О благословении священников

О благословении священников

Священническое благословение в Евангелии начинается от Самого Господа Иисуса Христа, благословившего пять хлебов и тем самым утолившего голод нескольких тысяч людей; Спаситель благословил хлеб и вино во время Тайной Вечери и причастил учеников, им Он преподал Свое благословение в момент Своего Вознесения на небо (по преданию Господь тогда благословил их крестообразным движением рук). По примеру своего Учителя, апостолы, ставшие преемниками благодати, благословляли верующих именем Божиим. Затем это право благословения они оставили пресвитерам (священникам) и архиереям (епископам), которое сохранилось в нашей Православной церкви до сего дня.

Священник благословляет верующих именем Господа нашего Иисуса Христа, поэтому и персты (пальцы) правой руки своей слагает именословно, то есть так, что они изображают первые буквы сокращенных слов: Ис. Хс. (Иисус Христос).

Благословляя верующих, священник произносит имя Святой Троицы и, осеняя благословляемого крестным знамением, призывает на него благодать Божию и крестную силу. Святитель Иоанн Златоуст называет священническое благословение «духовным оружием, соделывающим христианина безопасным от козней диавола».

Право благословения есть священный дар, сообщаемый пастырям Церкви Христовой вместе с властью:

«Истинно говорю вам, — говорил ученикам Спаситель, — что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

По слову Апостола, «меньший благословляется большим» (Евр. 7:7). Подобно тому как Авраам, родоначальник ветхозаветных первосвященников и всего народа Божия, с честью встретил Мелхиседека и принял от него благословение, так и верующие христиане — новый народ Божий должны благоговейно принимать благословение Вечного Первосвященника — Иисуса Христа, сообщаемое через поставленных Им в Церкви первосвященников (архиереев) и священников (Евр. 7:1-6).

Благословение священника имеет очень важное духовное значение и силу. Кто принимает его с верой и благоговением, тому оно приносит большую пользу Благочестивые христиане при встрече со священником обычно говорят: «Благословите батюшка», и при этом крестообразно (в виде буквы X) складывают свои руки правую на левую и наклоняя голову подносят их священнику для благословения. Тогда священник, благословляя их, призывает имя Святой Троицы и осеняет прихожанина крестом, складывая для этого именословно (Ис. Хс.) пальцы своей правой руки, и обыкновенно говорит: «Бог благословит!», причем кладет на их сложенные руки свою благословляющую руку, которую прихожанин почтительно целует и отвечает ему затем своим поклоном.

Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, — целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «не человек благословляет, а Бог его рукою и языком». Это ясно и из слов священника — «Бог благословит!» Совершая благословение, священник низводит на тебя благодатную силу Божию. Благословение Божие необходимо не только в делах важных и разных начинаниях, но и во всех обыкновенных житейских занятиях и вообще на благие начинания, чтобы они были благоуспешны.

Также верующие просят благословения при встрече со священнослужителем. Кроме того, благословение в той или иной форме присутствует в церковном богослужении. Когда священника или епископа просят дать благословение кому-либо, это чаще всего понимают так: священнослужитель благословляет человека, и это значит, что его благословляет и Бог. На самом же деле Бог благословляет человека через то, что человек сам сначала благословляет Бога.

Таким образом, когда священника просят о благословении, он должен, осеняя крестным знамением просящего, благословить Бога, а Господь уже Сам даст благословение просящему его. Или не даст — Бог свободен в Своем решении. И Он вправе не дать благословения тому, кого благословляет священнослужитель. Св. Феофан Затворник говорит: «иногда бывает, что у человека есть нужда или боль, ему нужно что-то и никто ему не может помочь, потому что Бог знает, что он

не созрел для того, чтобы принять эту помощь».

В наших светских обыденных отношениях мы ежедневно приветствуем друг друга, желая встретившемуся нам человеку здравия, доброго дня, радости, благ. И эти словесные пожелания часто сопряжены с какими-то телесными действиями, которые мы привычно совершаем: пожимаем друг другу руки, при встрече можем обменяться поцелуем, заключить встретившегося человека в объятия.

В Церкви Христовой существуют также такие телесные действия, которые выражают наше внутреннее духовное состояние, наше благоговение, наше пожелание. К этому относится и древняя традиция принятия от лица, облеченного священным саном, благословения.

Когда мы встречаем в храме, на улице или в другой обстановке священника или епископа, мы принимаем от него благословение и этим действием мы не только хотим получить какой-то молитвенный покров, поддержку, благословение на какое-то свое дело, на дальнейший день, но тем самым и приветствуем встретившегося нам священнослужителя, то есть по сути здороваемся с ним. Если мы уже приняли такое благословение от одного священнослужителя, а вскоре встретили другого, то, конечно же, внутреннее ощущение подсказывает воцерковленному человеку, что и к этой встрече нужно должным образом отнестись, приняв и у этого священника благословение

Велико и значимо благословение в жизни верующего и посему с должным душевным трепетом и благодарностью необходимо его принимать.

Благословение Божие — промыслительное действие силы, или благодати Божией, которым реально восполняются, обновляются и направляются к благу и счастью жизнь, силы и действия человека как Божьего создания

Александр А.Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения