Праздник Святой Троицы — полнота проявления Бога

Праздник Святой Троицы — полнота проявления Бога

Памяти Александра Федоровича Соколовского

«Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа...единое Божество и единую силу, которая обретает в Трех единично, и объемлет Трех раздельно, без различия в сущностях и естествах, не возрастает и не умаляется, через прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба»
Св. Григорий Богослов


Святая Троица. Догмат о Пресвятой Троице является основой христианского вероучения

В Евангелие говорится"Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28:19)). Христианское учение говорит: Бог един в трех лицах; Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца и пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. По своему достоинству Он не ниже и не выше Отца и Сына, но равен Им

Бог Отец — творец неба и земли, Вседержитель, повелевающий Вселенной. Он воплотился на земле в лице Бога Сына — Христа, Спасителя всех людей. Святой Дух — Божественная животворящая сила, исходящая от Отца.

Как известно из истории, Феофил, шестой епископ Антиохии Сирийской, первым употребил слово «Троица» в своей работе «Против Автолика» (168гн.э.)

Понятие «Троица» всегда использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом.

Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа — Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную»

Во время своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Святого Духа, который наставит апостолов на благодатный путь и прославит Христа: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам свое обещание послать Утешителя: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1: 8). Свершение этого обещания было важным для всего человеческого рода, оно запечатлело новый вечный завет Бога с людьми.

Троица — один из величайших православных праздников, прославляющий триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Отмечают его в седьмое воскресенье после Пасхи.

В сам День Святой Троицы. сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

В сошествии Святого Духа на апостолов действовала вся Святая Троица: Бог Отец послал Святого Духа, Бог Сын испросил послать, Бог Дух Святый сошел. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви». День Святой Троицы — это день новой встречи Божественного Утешителя с жаждущей утешения человеческой душой. В результате этого Божья благодать дает человеку духовные силы, чтобы тому жить воздержанно, делать добро, любить Бога, помогать ближним

Явление Святого Духа

Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и евреи стекались в Иерусалим в большом количестве.

После Вознесения Господа Иисуса Христа наступил десятый день. После Воскресения Христова это был пятидесятый день. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, по прямому указанию Господа находились в Иерусалиме.

Был третий час дня, или по современному — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от сильного ветра, и наполнил собой весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (как бы установились) по одному над каждым из них.

Все собравшиеся в Иерусалимской горнице исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Прочие иудеи были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. (Деян.2,1:4).

И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в трепетный ужас, но нашлись и нечестивые, которые «насмехаясь, говорили», что апостолы «напились сладкого вина» (Деян.2,13

И тогда апостол Петр, встав вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа.(Деян.2, 17618).

И заканчивая свою проповедь апостол Петр провозгласил: «итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».( Деян 2,36) Выслушав апостола Петра «они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа», — отвечал им Петр.

После сего «охотно принявшие слово «они немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян.2,37-41). С тех пор основанная Господом Спасителем Святая Церковь из маленькой семьи первых христиан выросла в огромную святую семью. Сбылись слова Спасителя: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32).

Троекратно Иисус Христос на земле даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания — неявно (Мф.10,20), по воскресении через дуновение — явственнее (Ин.20,22), и ныне послал Его существенно. Таким образом было положено основанию на земле Святой Церкви Христовой.

Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. «Ибо, — рассуждает св. Григорий Богослов, — как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо». Но «да не подумает кто-либо, — поучает св. Лев Великий, — что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души»

Рождение Церкви

На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.

Подобным образом День Святой Троицы связан с Новозаветной Пасхой, потому что на пятидесятый день после своего Воскресения из мертвых и на десятый день после Вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя -Духа Святого.

Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан благодатный закон любви и утверждено новозаветное священство. После дня сошествия Святого Духа апостолы начали ежегодно праздновать День Святой Троицы (Пятидесятницы) и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16).

В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян.2:41-47). Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия.

Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом. Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела.

Но явление Его силы в апостолах было самым важным для всего рода человеческого.

Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не усилиями человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.

Ириней, епископ Лионский(177г.н.э.) писал:

«А церковь ...приняла от апостолов и их учеников свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего . создавшего небо и землю и море и всё что в них и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие».

Именно Святой Дух превращает людей, объединенных одной верой, в Церковь. И именно Святой Дух дает силы человеку для того, чтобы он как член Церкви мог обновлять себя, очищая покаянием и смывая силой Божественной благодати свои грехи.

Силою и содействием Святого Духа в Церкви Христовой совершаются чудеса возрождения и спасения человеческих душ. В Церкви у нас происходят «встречи» со Христом. И эти встречи разнообразны и для каждого человека носят своеобразный характер соответственно его душе, самой подготовленности души к возможному восприятию благодати Святого Духа.

Праздник Святой Троицы на Руси

Почитание Святой Троицы на Русской земле началось со святой равноапостольной Ольги, построившей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позднее храмы в честь святой Живоначальной Троицы были возведены в Новгороде Великом и других русских городах. Однако, сам праздник Троицы на Руси был установлен при Преподобном Сергии Радонежском

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, были открыты и изъяты нетленные мощи Преподобного. И и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода.

При большом стечении верующих и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изъяты из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных Святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности.

В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода.

Со дня Святой Троицы и до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому Духу «Царю небесный...» и читают его на утренних и вечерних молитвах. С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

Олицетворением богословского осознания Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского (известного более как Рублева), инока-иконописца Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому старцу.

Самому празднику Троицы предшествует два дня особого поминовения усопших — Троицкий четверик (то есть четверг 31 мая) и Троицкая родительская суббота (2 июня). О Троицкой родительской субботе известно многим. О благочестивой традиции Троицкого Четверика известно меньше.В России испокон века существует традиция молиться в этот день за «безродных и безыменных» — то есть о тех, чей род пресекся и за них не только некому молиться, но и само христианское имя их изгладилось из памяти людской

Ибо по слову святого Иоанна Златоуста Святый Дух приходит во время молитвы.

В православном мире на Троицу принято было украшать храмы и дома зелеными ветками березы, дуба, клена или рябина, цветами и травами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло иметь влияние и явление Бога в виде трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатер) патриарха.

Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, придала ему и новое значение. Теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу плодов возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

По русской традиции в этот праздник цвет облачений священнослужителей — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов)

В этот день полы устилали душистыми травами ; например, чабрецом, аиром, в кувшинах и вазах ставили цветы, у иконостасов — березовые ветки. Береза считалась Божиим деревом. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин.. Девушки украшали ее лентами и цветами, водили вокруг нее хороводы (цветы и зелень — знак жизни). Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших

Отмечали праздник обычно на природе — в саду, поле, лесу. На траве стелили белую скатерть, а на ней раскладывали угощения. Если же трапезничали за столом, то его ставили под развесистым деревом возле дома. Мясо к этому времени еще не «поспевало», поэтому обходились без него. Однако в зажиточных семьях к этому дню резали барашка или забивали птицу.

Обязательными блюдами на праздничном столе были троицкие караваи, блины, лапшевники, пшенники, яичницы, драчены, творожники, различные пироги со свежей зеленью и ягодами, холодные супы — окрошки, холодники, домашние пиво, мед и квас. Подавали также и яйца, которые на Троицу березовыми листьями красили в зеленый цвет.

На Троицу девушки спрашивали у кукушки, сколько еще лет им ждать замужества — количество раз, которые прокукует кукушка, означало годы, которые девушка проведет еще в родительском доме. Молодые, вступившие в брак на Троицу, жили до старости в семейном союзе.

Троица Святая, слава тебе!

Библиография:

  • Aрхиепископ Аверкий (Таушев) День Святой Троицы
  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) День Святой Троицы
  • Архимандрит Кирилл (Павлов) Ищите прежде Царствия НебесногоМосковское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М. 2000
  • Архимандрит Тихон (Шевкунов) www.pravoslavie.ru/put/35353.htm
  • День Святой Троицы. www.zavet.ru/k/px/trinity.htm
  • День рождения христианской церкви ... www.interfax.by/article/65722
  • День Святой Троицы ru.wikipedia.org
  • Епископ Александр (Милеант) Праздник Святой Троицы — день сошествия Святого Духа на Апостолов azbyka.ru
  • Праздник Троицы — Церковь и мир vera.vesti.ru/doc.html?id=250313
  • Протопресвитер Михаил Помазанский Православное Догматическое Богословие Православная библиотека Золотой Корабль, 2012
  • Протоиерей Николай Погребняк. Заметки об иконографии Сошествия Духа Святого на апостолов. Московские епархиальные ведомости, 2003, № 4–5.
  • Троица в 2012 году www.pravmir.ru

Александр А. Соколовски

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения