Божья благодать — реальный дар христианину

Божья благодать — реальный дар христианину

Божья благодать — реальный дар христианину
Благодать есть Бог, ощущаемый в сердце.
Паскаль

О соотношении закона и заповеди

Часто христиане спрашивают: «Что важнее? Что нас спасает, закон или благодать?». Люди привыкли ссылаться на закон. Если человек исполняет закон то, стало быть, все в порядке.

Однако, если задуматься, то, очевидно, что закон может только показать в чем грех, силы же в себе он не имеет, чтобы удержать от греха.

Более того, строго рассуждая, не совсем ясно «кто может исполнить закон?». Ведь, действительно, все мы так или иначе нарушители закона: и тот кто является его блюстителем, и тот кто его исполняет.

Еще апостол Павел говорил: «...делами закона не оправдается никакая плоть». Вместе с тем, в жизни есть свои законники, настаивающие на исполнении буквально даже буквы закона.

Еще во время проповеди Христа один из законников обратился ко Христу: «Учитель что мне делать, чтоб наследовать жизнь вечную?». Христос указывает ему: «В законе что написано, как читаешь?». Законник очень точно отвечает на вопрос Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим: и ближнего твоего, как самого себя».

Все сказано было верно.

И Христос сказал ему: «правильно ты отвечал, так поступай и будешь жить.» (См. Лк.10:25-28).

Сказано было верно, осталось его беспрекословно исполнить. И тут начинаются уклонения и оправдания.

Если говорить о Боге то всем понятно, что его любить надо и всем сердцем и всею душою, и всем разумением твоим. Но поскольку вопрос веры невидим, это остается как бы на внутренней совести собственно самого человека.

Если же говорить относительно ближнего, то вопрос о любви здесь более осязаем и практичен. В отношении с ближним нужны безусловно и конкретные дела Живя в данном физическом мире человек должен ощущать и практическую любовь. Все проверяется жизнью. Не как ты можешь говорить, а как ты можешь поступать.

Возникает вопрос : «А кто мой ближний? Кто мой враг?» ?

Говоря так мы вновь ищем себе оправдание. Ведь всякий человек образ и подобие Божие. Сам Христос не делил людей по каким — либо признакам или отличиям. Напротив, используя иносказательные притчи, он вразумлял и наставлял людей.

Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежды, избили и бросили на дороге. Проходит мимо лежащего иудейский священник и не останавливается. Хотя он же сам учит других иному, .в частности, о важности помощи ближнему. Проходит мимо лежащего левит, духовное лицо. Он тоже из иудейских священнослужителей. И тоже не оказывает помощи потерпевшему. Страдалец начал терять всякую надежду. И вдруг он видит что едет кто-то, но он уже не ждёт помощи, так как увидал, что как будто едет иноверец. И, действительно, это был самарянин.

Самаряне же с иудеями на почве веры не сообщались Самаряне признавали только Пятикнижие и были в основном из язычников. Иудеи же использовали все Священное Писание то есть весь закон. И священник и левит считали себя праведными, исполнителями закона.

Говорить о законе и его исполнении они могли и требовали делать это в жизни реально

И вот самарянин остановился, оказал посильную помощь раненому, перевязал раны, смазал их маслом и вином и, посадив на осла. привез в гостиницу.

На следующий день этот самарянин дал хозяину гостиницы два динария со словами: «Позаботься о нем. Если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе»

Рассказав эту притчу, Христос спрашивает законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?».

Законник, опираясь на голос совести, признает «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал «Иди и поступай также». (См. Лк .10, 30-37).

Христос не осудил и этого законника. Господь вообще никого не осуждает. Он пришёл спасать погибающее.. Не взирая на лица, не деля людей на группы, партии, он призывает, что если ты видишь человеческое горе, то. помогать надо всем.

Заповедь о любви к ближнему. Господь неразрывно связал с заповедью о любви к Богу, и сделал эту заповедь универсальной. Надо любить не только друзей, но и всех людей, которые встречаются нам на нашем жизненном пути. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас», — говорит Господь. (Ин.13 :34)

Мы не можем угодить Богу, если не будем уважать других людей, особенно самых покинутых, наименее заслуживающих внимания.

О проявлении благодати

Человек так устроен, что не может жить без радостей, без утешения. Проводя церковную жизнь и отказываясь от суетных мирских удовольствий, христианин приобретает другое утешение, духовное: Благодать Святого Духа, которая дает душе и радость, и блаженство.

Святые отцы говорят, что как рыбы живут в воде, так христиане живут в Благодати Божией. Рыба без воды не может долго жить, она начинает задыхаться. Точно так же и христианская душа начинает задыхаться, когда Благодать Божия ее оставляет. В начале нашего пути, когда мы только начинаем жить церковной жизнью, Господь часто дает большую Благодать, так что мы имеем в душе мир и постоянно радуемся.

Нам легко выстаивать длинные церковные службы, у нас получается молитва, мы с радостью соблюдаем посты, Бог скоро слышит наши прошения. Так бывает вначале потому, что Господь, зная, что наша вера еще слабая, дает Свою Благодать даром, чтобы эту веру укрепить. Но по прошествии времени, когда мы немного укрепимся в вере, Господь отнимает Благодать, чтобы душа поборолась и показала свою верность Богу и очистилась от страстей. Для получения благодати надо понуждать себя, а то Господь рад дать, и дает, а мы сами не понуждаем, не трудимся. Говорим, молитва не идет, она сама и не пойдет, нужно понуждать и трудиться.

Когда Благодать оставляет душу, тогда она погружается в бездну и мрак, на нее находит тьма. Душа тогда страдает и начинает метаться, к ней приступают невидимые враги, ее мучают плохие мысли. Страдания ее усугубляются еще тем, что христианин, ограничивающий себя в мирском, не может иметь удовольствий, пусть ложных и греховных, но все же удовольствий, которые имеют мирские люди. В таком состоянии человеку могут приходить помыслы сомнения в правильности избранного им пути.

Преподобный Симеон Новый Богослов сказал: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», то есть открывает, показывает самому человеку его подлинную печальную картину того, что находится и что происходит в его душе.

Только видящий себя погибающим нуждается в Спасителе; Так называемым «здоровым» Христос не нужен.

Патриарх Кирилл:

«Миссия Господа Иисуса Христа, миссия спасения рода человеческого заключается в свидетельстве об истине и в явлении благодати. Давайте хорошо запомним это. Если кто-то спросит вас: „а в чем смысл пришествия Спасителя? что дал Господь Иисус роду человеческому?“ — ответьте двумя словами: „благодать и истина“. Именно благодать и истина определяют способность человека достигать жизненных целей, обретать жизнь вечную, и мы знаем, что без истины человек просто теряется на жизненных путях».

О плодах духа

По учению Спасителя, сама духовная жизнь невозможна без помощи свыше: Если кто не родится от воды и Духа, не может увидеть Царства Божия... Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть Дух (Ин. 3, 5-6). Еще Спаситель учил о Духе Святом, что Он наставляет христианина в истине, утешает в скорбях, утоляет его духовную жажду (См. Ин. 16:13-17; 4:13-14).

Люди часто задают вопрос: «А я вот расту духовно или не расту?».

Святые Отцы дают критерий роста: если человек переносит правильно все искушения, значит, он растет. Казалось бы, искушение — это разлом, это трагедия. А ведь тут-то и проявляется и сила воли, и сила веры, и мужество разума. И смотришь — благодать Божья человека выводит, и человек, оказывается, растет духовно. Он этого даже сам не знает, ему казалось, что на него навалились страшные горести и несчастья. А они, оказывается, способствовали его духовному развитию.

Апостол Павел все христианские добродетели именует «плодом Духа», говоря: «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).

Часто внутренний духовный рост и совершенствование христианина происходят незаметно для него самого, как Господь объяснил в притче о невидимо растущем семени (Мк. 4, 26-29). О таинственном действии Св. Духа на душу человека Спаситель говорил: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, не зная, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3 : 8).

«Святый Дух действует самовластно, как Бог, — указывает святитель Игнатий, — приходит в то время, когда смирившийся и уничиживший себя человек отнюдь не чает пришествия Его. Внезапно изменяет ум, изменяет сердце. Действием Своим объемлет всю волю и все способности человека, не имеющего возможности размышлять о совершающемся в нем действии. Благодать, когда будет в ком, не показывает чего-либо обычного или чувственного, но тайно научает тому, чего прежде не видел и не воображал никогда»

Недостаточность разума и воли человеческой, при ее стремлении к добру может быть восполнена содейством благодати Божией, проявляющейся как следствие покаяния и молитв к Богу. Как говорит св. Максим Исповедник: «Человек имеет два крыла: свободу и благодать... Добродетели влагает в нас Бог; Он вкладывает их в человеческое сердце, а человеку принадлежат "труд и пот"».

В жизни человеку сложно определить где настоящий подлинный человек. Это только Бог знает и понимает.. Вот он и дает нам случаи, которые вразумляют нас.

Если у человека нет любви, то при буквальном исполнении закона ничего не остается. Если ты не любишь человека, которого видишь каждый день, который рядом с тобой, то как бы человек не распинался в любви к Богу, у него — нет любви.

Святой Василий Великий говорит, что у человека есть три ступени служения Богу. Первая — ступень раба, когда человек боится наказания. Вторая — ступень наемника, когда человек трудится ради награды. И третья — ступень сына, когда человек делает все из любви к Богу. Авва Дорофей говорит, что можно только перейти со ступени на ступень, нельзя сразу запрыгнуть на ступень сыновней любви. Надо пройти эти предварительные ступени. И если эти чувства — страха наказания или желания награды — есть в душе человека, это не так плохо. Значит, доброе начало положено.

Русский подвижник свт.Тихон Задонский дает прямой совет: «Если мы говорим о любви, то мы должны понять, что единственным ее средством, единственным ее инструментом является смирение, проистекающее из познания самого себя».

О силе и значении благодати

В жизни бывают случаи которые не укладываются в законы, в меру нашего понимания. Нам не следует превращаться в фарисеев и выносить свои суждения.

Если Господь попускает что-то, значит для чего-то это нужно. «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом», — изрекает премудрый царь Соломон (Притч. 19:21).

Пророк Иеремия свидетельствует: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10:23).

Апостол Павел указывает источники и степени возрастания, через которые проходит духовный путь христиан:

«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой находимся и хвалимся надеждою славы Божьей. И не этим только хвалимся, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорбей происходит терпение, от терпения опытность, от опытности — надежда; а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».( Рим.5, 1:5)

Клайв Льюис пишет: «Мы спасаемся благодатью; плоть не наследует Царства Божьего; создание не Создатель и живет не собою, но Христом. ...Многие полагают, что каждый с самого начала обладает драгоценной личностью и должен только пестовать, лелеять, развивать и выражать ее, «быть самим собою». Однако тот, кто стремится к своеобразию, никогда его не обретает. Ищите правды, делайте свое дело как можно лучше, и вы неожиданно получите то, что люди зовут своеобразием»

Нет ничего сильнее и значимее Божьей Благодати.

Святитель Феофан Затворник пишет: «.. сердце наше и бывает довольно только тогда, когда обладает Богом и бывает обладаемо от Бога. Ничто, кроме Бога, не успокаивает его. Соломон много знал, многим обладал и многим наслаждался; но всё это наконец должен был признать суетою и крушением духа (Еккл. 1, 8, 17–18; 3, 10–11; 8, 17). Один покой для человека в Боге».

Только через Благодать и с её помощью возможно спасение души человеческой. Ибо, «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».(Ефес.2, 4-10).

Список литературы:

  1. Епископ Александр (Милеант) Значение благодати в жизни христианина Из-во Ионинский листок № 24 (353), 2006
  2. Патриарх Кирилл: Господь соединил слово истины с явлением благодати М., 19 января 2013 года
  3. А.И. Осипов Основы духовной жизни в Православии «Православное слово» № 6 (163), 2000
  4. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Странник
  5. Современная практика православного благочестия
  6. Чего нельзя православным? 22 декабря 2009 • Журнал «Нескучный Сад»
  7. А.И. Осипов Основы духовной жизни в Православии «Православное слово» № 6 (163), 2000
  8. К.Льюис К. Коллектив и мистическое тело
  9. Святитель Феофан Затворник - Отрешиться от земли

Александр А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения