О допустимости в веротерпимости

«Умеренность нужна во всем;
без нее даже то, что служит на пользу,
обращается во вред, и всё идет прахом»
Преподобный Исаак Сирин

О хранении Истины

Учение Православной Церкви основывается на двух источниках — Священном Писании и Священном Предании.

Иисус Христос сказал, что «все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф.11:13).И в Новом Завете нет никаких указаний на будущих новых пророков, посланных Богом со специальной миссией, но есть предупреждения о том, что «многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф. 24:11).

Святое Писание предупреждает нас: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3,4).

В настоящее время чрезвычайно важно определится с веротерпимостью. Это слово слишком часто употребляется в рассуждениях об отношениях православных к другим вероисповеданиям. Есть разная степень заблуждения, убеждённости, ошибок в поисках истины

Апостол Павел наставляет: «Испытывайте, что благоугодно Богу. И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». (Еф. 5:10,11).

Если человек не будет питаться истиной, он может искалечить свою душу. Истоки истины находятся в Личности Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего на землю и воплотившегося , пострадавшего за нас и воскресшего ради нашего Спасения.

Исходя из этого, и мы сами должны свидетельствовать так свою православную веру, чтобы мы могли сказать «Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину» (2 Кор. 13:8).

Веротерпимость — это признание права на существование чужой религии, терпимость к ее исповеданию. Православная вера чужда всякого рода фанатизма. Но, тем не менее, фанатизм и Православие, к сожалению, иногда переплетаются в сознании нецерковных, околоцерковных и недовоцерковленных людей. Толковый словарь так говорит о фанатизме: «Фанатизм — слепое и пламенное следование убеждениям, в особенности в области религиозной и политической».

Само слово фанатизм (от лат. fanatismus) означает исступленную, доведенную до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам, например, религиозным.

Согласно определению американского философа Джорджа Сантаяны, «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель»; а согласно политику Уинстону Черчиллю, «фанатик — тот, кто не способен изменить своё решение и никогда не сменит тему».

Русский философ Н. А. Бердяев подчеркивает, что «нетерпимый фанатик совершает насилие, отлучает, сажает в тюрьмы и казнит, но, в сущности, слабый, а не сильный, он подавлен страхом, и его сознание страшно сужено, он меньше верит в Бога, чем терпимый». Он же заявляет, что «фанатик... ищет власти, а не истины».

Чтобы принять истину, нужно отказаться от своего эгоизма, от своей самости, а этого фанатик как раз не может сделать. Он может выйти из себя только в озлоблении против других, но не в поиске Любви истины (без принятия которой спасение невозможно). Фанатик может выйти против другого, но не навстречу Другому.

Бердяев, указывает на то, что фанатик всё видит через своё «Я». «Вера фанатика, его беззаветная и бескорыстная преданность идее нисколько не помогает ему преодолеть эгоцентризм... фанатик какой-либо ортодоксии отождествляет свою идею, свою истину с собой». Отсюда Бердяев делает чрезвычайно важный вывод: «Эгоцентризм фанатика ... выражается в том, что он не видит человеческой личности, невнимателен к личному человеческому пути».

В церковной жизни, например, есть люди, которые придают особое значение форме, непременному соблюдению точности.. Во имя этой точности и формы можно и резко критиковать и изгонять. Таким образом, абсолютизируя форму, считают, что совершают богоугодное дело.

Но в таком случае истина веры, истина христианской жизни разрушается. Вера — это нечто такое, что не может существовать как форма, как привязанность к символам, формам, канонам и т. д. Старец Паисий называл каноны пушками, из которых мы стреляем и убиваем других.

Противоположность религиозности и фанатичности

Религиозный фанатизм ведет к фундаментализму. В 1910 г. М. и Л. Стюард опубликовали серию книг. «The Fundamentals», которые дали начало развитию фундаментализма.

Фундаменталист исходит из того, что некие важные для его веры положения остаются незыблемыми, никто не дерзает на них посягнуть. Казалось бы, такая уверенность напрямую связана с верой... но она, на самом деле, исключает еще одно понятие, названное словом от того же корня.

Уверенность исключает доверие.

Если я в чем-то уверен, это значит, что я знаю всё наверняка, я всё контролирую сам и никому не позволю на этой территории чем-либо распоряжаться. Но если я доверяю человеку или Богу, я ни в чем не могу быть уверенным, кроме как в благополучном исходе дела. Я готов принять любой поворот событий, я ничего не предрешаю и всё поручаю заботам того, кому доверяю. Именно такой была вера Авраама и вера апостолов — они откликнулись на Божий призыв, еще ничего не зная, не будучи уверенными ни в чем конкретном.

Верующий по-настоящему человек не станет ненавидеть тех, кто, по его мнению, не прав. Верующего отличает терпимость к грешнику. «Люби грешника и ненавидь грех» — вот истинно христианский принцип.

Христианин все свои проблемы видит в себе, именно там — центр его борьбы, там, в его сердце как говорил Ф.М. Достоевский «Дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей» и там... Для православного главный фронт борьбы за спасение души находится в душе.

Преп Исаак Сирин учит нас : «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному».

Священное Писание научает нас с большой ответственностью относится к каждому произнесённому слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено» (Кол.4:6)

Всякие проявления фанатизма противоположны истинно религиозному устроению человека. Настоящая вера во Христа не отрицает и не отметает ни одно из проявлений человеческого духа, но стремится освятить и преобразить всякий род человеческой деятельности. Абсолютным примером для нас должен быть апостол Павел, который свою проповедь среди афинских язычников начал с признания относительной ценности эллинского (т.е. языческого) богопознания.

В смирении, помня о том, что «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2), верующий никогда не станет считать систему своих взглядов безошибочной и единственно верной. Он не забывает о том, что Истина — это Христос, а сумма его собственных убеждений всегда будет иметь некую неполноту, ибо все мы в этом веке «видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» познаём «отчасти», и только в жизни будущего века увидим Истину «лицем к лицу» (1 Кор. 13:12).

Апостол Павел писал: «... наша брань (борьба ) не против крови и плоти (то есть людей ), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6; 12).

Православие — правда и любовь

Русский богослов Л. Шестов рассуждает:

«Когда человек старается убедить других в своей истине, т.е. сделать то, что ему открылось, обязательным для всех — он обыкновенно думает, что руководствуется высокими побуждениями: любовью к ближним, желанием просветить темных и заблудившихся и т.д. И теория познания, и этика его в этом поддерживают: они устанавливают, что истина едина и истина есть истина для всех. Но и теория познания с этикой, и человеколюбивые мудрецы равно плохо различают, откуда приходит потребность приведения всех к единой истине. Не ближних хочет облагодетельствовать тот, кто хлопочет о приведении всех к единой истине... для него важно не столько иметь истину, сколько получить общее признание...»

По своему характеру православная вера такова, что исповедующие ее не могут быть равнодушны и безразличны к культуре, образованию общества, гражданами которого они являются. Православная вера ориентирует на активное общественное деяние, на созидание жизнеутверждающего, осмысленного бытия человека в мире.

Владыка Иоанн (Шаховский) обращается к нам:

«Православные по само исповеданию, по само утверждению должны понять, что Православие — это отнюдь не привилегия и не повод к осуждению других, и не гордость. Православие, наоборот, есть смирение, есть исповедание полноты Истины, как правды, так и любви. Православие должно побеждать только сиянием своим, как Сам Господь, а отнюдь не пушкой — стальной или словесной, все равно. Православие не сияет в православном обществе, в том, которое гордится своим Православием. Оно сияет в том, кто смирен в своем Православии, кто чистоту веры понимает не разумом только маленьким своим, но духом, всей жизнью. Красота Православия дана для спасения людей, а православные ее стали обращать для осуждения, для погубления людей. Можно сказать, что нет на земле совершенно православных людей, но что частично православны и сами так называемые православные и те, кто не считает себя в православии, но считает во Христовой Церкви и жизнью живет во Христе. Православие — солнечный свет, лежащий на земле. Светит для всех, но не все освещаются им, ибо кто в подвале, кто закрыл свои окна, кто закрыл свои глаза...».

О христинской ответственности

«Вы — соль земли» (Мф. 5; 13.), — сказал Господь апостолам.

Церковь — соль земли. Соль известное всем средство препятствующее гниению. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем сильнее запах тления. Без Церкви мир протухнет, растлится в своих беззакониях. Господь не хочет насилия над волей человека. Он хочет свободного её проявления: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). Господь не стесняет волю человека при выборе пути к добру или злу. Поэтому-то те кто добровольно следует за ним, Он называет не рабами, а «друзьями» (Ин. 15, 16).

Православие оживляет и одухотворяет человека. Оно приводит верующего к возрастанию его в любви. Любовь христианская по своей сути подобна любви Божией, которая изливается не только на безупречных в вере, но и на всех: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).

Мы, православные, должны по слову митрополита Антония Сурожского быть «живой иконой, живым присутствием Христа». И следовательно, всякая ограниченность, всякий фанатизм несовместимы с подлинной верой во Христа.

Святитель Феофан Затворник говорит:

«Истинная веротерпимость благоговейно чтит святую веру, ревнует о чистоте и славе ее, радуется возвышению ее; но при этом дает место близ нее и другим верам, не потому что считает их равночестными и спасительными, а по снисхождению к заблуждающимся. Она не теснит, не гонит, не преследует; но вместе не упускает случая с любовью указывать заблуждение и предлагать свободному убежданию и совести выбор лучшего»

Настоящий христианин — только тот человек, который способен жить по Евангелию, для которого христианство — не просто интеллектуальное убеждение, мировоззрение, но образ жизни.

О пределах веротерпимости

Относясь любовно к каждому человеку, ценя искренность убеждений в каждом, не допуская и мысли о фанатизме, мы должны всегда чтить и живить Святую нашу веру - Православие.

Преподобный Феодосий Печерский определённо и однозначно свидетельствуют о том, как христианину надлежит относиться к иным религиям. «Кто хвалит чужую веру, тот свою хулит, а кто хвалит и свою веру, и чужую разом, — тот двоеверец; и кто тебе скажет, что и ту, и другую веру Бог дал — ты скажи ему «Разве Бог двоеверен? Писание говорит: един Бог, едина вера, едино крещение».

Cвященномученик митрополит Владимир так говорит о веротерпимости:

«Это не есть своего рода доброта: это ограничение ревности истинно верующих, один из видов христианского благоразумия. Веротерпимость, как показывает словопроизводство, есть терпение или допущение другой какой-либо религии рядом со своей. Следовательно, прежде надлежит узнать и полюбить свою веру и потом уже стремиться к распространению ее, как высшего блага, и между другими, — потом уже с кротостью и терпением относиться к тем, которые нашей веры не ценят и не принимают. Вот что означает понятие о веротерпимости с церковной точки зрения».

«Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Лк. 2,17). Ревность по правде, по Православию должна «снедать» каждого Православного христианина.

Исповедание веры необходимо для того, чтобы сам человек спасся — это одна сторона. Другая важная сторона исповедания — это проповедь Господа в этом мире о жизни по вере, чтобы и другие прославляли Отца нашего Небесного. Апостол Павел свидетельствует: «Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10:10).

Христос учил терпимости и любви ко всякому человеку, какой бы веры он не был: если человек нуждается в помощи, его нужно накормить, одеть, посетить или просто оказать сострадание. Но Христос не учил терпимости к ложному верованию этого человека. Нужно любить человека, но при этом отрицаться его ложной веры. Господь наш Иисус Христос прямо говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6); «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9); «Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).

Литература:

  • Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Собр. Соч. Т. 1. Изд. братства во имя святого князя Александра Невского. 1999
  • Бердяев Н.А. Русские записки Человек. 1997. № 9.
  • Брокгауз Ф, Ефрон И Энциклопедический словарь М. ЭКСМО 2006
  • Добротолюбие. Избранное для мирян. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2001
  • Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы Собр.соч. 15-ти томах. Л., «Наука», 1991. Том 9-10
  • О нашей веротерпимости http://www.blagobor.by
  • Протоиерей Василий Попов Православие и свобода М. Народная польза — 1998
  • Шестов Л. И. Сочинения. М.: «Наука», 1993.

Александр А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения