта ложь имела измерение вечности.

Несомненной заслугой Солженицына является то, что он остался верен однажды избранному им принципу. Так человек становится на путь, ведущий к познанию истины. Слово правды среди общего молчания в атмосфере безбожной лжи — это несомненное достоинство.

После известия об изъятии «Архипелага» 5-го сентября 1973 года А.И. Солженицын посылает распоряжение немедленно печатать его на западе. В этот же день он отправляет «Письмо вождям Советского Союза». Сначала это письмо было закрытым. Опубликовано оно было спустя несколько месяцев. В письме писатель размышляет о судьбах народов и предостерегает правительство от грозящей национально-государственной катастрофы, если не будут во время сделаны выводы. В качестве способов избежать этой катастрофы видится отказ от марксистско-ленинской идеологии, прекращение имперской политики захвата и расширения, путь самоограничения с упором на внутреннее, а не внешнее развитие.

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) пишет так об авторе «Архипелага»:

«Нет злобы в его слове, но покаяние и вера: Архипелаг ГУЛАГ — вино русской совести, взбродившее на русском терпении и покаянии. Здесь нет злобы. Есть гнев, сын большой любви, есть сарказм и его дочь — беззлобная русская, даже веселая ирония».

Живя за границей, Солженицын примкнул к Русской зарубежной церкви (РПЦЗ).

В 1974 году писатель обратился с посланием к III Всезарубежному собору , в котором анализировал проблему раскола XVII века. «Русской инквизицией» назвал он «потеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия, угнетение и расправу над 12 миллионами наших братьев, единоверцев и соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть, лишение храмов, изгнание за тысячи верст и далеко на чужбину—их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких верных древле-православных христиан».

В атеистических гонениях на Церковь в ХХ веке писатель видел возмездие за то, что «мы обрекли» староверов на гонения —

«...и никогда не дрогнули наши сердца раскаянием! 250 лет было отпущено нам для раскаяния, - продолжает он, - а мы всего только и нашли в своем сердце: простить гонимых, простить им, как мы уничтожали их».

Собор проникся словом пророка, признал старые обряды спасительными, а вскоре даже поставил епископа, служащего по старым обрядам, и попросил прощения у старообрядцев.

В работе «Христианство на Руси» (глава из «Красного колеса») Солженицын говорит, что только Церковь может быть возродительницей жизни, только она может ответить на тупик современного мира, «откуда ни наука, ни бюрократия, ни демократия, ни более всех надутый социализм не могут дать выход человеческой душе».

В Америке Солженицын ездил из своего «вермонтского затвора» за тысячи километров в «противоположный» американский штат Орегон, где был самый крупный старообрядческий приход Белокриницкого согласия в США, и молился там. Солженицын активно действовал, призывая РПЦЗ к канонизации всего сонма новомучеников и исповедников российских ХХ века, которая состоялась в итоге в 1981 году. Он лично предоставил множество документов о мучениках на Собор Зарубежной церкви.

В речи на церемонии вручения Темплтоновской премии за «прогресс в развитии религии» 10 мая 1983 г. Александр Солженицын говорил:

«Больше полувека назад, ещё ребёнком, я слышал от многих пожилых людей в объяснение великих сотрясений, постигших Россию: „Люди забыли Бога, оттого и всё“. С тех пор, потрудясь над историей нашей революции немногим менее полувека, прочтя сотни книг, собрав сотни личных свидетельств и сам уже написав в расчистку того обвала 8 томов, — я сегодня на просьбу как можно короче назвать главную причину той истребительной революции, сглодавшей у нас до 60 миллионов людей, не смогу выразить точнее, чем повторить.»

В 1996 г. на V Рождественских образовательных чтениях А.И. Соженицын призывал: «Необходимо православным являть активность и за пределами храмов». В своих поступках, творчестве и публицистике он вновь возвращает нас к первоосновам веры. К тому, что мир Божий един и отделение церкви от общества во многом искусственно, поэтому церковные болезни неизбежно отзываются болезнями общества. И наоборот — игнорирование церковью болезней общества приводит к тому, что эти болезни от общества перекидываются на церковь. Таким образом, разговор о границах церкви переходит в разговор об ответственности христианина за мир.

Священник Владимир Вигилянский сообщил, что в советские времена писатель «оплачивал экспедиции в Нижегородскую, Тверскую и другие области, где добровольные помощники ходили по селам и деревням и собирали сведения о жертвах террора и о новомучениках».

Тесные отношения со старообрядцами Солженицын сохранил до конца. Вернувшись в Россию, живя на даче в Троице-Лыкове он часто принимал у себя многих староверов. Там же священник РПЦЗ причащал писателя.

Помня и почитая Александра Исаевича Солженицына, можно и должно сказать о нём слова другого лауреата Нобелевской премии Бориса Пастернака:

«Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра»

От мудрости к прозорливости

Будучи гениальным творцом, Солженицын тем не менее всегда оставался затворником. Он не был «своим» для этого мира. Жизнь А.И. Солженицына показывает нам религиозное измерение истории. Его действия, его выборы пронизаны призванием свыше.

Он писал:

«Хотя знакомство с русской историей могло бы давно отбить охоту искать какую-то руку справедливости, какой-то высший вселенский смысл в цепи русских бед, а — я в своей жизни эту направляющую руку, этот очень светлый, не от меня зависящий смысл привык с тюремных лет ощущать. Броски моей жизни я не всегда управлялся понять вовремя, часто по слабости тела и духа понимал обратно их истинному и далеко рассчитанному значению. Но позже непременно разъяснялся мне истинный разум происшедшего — и я только немел от удивления. Многое в жизни делал противоположно моей же главной поставленной цели, не понимая истинного пути, и всегда меня поправляло Нечто. Это стало для меня так привычно, так надёжно, что только и оставалось для меня задачи: правильней и быстрее понять каждое крупное событие моей жизни».

Солженицыну А.И. присуще глубокое мистическое чувство присутствия Бога, Бога действующего, Бога творящего, Бога спасающего.

Александр Исаевич очень ценил время. Он говорил: «Надо каждый день поступком отпечатываться в жизненный путь».

Патриарх Кирилл (в 2008 году Митрополит Смоленский и Калининградский) в соболезновании по случаю кончины Александра Солженицына говорил «Пророческое служение, которое почивший нес долгие десятилетия, помогло многим людям обрести путь к подлинной свободе. Александр Исаевич смело обличал неправду и несправедливость».

Сам Александр Солженицын говорил:

«Наша жизнь — не в поиске материального успеха, а в поиске достойного духовного роста. Вся наша земная жизнь есть лишь промежуточная ступень развития к высшей — и с этой ступени не надо сорваться, не надо и протоптаться бесплодно. Одни материальные законы — не объясняют нашу жизнь и не открывают ей пути. Из законов физики и физиологии нам никогда не откроется то несомненное, как Творец постоянно и ежедневно участвует в жизни каждого из нас, неизменно добавляя нам энергии бытия, а когда эта помощь оставляет нас — мы умираем. И с не меньшим же участием Он содействует жизни всей планеты — это надо почувствовать в наш тёмный, страшный момент».

Солженицын всегда проявлял способность к жертве, готовность стоять до конца, отсюда мудрость в поступках, граничащая с прозорливостью. Он утверждал «Православие, сохраняемое в наших сердцах, обычаях и поступках, укрепит тот духовный смысл, который объединяет русских выше соображений племенных».

Будучи наделённым даром пророчества, Солженицын как бы завещал: «...путь человечества длинный путь. Наша история и состоит в том, чтобы, проходя через все соблазны, мы вырастали. Почти что в самом начале евангельской истории Христу предлагаются одно за другим искушения, и Он одно за другим отвергает их. Человечество не может сделать это так быстро и решительно, но Божий замысел, мне кажется, в том, что через многовековое развитие мы сумеем сами начать отказываться от соблазнов».

Библиография:

  • Дударев А. Экзорцист русской души: христианское служение А.И. Солженицына, «Сибирские огни» 2008, № 10
  • Интервью Александра Солженицына журналу «Шпигель». Известия, № 129, М., 24 июля 2007 г
  • Память и беспамятство в Церкви и обществе: итоги ХХ века. Материалы международной научно-богословской конференции. М., 2004
  • Солженицын, Александр Исаевич http://ru.wikipedia.org/
  • Солженицын А.И. Выступление на V Рождественских образовательных чтениях. http://www.solzhenitsyn.ru
  • Солженицын А.И. Публицистика. В двух томах, Ярославль, 1996
  • Солженицын А.И. Собрание сочинений в девяти томах. М., 2001

Александр А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения