Любовь — высшая христианская добродетель. О главной заповеди Иисуса Христа

Изображение
Image

«И плачет душа моя за весь мир»
(из «Писаний» Старца Силуана)


О Божественных заповедях

Богом были заповеданы Моисею десять заповедей.

Фарисеи превозносили первые четыре заповеди, указывающие на обязательства человека перед своим Творцом, и считали их более важными, чем остальные шесть, в которых определены обязанности человека по отношению к ближним. Поэтому жизнь их была далека от истинного благочестия.

Иисус же, указав людям на их многочисленные пороки, учил, что необходимо творить добрые дела, ибо дерево познается по плодам. По этой причине Его, в частности, обвиняли в том, что последние шесть заповедей Он ставит выше первых четырех

И вот фарисеи, пытаясь посрамить Иисуса Христа решают выяснить — какая из заповедей самая важная?

И вот знаток Закона подходит к Иисусу и спрашивает: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф.22,36).

Христос же в ответ, не раздумывая, провозглашает : «Первая из всех заповедей, слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!» (Мк.22,29-30). «Вторая подобная ей, — сказал Христос, потому что она вытекает из нее: „возлюби ближнего твоего, как самого себя“ иной большей сих заповеди нет». (Мк.22,31) «На сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки«(Мф.22,40).

Вдумываясь в суть заповедей, мы видим, что первые четыре из десяти заповедей содержатся в одной главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем», а последние шесть — в другой заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Таким образом обе эти заповеди и являются концентрированным выражением христианского Закона любви. Невозможно соблюсти первую заповедь, нарушая вторую, и наоборот, невозможно соблюсти вторую, нарушая первую.

Когда Бог занимает подобающее Ему место в нашем сердце, мы само собой мы внимательны к нашему ближнему и любим его, как самого себя. Только в том случае, если мы больше всего любим Бога, мы становимся способны искренне любить ближнего.

Строго говоря, суть всех заповедей заключается в любви к Богу и человеку, следовательно, нарушение каждой заповеди ведет к нарушению всего закона. Поэтому то Христос и учил, что закон Божий — это не собрание отдельных заповедей, из которых одни имеют большее значение, а другие — меньшее и потому ими можно безнаказанно пренебрегать.

Господь представляет все десять заповедей как единое Божественное целое и учит нас, что любовь к Богу должна проявляться в следовании всем Его заповедям.

Необходимо всегда помнить, что если мы виновны в нарушении одной заповеди, то мы виновны в нарушении закона Божия, воли Божией вообще (см. Иак. 2, 10), ибо воля Божия неделима. Книжник, задавший вопрос Иисусу, естественно, был знатоком Закона, однако же он был поражен Его ответом.

Он не ожидал, что Иисус так проникновенно знает и толкует Писание. И, перед собравшимися священниками и начальниками, книжник искренне признал, что Христос разумно объяснил закон, и сказал: «Хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк.12,32-33).

Любовь как Дар

Самое трудное в вере утвердить себя в ЛЮБВИ — этой главной христианской добродетели через духовный опыт поста, молитвы и покаяния, очищающие нашу душу.

Смысл религиозной жизни и есть научение любви. Божией. «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь». (1 Ин. 4, 7-9).

Есть один верный признак, по которому можно отличить Божественную любовь от любви плотской, человеческой. На этот признак указывает апостол любви Иоанн Богослов: «Кто говорит: „Я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4,20). И еще: «кто видит брата своего в нужде и затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3:17). Следовательно, любовь к Богу и истинная любовь к людям не только совместимы, но и требуют друг друга. Любя Бога, мы должны любить и все Божие. На любви к ближним, которых мы видим, мы учимся любить Бога, Которого не видим.

Часто поверхностная, умозрительная, душевная любовь к Богу и ближним готова объять собой весь мир, все человечество, всю вселенную.

Но как только возникает необходимость помочь конкретно нуждающемуся, такая любовь оборачивается в лучшем случае равнодушием, а зачастую и ненавистью. Рядом с такой «любовью» легко уживаются гордость, зависть, злоба и тому подобное. Довольно часто можно встретить людей, которые много сил и времени тратят на помощь тем, кто отвечает им благодарностью и похвалами, в то время как их собственные дети остаются брошенными, потому что просят то, что родитель обязан им дать.

Нам заповеданы любовь к Богу, к ближнему, к самому себе. На самом деле это единая заповедь. Как только человек отделяет себя от мира, он впадает в состояние вражды. И тогда он не любит ни себя, ни ближних, ни Бога. Мир он ненавидит за то, что он(мир) не удовлетворяет его требованиям. Себя — за то, что не может приблизиться к тому идеалу, образ которого у него создан в голове. Ну а Бога — потому, что кто, собственно, все это придумал? Кто его сделал несчастным? И создаётся состояние внутренней неприязни, противоречия.

Душа же будучи живой, с одной стороны, является частью мира, с другой — частью Бога и объединяет все в одном едином качестве— качестве любви. Человек, любящий свою душу, не может не любить две ее составляющие: мир, из которого она создана — прах земной, и Создателя, в котором она имеет свое высшее духовное начало.

Любовь к себе подразумевает и любовь к ближнему, и любовь к Богу. Не может быть любви к себе, к своей душе без любви к Богу и ближнему. И не может быть любви к Богу, если человек себя ненавидит.

Любовь — прежде всего, жертвенная. Она не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается (1Кор.13,4-8).

Только по-настоящему верующий человек, только тот, кто действительно благодарен Господу и любит Его, может смириться настолько, чтобы принять ближнего — таким, каков этот ближний в реальности, а не таким, каким он, с точки зрения этого человека, должен быть. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13,1-3).

Только человек, любящий Бога, может прийти к правилу: будь строг к себе, а к ближнему снисходителен.

Святой Иоанн Кронштадтский призывает

«Люби без размышления: любовь проста. Любовь никогда не ошибется. Также без размышления веруй и уповай: ибо вера и упование также просты; или лучше: Бог, в Коего веруем и на Коего уповаем, есть простое Существо, так же как Он есть и простая любовь»



Учиться любить!

Любовь к Богу и любовь к человеку взаимодополняют друг друга. Нельзя сразу полюбить Бога, невидимого и непостижимого, поэтому более доступно полюбить ближнего, который носит в себе образ Божий. Но и любовь к ближнему должна быть одухотворена любовью к Богу, ибо в противном случае грозит превратиться в плотскую, греховную привязанность. Чтобы иметь ту Божественную любовь, которую завещал нам Спаситель, необходимо заплатить немалую цену: возлюбить Его всем сердцем, всею душою, всем помышлением. Но самую большую цену заплатил Сам Иисус Христос — распялся за нас на Кресте.

Способны ли были фарисеи, подобно апостолу Павлу, тоже бывшему фарисею, ежедневно, ежеминутно жертвовать собой ради любви к Богу и ближнему?

Нет, они, подобно ветхому Савлу, дышали ненавистью и угрозами по отношению ко всему, что представляло опасность для их власти и благополучия и поскольку любовь у них отсутствовала.

И в итоге, даже в знании Закона, где они считались знатоками, они оказались посрамленными от Господа, так как не понимали, что Тот Мессия, о Котором они так много и часто учили, есть не только Сын Давидов, но и Сын Божий.

Любовь христианская — сложное явление, состоящее из жалости, благоговения, благодарности, стыда, терпения, милосердия, желания творить добро и других добродетелей. Призывая Своих последователей и учеников к любви и великодушию, Христос говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф. 5, 44). Объясняя эти слова, святой Филарет, митрополит Московский, подчеркивал, что речь здесь идет только о врагах и обидчиках личных, и призывал прощать врагов личных, врагов Отечества — сокрушать, а врагов Господних — гнушаться.

Уважение к ближним основывается как на их общечеловеческом достоинстве, так и на личном. Мы должны уважать ближних, коль скоро каждый из них есть образ Божий, за каждого пролита кровь Господа Спасителя на кресте, и каждый призван к вечной жизни в единении с Богом. В этом состоит общечеловеческое достоинство каждого ближнего

Свящ. Писание внушает нам уважение к ближним весьма ясно. Ибо человек создан по образу Божию, — говорит Господь, заповедуя уважение к жизни ближних (Быт. 6:9). Христос Спаситель, не стыдившийся называть нас братьями Своими (Евр. 2:11), произносит строгий приговор над неуважительно относящимися к ближним: кто скажет брату своему: «рака» (пустой человек) подлежит синедриону, а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Матф.5:22). «Всех почитайте», — говорит ап. Петр (1 Пет. 2:17). «Будьте братолюбивы друг ко другу, — пишет ап. Павел, — в почтительности друг друга предупреждайте»(Рим. 12:10).

По словам Митрополита Антония Сурожского

«Мы должны научиться на каждого человека, который встречается нам, посмотреть и сказать: это — икона Христова, это образ Божий, этот человек — посланник Божий. Он послан для того, чтобы чему-то меня научить, чтобы мне принести нечто, чтобы передо мной поставить вопрос, требование, Божие»

Способны ли мы сегодня полюбить Бога и ближнего не только на словах, но доказывая свою любовь всей жизнью? Или же мы можем только беспомощно жаловаться на свою немощь и невыносимость условий для исполнения заповедей? И не грозит ли нам опасность оказаться в положении современных Спасителю фарисеев: познать всю книжную премудрость, но, не имея силы Божественной любви, в самый ответственный момент не угадать времени посещения своего (Лк.19,44)? И здесь грозным предупреждением звучат для нас слова Иисуса Христа: «А вы не называйтесь учителями, ибо Один у вас Учитель — Христос» (Мф.23,8).

Но в то же время указывается нам и безопасный путь ко спасению: «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф.23,11).

Библиография:

  • Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: ОБО, 1992 — 292c.
  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. — 656 с.
  • Митрополит Антоний Сурожский Слово Божие. Киев: Пролог, 2005.- 340 с.
  • А. П. Лопухин Толковая Библия или комментарий на все книги Св.Писания Ветхого и Нового Заветов
  • Профессор КДА Доктор Богословия М. Олесницкий Нравственное Богословие Православие и современность. Электронная библиотека.

Александр А. Соколовски