О нашей праведной Вере, сердечной Надежде и вечной Любви

О нашей праведной Вере, сердечной Надежде и вечной Любви


Христианские добродетели

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше», — написал апостол Павел в своем Первом послании к коринфянам (13:13).

Эти добродетели имеют для христианства всегдашнее значение. Так, митрополит Филарет (Дроздов) составил свой Христианский катехизис из трёх частей. О вере в Бога и таинства, которые он открывает — Филарет истолковывает Символ веры и рассказывает о семи Таинствах. О надежде на Бога и средствах утвердиться в ней — Филарет объясняет молитву Отче наш и Нагорную проповедь. О любви к Богу и ко всему, что Он любить повелевает — автор рассказывает о Десяти заповедях.

Заключенные в этих понятиях добродетели олицетворены в женских именах, издревле почитаемых народами разных стран.

История семьи

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (само имя София означает Премудрость).

Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно — по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов»1 (Иак.3:17).

У нее были три дочери, которым она дала имена, соответствующие 3 христианским добродетелям.

По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели, они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах.

Повинуясь матери своей, они преуспевали во всем и. отличались необычайной красотой и благоразумием.

Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их увидеть.

И как только он лично увидел их, тотчас же убедился, что они — христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто перед всеми прославляли Христа Господа, будучи совершенно чуждыми языческим идолам.

О всём этом Антиох доложил царю Адриану, и тот послал своих слуг с тем, чтобы они привели девушек к нему.

Помолившись и поклонившись Господу Богу, все четверо — мать и дочери, взяв друг друга за руки подобно сплетенному венку, в сопровождении стражи, пошли к царю и, взирая на небо и с тайною молитвою уповали на помощь Того, Кто повелел не бояться «убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28).

Видя их благоразумие и глубочайшую веру во Христа, Адриан попытался совратить их с христианского пути и через своих подданных — приспешников уловками, уговорами, соблазнами, обещая различные почести, угрожая, пытался склонить сестёр принести жертву Артемиде.

Но сёстры были непоколебимы и открыто исповедали веру во Христа.

Мученицы за христианскую веру

И вот все четверо предстали на суд перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него.

Мать же их София укрепляла дочерей вдохновенными от Бога словами.

«Не устрашайтесь, когда увидите лютые мучения, ибо, пострадав немного, вы победите врага и восторжествуете на веки. Верую в Бога моего Иисуса Христа, верую, что Он не оставит вас страждущих во имя Его, ибо Он Сам сказал: „Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя“ (Ис.49:15)»

Вере было 12 лет, Надежде — 10, Любови — 9 лет.

Юные христианки и их мать были тверды в благочестивой вере — Божественная сила Христа и Матери Божией укрепляла и вдохновляла этих страдалиц.

На глазах матери девочек по очереди подвергали жестоким пыткам, а затем казнили. Но ни одна из мучениц, видя страдания сестер, не поколебалась в вере, а стоящая рядом София, страдая как мать, призывала их быть стойкими и не бояться мук.

София погребла тела дочерей недалеко от города. Находясь на их могиле три дня, она усердно молилась Богу и сама почила, будучи с дочерьми.

Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Таким образом, и она не лишилась с ними участия в царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа

Подвиги святых юных христианок уподобились крестному подвигу Христа, а мучения их матери, видевшей страшную казнь своих детей, были также безысходны, как страдания Божией Матери у Креста Сына Своего.

Укрепимся же и мы в вере и в жизни

Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих Веру, Надежду и Любовь.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь укрепляет и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Первые версии жития этих мучениц, составленные на латинском, греческом, болгарском, грузинском и армянском языках, появились в VII-VIII вв.

Именно на это время приходятся сообщения о том, что мощи св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии по распоряжению папы Римского Павла I (757— 767) с кладбища были перенесены в церковь на Марсовом поле, а часть их передана в дар монастырю св. Иулии. На Руси изначальные греческие имена дочерей — Пистис, Элпис и Агапэ — были переведены на русский язык, и только имя их матери Софии («Мудрость») сохранило оригинальное звучание

Обращаясь к эти святым именам, мы верим и убеждены. что Господь в любых испытаниях ведёт своих чад; и жизнь и смерть человека есть одно целое, и понимать их надо как последовательные вехи одного большого пути нашей бессмертной души в ее движении к Богу.
Ибо Бог создал человека для Себя, а значит, для вечной жизни

«Нет скорбей — нет и спасения» — учит преподобный Серафим Саровский. Ибо от «Скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5.3)».

Единственный путь, единственное средство постижения Бога и общения с Богом, а значит и основа спасения — есть искренняя, сердечная вера. С верой непрерывно соединена христианская надежда. Но совершенной степенью христианского благочестия является любовь от чистого сердца.

Библиография:

А.А. Соколовски

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения