Вера в Бога и наука

Вера в Бога и наука

С давних времен люди хотят узнать. откуда и как появился мир, Вселенная, как появилась материя и что появилось раньше: дух или материя, что такое дух и что такое материя.

Казалось бы, самым верным и надёжным средством познания устройства мира и всех вещей во Вселенной является ум человека, его пытливый разум. Однако Священное Писание утверждает иначе: «Верой познаем, что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое…» (Евр. 11:3). Т.е. в вопросе познания вера стоит выше и играет определяющую роль. Бог создал человека и наделил его жаждой познавать своего Творца и окружающий мир, и никто, кроме Самого Бога-Создателя, не в силах удовлетворить эту потребность.

А для этого необходима вера — вера в Бога и лишь потом вера в себя. Без веры не было бы в истории развития человечества ни одного достижения поскольку человеческие возможности и ресурсы ограничены. Многие люди считают средством познания научные данные, полученные экспериментально, проверенные и доказанные на опыте. Но это верно только отчасти. Возможности науки, увы, ограничены. И часто то, что не поддается изучению, она выдаёт в виде гипотез и домыслов.

Наука представляет собой попытку описать естественный мир в терминах научных категорий, выведенных из контактов наших чувств с этим миром. Будучи лишь описанием мира, наука может рассказать, чем являются вещи, или о том, что есть, а не о том, как должно быть. Этическое решение — как должно быть — приходит исключительно из вненаучных источников. Христианин верит, что такой первоисточник — не кто иной, как Сам Бог. Мы верим, что Бог создал мир и нас, живущих в нем. Он вложил в нас понимание того, что значит жить, как подобает разумным человеческим существам, созданным по Его образу.

Стержнем познания является вера, а не наука. Священное Писание утверждает, что средством истинного познания всех вещей в мире является вера Божия. Она через откровение свыше, от Духа Святого, дает разуму смысл и свет. В Послании Иоанна сказано: «...Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5:20). И далее Писание говорит, что через Иисуса Христа мы «обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» (1Кор. 1:4-5), прежде всего духовных вещей, а затем и материального мира.

То, что заповедал нам Бог в Священном Писании намного существеннее того, что ученые открыли или когда-нибудь смогут открыть самостоятельно. Научное описание старается получить ответы на сиюминутные вопросы, на вопрос: что? Священное же Писание интересует конечный вопрос: почему?

Сама наука многим обязана религии. Она родилась в Европе в культуре, большинство представителей которой верили в существование Бога Творца, управляющего Своим творением извне. Наука исходила из предпосылки, что Вселенная — это единая система, и она управляется единым набором законов. Задача науки — познание окружающего материального мира. Бог же ведет нас в мир духовный.

Библия говорит: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор. 8:2-3). Любовь к Богу открывает человеку горизонты познаний через непосредственное откровение от Бога; оно является высшей формой знания и достигается верой

«Верой познаем, что веки устроены словом Божьим..»

«Веки» — это старославянское слово, означающее материальные миры, окружающую нас Вселенную. Верой мы познаем, что эти веки, эти материальные миры, вся Вселенная «устроены словом Божьим» и что «словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6).

Нам в жизни даны два аспекта действительности, в создании которых мы не принимали никакого участия, — это мир природы и Библия. Мир природы является творением Бога-Логоса, продуктом Его действия; Библия же, Слово Божие, — продуктом Его творческого решения. Бог не просто создавал, но творил мир, т. е. подходил к созданию Вселенной, как творческая Личность. Он произнес Свое слово Творца — и появились целые миры.. «И сказал Бог: да будет...», и появилась Солнечная система, а в ней — наша Земля, Солнце и Луна, на Земле — растительный и животный мир и венец творения — человек. И все это возникло не хаотично и бесцельно, но «устроено словом Божьим», приведено в порядок, гармонию, обладает целесообразностью и полезностью и подчинено точным физическим законам.

Бог — великий Создатель всех живых существ. Это Он дает каждой клетке жизнь, дух и потребности. Живая клетка — это сочетание физического и духовного миров. Физический мир нам знаком, его можно измерить. Но духовный мир — это нечто такое, что измеряется совсем по-другому и совершенно не поддается научным исследованиям. Господь имеет суверенную власть над жизнью, заключенной в каждом живом существе. И каким-то образом, который выше нашего понимания, Он и есть эта жизнь, как об этом говорит Апостол Павел: «Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:17).

В Послания к Евреям Апостол Павел говорит: «...веки устроены Словом Божиим так, что из невидимого произошло видимое». «Видимое» — это окружающий нас материальный мир А «невидимое» — это наш Небесный Создатель, невидимый Бог. Для людей неверующих невидимая сущность Бога представляет неразрешимую загадку, нечто непостижимое и необъяснимое. Для людей же верующих все ясно, т, к, Слово Божие, читаемое с верой, открывает, Кто есть наш Бог. Иисус поясняет самарянке: «Бог есть Дух» (Ин. 4:24). Он имеет духовную природу, которая невидима естественным глазам. Поэтому бессмысленны желания людей увидеть Бога воочию, ибо Он открывается только в духе и только «чистым сердцам» (Мф. 5:8).

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:18-20).
Рассматривая и изучая окружающий нас мир, мы верой постигаем за видимым творением невидимого Творца во всем Его величии, силе, красоте, во всем Его благолепии. Ибо если творение столь прекрасно и возвышенно, то насколько славнее Творец всего — Бог! Только безрассудство человека толкает говорить, что Бога нет и он не узнает дела рук Создателя.

Невидимый Бог явил Себя миру видимым образом через рождение во плоти Сына Божия. Человек в состоянии греха не мог подняться к Богу, чтобы созерцать Его. Тогда Бог вочеловечился, чтобы падшее грешное человечество поднять на высоту небес и сделать своими сынами..

Все духовное познание истины Божией приходит нам через веру от Духа Святого. Невозможно любить Бога, не имея веры в Него. Вера и любовь приходят одновременно: вера рождает в нас любовь к Богу, а любовь дает нам познание Бога. Вера открывает внутренние глаза, чтобы видеть действия Божии, и внутренние уши, чтобы слышать Его голос. Сама же она утверждается не на мудрости человеческой, а на силе Божией (1Кор. 2:4-5).

Кто обладает верой Божией, тот владеет «ключами Царства Небесного» (Мф. 16:19).

Верить — значит относиться к Богу и Его Слову с открытым сердцем и безусловным доверием к Его обетованиям (Пс. 32:4). В этом смысле постоянное устремление нашего взора на Бога и есть вера Божия (Пс. 120). Только такой верой мы можем Ему угодить.
Вера — самое действенное средство познания Бога. Как ни велики достижения современной науки и как ни обширны ее познания, она лишь кое-что смогла узнать о Всевышнем Боге, Творце мироздания. Его Божественность познается через рассматривание Его творений (Рим. 1:18-20). Но к познанию Самого Бога, Его истинной сущности наука так и не дошла. И вряд ли дойдет.

P .S. Потеряв веру в Бога, мыслитель теряет свою величайшую мысль, деятель теряет свою надежнейшую опору, страдалец теряет свое безопаснейшее прибежище, смертный теряет свою единственную надежду.

А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения