Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунcкий родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328).

Отец святого Григория был крупным сановником при императоре, но вскоре умер. Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика, обладавшего прекрасными способностями и особым прилежанием.

Император желал, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь, где начал путь подвижничества и принял монашеский постриг. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления своего наставника преподобного Никодима, инок Григорий пребывал 8 лет под опекой старца Никифора, а после его кончины перешел в Лавру преподобного Афанасия Афонского. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии.

Настоятель этой обители Григорий стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. hsucia — покой, молчание), а сами практикующие его назывались исихастами.

Из-за угрозы нападения турок вместе с братией святой Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника. Он собрал небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет

В 1331 году святой удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Эсфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святой вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

Григорий Палама — являясь одарённейшей личностью, многие вещи почувствовал, многое в свое время понял. Он предчувствовал закат большой эпохи христианской истории. Он предчувствовал, что христианские империи рухнут, что они не смогут больше быть в центре внимания христианской жизни, поэтому нужно перенести это внимание на внутреннюю жизнь, на жизнь сердца человека, на духовный опыт, о котором вообще не часто говорили христианские писатели.

Нужно, по учению святого Григория, добиваться внутреннего единства жизни человека во Христе в Духе Святом, для того, чтобы придти к Отцу Небесному, чтобы обрести Царство Небесное. Нужна благодать, нужна особая сила, нужен свет, который в церкви оскудевал медленно, но постоянно, из века в век. Это оскудение приводило к тому, что люди начинали уже совершенно формально относиться к своей христианской вере и жизни. Их как бы ничего не трогало. Редкое исключение составляли святые люди, которых Господь все-таки постоянно воздвигал в Церкви, иначе она бы совсем умерла.

В 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд великих вселенских апологетов Православия.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением.

Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность Фаворского Света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, защищая учение о Божественном Фаворском Свете, говорил:

«Напыщенные мирской и тщетной мудростью и не внимающие мужам, опытным в духовном учении, когда слышат о Свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное.., хотя Сам Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим (Мф. 16, 28)...

Везде присутствует Царь всяческих, и везде — Царство Его, так что пришествие Царства Его не означает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественного Духа...

Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами..., но таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу, посредством изменения чувств, произведенного в них Духом...

Воссиял тот Неисповедимый Свет и таинственно явлен Апостолам... в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженного видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу. Истинную красоту свойственно созерцать только очищенным умом.

Господь же наш Иисус Христос Сам от Себя имел этот Свет. По этой причине Он и не имел нужды в молитве для того, чтобы осиять Божественным Светом Свою плоть, но только показал, откуда этот Свет нисходит на святых Божиих, и каким образом можно созерцать его: ибо написано, что и святые „просветятся, как солнце“ (Мф. 13, 43), то есть, всецело проникнутые Божественным Светом узрят Христа... Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который был сокрыт у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный...»

Святой Григорий изложил свои доводы в богословском труде «Триады в защиту святых исихастов» (1338).

К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама—так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского Света.

27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются не сотворенными.

Хотя учение Варлаама было осуждено как ересь и сам он предан анафеме, споры между паламитами и варлаамитами не закончились. В результате Патриарх отлучил святителя Григория от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года.

В 1347 году, когда патриархом был Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.

Взяв за основу духовный опыт Афонских монастырей, который длительное время свидетельствовал о том, что человек может увидеть особый божественный свет и просветиться этим светом. Григорий Палама попытался догматически, теоретически осмыслить этот опыт. Конечно, ни в какие рациональные рамки этот духовный опыт не входит. Конечно, невозможно строго распределить в этом опыте душевное и духовное, потому что всё едино. Не только Бог, Единый Бог посылает Свою благодать, Свою любовь Своим людям, но и человек в Боге един

Святой Григорий почувствовал, что Бог спасает всего человека, а не только его душу, поэтому мало говорить о спасении души. Бог спасает и дух человеческий, и даже тело человека. Да, конечно, при этом преображая человека, делая его способным наследовать бессмертие, чтобы осуществились слова Христовы, что в Царстве Небесном не женятся и замуж не выходят, но пребывают как ангелы на небесах. Человек действительно не может наследовать Жизнь вечную просто во плоти и крови своей. Плоть и кровь Царства Божьего не наследуют. Нужно одухотворить всего себя и всю жизнь вокруг себя, только тогда открывается Небесное Царство. Для этого нужно постоянное усилие, для этого нужна постоянная молитва. И даже тогда, когда кажется, что на неё уже нет сил, что сердце не вмещает её, всё равно надо прилагать эти усилия, надо думать о том, как молиться, хотя бы кратчайшей, простейшей молитвой, но такой, которая была бы способна войти в сердце, была бы способна соединить человека с Богом, принеся ему огонь благодати с неба.

За три года до кончины Палама вернулся в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года.

В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал житие и службу святителю

Учение святого Григория имело большое значение для возрождения живого интереса к внутрибожественной жизни, для возрождения веры, возможности единения каждого человека с Богом, а также для возрождения интереса к человеку как таковому, как к иконе Бога, которая должна быть выше самой себя, чтобы быть настоящей иконой. Человек — образ Божий, и он должен быть выше самого себя. Если он лишь равен себе или ниже себя, то это не икона. Часто люди об этом забывают. Им хочется быть равными себе или немножко ниже, чтобы, как бы не выделяться из общей массы, из толпы, из народа, из общих представлений и норм, традиции. Но это губит человека, гасит в нём дух благодати. Человек должен быть выше самого себя. И в этом тайна учения святого Григория. Человек должен не просто обрести единство, получив благодать через молитву, через постоянное аскетическое усилие. Он должен действительно возвыситься, живя ещё здесь, на земле, чтобы его духовная жизнь ещё здесь поборола многие человеческие немощи, болезни, человеческую ограниченность, непонимание, трусость, подхалимство, приспособленчество и другие чисто человеческие свойства.

А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения