О свободном подвиге

Изображение
Image

Наш долг — отдать Богу силы духовные и нравственные
и кто не отдал их, тот виновен перед Богом;
тогда и те добрые дела, которые он совершил в своей жизни,
а их всякий совершил, не будут иметь значения и
«кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь»
и наоборот «кто имеет, тому дано будет» (Лк. 8:18)

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Сознание ответственности

«Блюдите, яко опасно ходите», — писал апостол Павел. Большинству людей кажется, что окружающий мир независим от них самих, что все в нем происходит как бы самостоятельно и человек ни на что не может повлиять, ничего не способен изменить. Такова логика безответственности.

Наряду с этим, православная вера требует от человека максимум ответственности, доходящей до самопожертвования. Ибо только тогда человек становится в подлинном смысле человеком, когда перед лицом выбора он следует своим убеждениям, а не избирает «широкий путь».

И одна из задач христианина, как человека обладающего ответственностью — это решимость и мужество в изменении себя, изменении мира на христианских началах.

Человек постоянный, человек ответственный «будет как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет: и во всем, что он ни делает успеет» (Пс. 1:3).

Сознание ответственности ограждает личность от совершения бесчестных, недолжных и недостойных поступков и подчиняет ее требованиям чести, долга и совести. Отсюда следует, что сознание ответственности самым существенным образом связано с понятиями достоинства и свободы.

Чем глубже укоренены в личности эти нравственные понятия, тем сильнее они влияют на степень ее нравственной ответственности. На ответственного человека можно положиться, он не соблазнится, не уйдет. Особенно страшна безответственность в вопросах веры.

Священное Писание говорит: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10). В творениях святых отцов в отдельную добродетель ответственность не выделена, хотя сам термин встречается нередко. Например, св. Иоанн Златоуст рассуждает:

«Но скажет кто-нибудь, не одно и тoже — погрешит ли мирянин, или навсегда посвятивший себя Богу; так как не с одной высоты падают оба они, то и раны у них не одинаковы. Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что иное требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем они подлежат одинаковой ответственности. Так, гневающийся на брата своего напрасно, будет ли он мирянин или монах, одинаково оскорбляет Бога, и взирающий на женщину с вожделением, будет ли он тем или другим, одинаково будет наказан за это прелюбодеяние» (Мф. 5, 22:28).

Св. Григорий Богослов употребляет термин «ответственность» в следующем контексте: «Ибо и в Божественных и в человеческих делах равно не подлежит осуждению, кто чего-нибудь не мог, но подвергается ответственности кто не хотел».

Св. Григорий Двоеслов пишет: «Чтение Св. Евангелия увещевает нас ...внимательно размыслить, дабы нам, получившим в этом мире нечто более других от Создателя мира, не подвергнуться за то тягчайшему осуждению. Ибо когда умножаются дары, тогда и ответственность за дары также возрастает».

Иоанн Дамаскин пишет:

«Из того, что бывает с нами, одно находится в нашей власти, другое же не находится в нашей власти. В нашей власти находится то, что мы свободны и сделать, и не сделать, иначе сказать: все то, что нами делается добровольно, ибо действие не называется добровольным, если оно не находится в нашей власти. Словом, в нашей власти находится все то, что сопровождается порицанием и похвалой, и к нему относятся побуждение и закон. В собственном же смысле в нашей власти находится всякое внутреннее действие и то, что нами обдумывается. Обдумывание же имеет место при равно возможных действиях. Действия равно возможны тогда, когда мы можем совершить как одно, так и другое, противоположное первому. Выбор действия производится нашим умом, и потому он является началом деятельности. Таким образом, в нашей власти находится все то, что мы одинаково можем и делать и не делать, например: двигаться и не двигаться, стремиться и не стремиться, желать того, что не является необходимым, и не желать, лгать и не лгать, давать и не давать, радоваться или не радоваться, чему должно, а равно радоваться или не радоваться, чему не должно, и все тому подобное, в чем состоят поступки добродетельные и порочные, ибо во всем этом мы свободны. К числу равно возможных действий относятся и искусства, ибо в нашей власти заниматься или не заниматься каким угодно искусством. Следует заметить, что выбор действий всегда находится в нашей власти; но действие нередко задерживается особым действием Божественного Промышления».

Столетия назад для людей было совершенно очевидно, что само принятие креста Христова и следование по жизни за Христом — ответственный шаг, который делается раз и навсегда. Требуется решительное усилие, чтобы отречься, оставить всё и тем самым подготовить себя к встрече с Богом, чтобы прикоснуться к Нему и в Нём обрести то, чего мы по греховности лишены.

Когда Пётр спросил Иисуса: вот, мы оставили все и последовали за Тобою, что же будет нам? (Мф 19:27), Он ответил: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в паки бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф 19:28–29).

Решительность

В начале Своего служения Христос после сорокадневного поста был искушаем от дьявола (Лк 4:1–13). Но Господь отсек искушения самым решительным образом: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф 4:10; см. Лк 4:8).

Жизнью подтверждено, что для того чтобы преодолеть трудности и чего-то достичь, человеку часто нужны твердые, смелые и решительные действия. Очень часто трагедия нашей жизни сводится к трагедии неиспользованного момента.

В нас возникает побуждение к какому-либо действию, побуждение бросить какую-либо слабость или привычку; мы хотим сказать кому-то что-то, слово сочувствия или предостережения или воодушевления; но момент проходит, поступок остается несовершенным, порок остается непобежденным, слово остается несказанным.

И в лучших из нас есть некая инертность, определенная привычка откладывать дело, какой-то страх, какая-то нерешительность, и очень часто это момент побуждения так никогда и не воплощается в действие и не становится явью.

Господь дал нам пример, как готовиться к христианскому служению, насколько нужно быть решительным, отсекая то, что не- Богово, всякое греховное начало.

Св. Тихон Задонский указывает «Что пользует (что пользы) называться христианином, но не быть христианином? Христианина истинного показует не имя христианское, но подвиг против плоти и всякого греха». Единство с Богом предполагает разделение со «всяким житейским попечением», с «миром сем». «Никакое время так не удобно для дьявола, как то, когда мы беспечны, поэтому мы должны непрестанно бодрствовать», — учит св. Иоанн Златоуст.

Сколь ни искусен будет человек, но должен помнить и жить с пониманием, что «Богу невозможно солгать» (Евр. 6:18). Все мы призваны к святости, все мы призваны к совершенству.

Все мы знаем ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет святых людей, нет подвижников?» — «Потому что нет сейчас решимости». В Евангелии Господь говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:45).

.. и тогда всё возможно

Бог не ставит перед людьми недостижимых целей. И если мы еще так далеки от совершенства, если в нашей жизни еще нет реальных духовных плодов, если мы еще не встали на этот путь, то только потому, что никто из нас всерьез к этому и не стремился. Мы все время отодвигаем святость куда-то далеко, мы говорим, что святые жили когда-то или живут где-то, но в нашей жизни их нет. Этим убеждением мы сами себе ставим камень преткновения на нашем пути к святости. Ни один человек сам по себе святым стать не может; святым человека делает только Бог. Но человек должен захотеть этого всем своим существом.. И тогда все будет возможно. И мы сами будем помнить и жить по словам Апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Фил. 4:13).

Авраам абсолютно поверил Богу, полностью доверился Его воле, так же поверила Богу и Божия Матерь: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38), так же сказал в молитве и сам Христос: «но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14:36).

Важно положиться на Господа и личным старанием помогать Ему в Его работе над исправлением нашего внутреннего человека.

И всегда помнить, что быть христианином — большая ответственность, потому как мы «куплены дорогой ценой» (1 Кор. 6:19).

Священник Павел Флоренский определяет сущность веры как «свободный подвиг». «Свободный: ибо разум может делать усилие и подняться к лучшему, а может и не делать его, оставаясь при том конечном, условном и „хорошем“, что он уже имеет. Подвиг: ибо нужно усилие, напряжение, само-отречение, сбрасывание с себя „ветхого адама“, а в это время все данное, — „естественное“, конечное, знакомое, условное, — тянет к себе. Нужно само-преодоление, нужна вера»

Бог не принуждает к вере. Она есть свободный подвиг любящей души. Вместе с тем она является великим сокровищем и единственным путём к совершенству. Вера — это единственный путь разрешения всех недоумений для разума человеческого. И когда в свободном сердце совершится акт веры, тогда Бог даёт такие доказательства истинности веры, которые несравненно выше всех научных человеческих доказательств.

И уже здесь актуально реальны слова ап. Иоанн : «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом» (1 Ин. 5, 10).

  • Новый Завет Изд. Московской Патриархии, 2001
  • Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Гл 26
  • Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины
  • Архим/ Платон (Игумнов) Православное нравственное богословие
  • Св. Иоанн Златоуст. О грехе и спасении от него
  • Св. Григорий Великий Двоеслов. Избранные творения. М.: Паломник, 1999.
  • Свт. Тихон Задонский. Краткие нравоучительные слова
  • Личная ответственность христианина

Александр А. Соколовский