Пасха наша, Христос, заклан за нас
(1 Кор 5:7)
Пасха — одно из самых драгоценных слов христианина. Встречая и празднуя Пасху мы знаем, что это — наше спасение.
«Пасха — спасение мира, наше спасение, спасение, дарованное нам Иисусом Христом, Который умер за грехи наши, по Писанию, и воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор 15:3-4).
Иоанн Креститель, увидев Иисуса Христа, сразу же сказал: «...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин 1:29). Апостол Павел уверяет: «...ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7)
Пасха — это не только наши традиции или просто еще один праздник. Пасха — это Христос и Его спасение. Придите к Нему и получите прощение и жизнь вечную, как дар: «...а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).
Истинное значение Пасхи — это спасение во Христе!
Получив в день новозаветной Пятидесятницы благодать, ученики Христовы начиная с Иерусалима (Деян 2:5) стали проповедовать о великих делах Божиих (Деян 2:11), открывшихся миру Воскресением Христовым, благовествуя о страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа,
О телесном воскресении из мертвых Спасителя свидетельствуют факты Священного Писания.
В событии Воскресения Христа, или Пасхи, — смысл православной веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», — обращается к христианам апостол Павел.
Однажды он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времен славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла... Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, заявив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз». Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью. Но ведь в проповеди Павла было главным именно то, что Христос воскрес из мертвых.
Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14).
Христос воскрес на второй день после еврейской Пасхи — праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Древнееврейское слово Пасха, означавшее «прохождение» или «перехождение», по словам святителя Григория Богослова, в греческой звучании обогатилось новым смыслом, ибо стало созвучно греческому слову, означающему «страдание». Такому преображению слова, несомненно, содействовало то, что и в первом, и во втором случае оно означало спасение, пришедшее от Господа.
В Ветхом Завете — это исход Израиля из Египта, переход через Чермное море, жертвенный пасхальный агнец и ежегодное празднование Пасхи ветхозаветной.
В Новом Завете — это Воскресение Христа, Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), это Сам Господь наш Иисус Христос, Пасха наша (1 Кор 5:7), принесший Себя в жертву на Кресте за спасение мира, это еженедельное (по воскресным дням) и ежегодное (на Пасху) воспоминание Светлого Христова Воскресения.
Воскресение Христово стало новой Пасхой — радостью освобождения от рабства смерти.
«Слово Пасха, — пишет святой Амвросий Медиоланский, — означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви — в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной — в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам „власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).
Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!» Смерти больше нет.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» — благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину Воскресе Христос!»
Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28).
«Нас ради человек, и нашего ради спасения...» И мы христиане должны участвовать в Пасхе Христовой. Начало этого участия полагается во Святом Крещении. » Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим 6:3-4). «Крещением человек спогребается Христу и благодатно совоскресает со Христом силою Божиею»( Кол 2:12).
Участие в Пасхе Христовой совершается и в Божественной Евхаристии. Об этом ясно свидетельствует святой апостол Павел: «я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал:
«Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор 11:23-26).
Обетование о нашем воскресении в жизнь вечную со Христом также связано с Божественным Причащением: «Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:54).
Лишь участвуя в смерти Христовой (через покаяние, Крещение, добровольное крестоношение), мы становимся по благодати Божией участниками и жизни Христовой через Его Воскресение: Всегда носим в теле мертвостъ Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (2 Кор 4:10).
Святитель Григорий Богослов в Слове на Пасху об этом говорит так:
«Мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься; с Ним воскресли, потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним воскресли».
Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и самая вера в Бога, в силу добра и правды была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни. Если бы умерщвленный Христос не воскрес, то не только не было бы никому спасения через Него, — ибо смерть и бессилие кому же могут оказать помощь? — но не было бы в истории худшего торжества и более злой насмешки зла над добром и диавола над всем миром светлого и идеального, как в дни Голгофы и вообще всей земной жизни Господа Иисуса Христа. И не было бы более сильного и неотвратимого мотива к беспросветному отчаянию, ибо если и сей Праведник оказался бессилен, если такая Величайшая Личность исчезла в бездне небытия, то нам то, каждому, чего ожидать, к чему готовиться?
Но воскрес Христос — и остался поруган и беcсилен «отец лжи, исконный человкоубица — диавол» (Ин. 8, 44). Жизнь победила смерть! Христос Воскрес — и засияло Его Божественное Царственное Величие.
Итак, Христос воскрес из мертвых. Самое сильное доказательство факта Воскресения Христова есть тот грандиозный переворот, который он произвел в апостолах, а через них и во всей вселенной. На нем держится вся культура последних двух тысяч лет. Они изменили всю историю. Без Воскресения Христова мы не имели бы никакого христианства и никакой христианской культуры. История мира приняла бы совершенно другое направление. Итак, Пасха Нового Завета — это Крест и Воскресение Христово, которые мы неразрывно почитаем и прославляем как основание нашего спасения. Пасха нетления — мира спасение!
Александр Соколовский
2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,
активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора
мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов
электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения