Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных

21 ноября Православная Церковь отмечает праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Вместе с ней и два прихода Борисовских благочиний. В Первом Борисовским благочинии—приход Архангела Михаила в аг.Лошница, во Втором Борисовском благочинии — одноименный приход в аг. Зембин.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Поместном Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира, и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом девяти чинов Ангельских. Восьмой же день указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда приидет Сын Человеческий в славе Своей и вcu святи Ангели с Ним (Мф. 25: 31). Чины Ангельские разде­ляются на три иерархии — выс­шую, среднюю и низшую. Каж­дую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Пре­столы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Сера­фимы («Пламенеющие, Огнен­ные») (Ис. 6: 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуж­дают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херуви­мы (Быт. 3: 24). Их имя значит: «Излияние премудрости, Просве­щение», ибо через них, сияющих светом Богопознания и разуме­ния тайн Божиих, ниспосылает­ся премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами — предсто­ят Богоносные по благодати, дан­ной им для служения, Престолы(Кол. 1: 16), таинственно и непо­стижимо носящие Бога. Они слу­жат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерар­хию составляют три чина: Гос­подства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1: 16) влады­чествуют над последующими чи­нами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных вла­стителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувства­ми, укрощать греховные вожделе­ния, порабощать плоть духу, гос­подствовать над своей волей, по­беждать искушения.

Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угод­никам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3: 22; Кол. 1: 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утвержда­ют подвижников, оберегают их. помогают людям в борьбе со злы­ми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1: 16) начальст­вуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Бо­жественных повелений. Им пору­чено управлять вселенной, охра­нять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воз­давать каждому честь, подоба­ющую его званию. Учат началь­ствующих исполнять должност­ные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Бо­жией и пользы ближних.

Архангелы (1 Фес. 4: 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божи­ей, укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3: 22) наибо­лее близки к людям. Они возве­щают намерения Божии, настав­ляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят веру­ющих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Ар­хистратиг Михаил (имя его в пе­реводе с еврейского — кто как Бог) — верный служитель Бо­жий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с дру­гими павшими духами. А к ос­тальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запе­чатленному в службе Архистра­тигу Михаилу, он принимал уча­стие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода Из­раильтян из Египта он предводи­тельствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огнен­ного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая Египтян и фараона, преследовав­ших Израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5: 13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении ста вось­мидесяти пяти тысяч воинов Ас­сирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19: 35), в поражении не­честивого сановника царя Си­рийского Антиоха Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на со­жжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3: 92-95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пи­щу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак 8 Акафис­та святому Архангелу Михаилу).

Архангел Михаил запретил диаволу явить Иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1: 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Ми­хаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боров­ского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А якоже Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию по­пущению грех ради наших без­божный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богоро­дица явлением Михаила Архи­стратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Ми­хаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: „Сей ми возбрани пойти на Великий Новгород“».

Предстательства за города рус­ские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с воинством Небес­ным Небес­ным, под предводительством Ар­хистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церков­ных песнопениях. Архистрати­гу посвящено множество мона­стырей, соборных, дворцовых, посадских храмов. В древнем Ки­еве сразу по принятии христи­анства был воздвигнут Архан­гельский собор и устроен мона­стырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Нов­городе, Старице, монастырь Великом Устюге (начала ХШ века), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существо­вало бы храма или придела, по­священного Архистратигу Миха­илу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпаль­ница в Кремле — посвящен ему Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Выш­них Сил и его собора. Одна из них — икона «Благословенное во­инство» — написана для Успен­ского собора Московского Крем­ля, где святые воины, князья Русские, изображены под предводительством Архистратига Ми­хаила.

Второе место в ряду Архангелов принадлежит Гавриилу. Имя Гавриил в переводе с еврейского языка означает: муж Божий, крепость Божия, сила Божия.

Архангел Гавриил один из семи Архангелов, посылаемых Богом для возвещения людям великих дел Божиих. Как писал Иннокентий, архиепископ Херсонесский, «Архангел этот в деле служения спасению че­ловеческому является особенно провозвестником и служителем все­могущества Божия. Так, имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, — весть об этом зача­тии возлагается на Гавриила. Должно ли произойти безсеменное за­чатие Самого Сына Божия, — честь благовестия об этом достается снова Гавриилу. Этот же Архангел, по мнению Богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестнаго Успения. Поэтому Церковь именует его служителем чудес. Но, служа чудесам, он поэтому есть особенный служитель и тайн Божиих».

Святая Церковь изображает Архангела Гавриила с райскою ветвию в руке, которая была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой — с зерцалом из ясписа. С зерцалом изображают потому, что Архангел Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого. Со свечею в фонаре изображают потому, что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести.

Рафаил — есть имя третьего Архангела. Оно означает — помощь, исцеление Божие, врачевание Божие, целитель человеческих недугов.

В Священном Писании есть целая книга, в которой описывается, как этот Архангел, в виде человека, сопутствовал праведному Товии, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу, Товиту, и по­том вознесся от них на Небо. Поэтому этот Архангел изображается с сосудом врачебным в левой руке, правой рукой он ведет Товию. Весь­ма поучительны слова, сказанные этим Архангелом при разлучении с семейством Товита: Благо молитва с постом и милостынею и правдою— вещал Рафаил, — милостыня бо от смерти избавляет и тая очищает всяк грех... не утаился ecu мене благотворяй, но с тобою бех(Тов. 12: 8-9, 13).. «Поэтому, кто желает сподобиться Небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостивым к бедствующим. Тем более добродетель милосердия и сер­доболия должна отличать носящих имя Рафаила; иначе у них не будет духовного союза с Архангелом», говорит архиепископ Херсонский Иннокентий.

Имя четвертого Архангела Уриил, то есть свет или огонь Божий. Как Ангел света он просвещает умы людей откровени­ем истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные.

Пятый Архангел является верховным служителем молитвы и называется Селафиил. «Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо Херувима для души, охраняя ее от всех враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных с их вож­дем Селафиилом, чтобы они чистым вдохновением уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати». (архиепископ Херсонский Иннокентий)

Шестой Архангел — Иегудиил, «обязанность этого Архангела поощрять наградой благ, защищать именем Святой Троицы и силой Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию.

Последнего Архангела, последнего по порядку, а не по достоин­ству и силе, Богомудрые учителя Церкви называют Варахиилом. Это Ангел благословений Божиих, как это означает его имя; его изобра­жают со множеством цветов розовых в недрах его одежды.

Поскольку благословения Божии различны, то и служение этого Архангела — многообразно: через него посылается благословение Божие на всякое доброе дело, на всякое доброе житейское занятие.

И заканчивая нашу статью опять-таки обратимся к словам архиепископа Иннокентия: «Празднуя собор Архангелов и Ангелов, мы должны по­мышлять, что и нам надобно, непременно надобно быть или в собо­ре Ангелов, или среди скопища духов отверженных. Кто может ре­шиться на последнее? Но, желая первого, надобно заблаговременно приготовлять себя к сожитию с Ангелами через стяжание мыслей и чувств Ангельских».

Подготовил А. Медельцов
Использованы православные интернет — источники

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения