О наших Талантах

О наших Талантах

«Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29)

Слова «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29) произнес Спаситель, рассказывая притчу о талантах. В притче в качестве символа используется самая крупная денежная единица используемая у евреев в библейское время — талант, который составлял 3000 сиклей. Весом золотой или серебряный еврейский талант был равен 44,8 кг. Это образно указывает на великое значение, которое имеет все, что дает Бог человеку.

И вот даёт Господин своим рабам определенное количество талантов. Одному — десять, другому — пять, третьему — один. Он дал эти деньги для того, чтобы рабы пустили их в оборот и чтобы эти таланты принесли другие таланты.

Под талантами же в общем смысле понимаются:

  1. Данные человеку черты богоподобия, составляющий в нем образ Божий.
  2. Естественные дарования: ум, творческие способности, нравственные и эстетические чувства, телесные силы.
  3. Внешние блага: власть, богатство, звания — каждому по его силе, т.е. по мере возможностей каждого употребить их к славе Божией, а не для себя.

Мудро раздав Свое имение, Он тотчас «отправился» (Мф.25:15), здесь говорится о Вознесении: «иду к Отцу» (Ин.14:28). Притча была рассказана Спасителем незадолго до Его Крестной смерти.

По прошествии времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета (Мф.25:19). В итоге деятельности каждого результат :тот, который получил пять талантов, приобрел на них другие пять талантов. Тот, который получил десять, приобрел другие десять. А тот, который получил один талант, зарыл свой талант в землю для того, чтобы он не пропал. И потом, когда господин вернулся, он возвратил его обратно, сказав, — «Вот ты мне дал талант, я его возвращаю»

Суть этой притчи в том, что Господь каждому из нас что-то дал: кому-то может быть больше талантов, кому-то меньше талантов. Но нет такого человека, которому ничего не дано было бы от Бога. Так вот то, что нам дано от Бога, оно дано ни для того, чтобы мы это в себе держали и копили, а для того, чтобы мы этим делились с людьми. А таланты могут быть самые разные. Это не обязательно какие-то художественные таланты. Это может быть талант просто быть добрым человеком, или талант быть родителем. Или это может быть талант уметь делать деньги. И в таком случае, если человек имеет много денег, значит, он должен делиться с другими.

В Евангелии совершенно ясно проводится мысль о том, что все данное человеку от Бога, должно быть трудами приумножено и принесено именно Богу («посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» Мф.25:27).

Оправдали ожидания господина только два раба. Третий закопал талант в землю и скрыл серебро господина своего (Мф.25:18). Под землею надо понимать самого обладателя таланта: он либо погубил данные ему дарования, либо обратил их для себя: для удовлетворения гордыни и честолюбия, корыстолюбиво использовал только ради своего обогащения. Он ничего не принес господину.

Первые же два раба оказались верными. Они с помощью благодати Божией и своих трудов умножили полученное ими. Тот, кто, исполняя волю Бога, сохранил и умножил данные ему дарования, получит еще и блаженство в Царстве Небесном (всякому имеющему дастся).

Тот же, кто ленью и нерадением погубил данные ему возможности или растратил их ради суетных, неугодных Богу целей, будет низвержен в ад и потому лишится даже того, что имел при жизни его (отнимется и то, что имеет).

Бог знает, сколько кому нужно, сколько кто может употребить в пользу, и сообразно с этим разделяет Свои дары: кому пять талантов, кому два, а кому только один. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не насилует природы его, не подводит всех под один уровень. Бог, любящий всех как Отец, раздает Свои дары, смотря по человеку: кто не способен стоять на высоте общественного служения, тот может быть полезным для ближних на низшей степени. Как все тело не есть око, не есть ухо, так и в Церкви не все правители и учители. Но часто бывает, что человек менее даровитый трудится усерднее того, кто более талантлив, но ленив. Притча Христова и учит, что кто более получил, с того больше и взыщется, но и тот, кто мало получил, также даст отчет. Людей совсем беcталанных нет: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2: 4), а поэтому каждому дает хотя бы один какой-нибудь талант, как средство ко спасению.

В притче словом «талант» обозначается совокупность всех благ, данных Богом человеку, — как материальных, так душевных и духовных или благодатных. Материальные «таланты» — это богатство, благоприятные жизненные условия, выгодное общественное положение, хорошее здоровье. Душевные таланты — это светлый ум, хорошая память, различные способности в области искусства и прикладного труда, дар красноречия, мужество, чуткость, сострадательность и многие другие качества, которые заложены в нас Создателем. Кроме того, чтобы успешно творить добро, Господь посылает нам в помощь различные благодатные дарования — духовные «таланты.» О них пишет св. ап. Павел в первом послании к Коринфянам:

«Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания... иному вера... иному дары исцелений... иному чудотворения, иному пророчества... Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:4-11).

Каждый человек должен, прежде всего, почувствовать, в чем его призвание. Профессия часто бывает для людей просто способом заработать деньги. В идеале конечно, профессия должна быть призванием человека. И вот если человек своего призвания в жизни не нашел, то это, в общем-то, жизненная проблема...

Если есть какая-то мечта, если есть мечта стать представителем той или иной профессии, то нужно употребить все силы, чтобы эту мечту осуществить.

Человеку легче всего исполнить свое предназначение через деятельность по призванию. Призвания и таланты бывают разные. Это, во-первых, прямые дары Святого Духа, те харизмы, которыми были богаты первохристиане (дары пророчества, языков, исцелений и др.). Во-вторых, это способности, которые проявляются как в общественной жизни (красноречие, организационные, педагогические, художественные и др.), так и в личной (супружество, девство, отцовство, материнство).

Призвание — это, прежде всего, внутренний голос человека. Родители, близкие, даже духовник, они могут что-то советовать, но они не должны решать за человека его собственную профессиональную судьбу. Поэтому человек должен сам принимать такие ответственные решения, как, например, вступление в брак или принятие той или иной профессии. Это дело личного выбора. Здесь нельзя ошибиться.

Эта притча говорит нам о том, что человек должен свои дарования, свои способности использовать на благо других людей, а не просто держать их при себе. Бог не требует от людей дел, превышающих их силы или способности. Однако, те таланты, которые им даны, налагают ответственность. Человек должен «умножать» их на пользу Церкви, ближних и, что очень важно, развивать в себе добрые качества.

Требуя отчета за свои таланты Господь этим также указывает, что Его Второе пришествие приходит "по долгом времени т. е. не будет так скоро, как думали некоторые ученики. Это напоминание о грядущем и неизбежном для каждого Суде является весьма важным для полного и правильного понимания смысла притчи: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» — господин, возвращающийся внезапно и требующий отчета от своих слуг. Господь в любой момент спросит о твоем духовном делании (Мф. 25, 14-30).

Все земные блага отнимает у человека смерть; силы и способности душевные и телесные, если человек не пользуется ими, часто глохнут, постепенно оскудевают от бездействия, так что под конец жизни нередко человек только воображает, что он обладает ими, а на самом деле уже стал неспособен ни к какому труду. Так сбывается над ним слово Христово: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25: 29). И мы часто видим, что на место человека способного и талантливого, но ленивого, становится другой, более усердный, и таким образом обогащается талантом, отнятым у первого. Вот почему святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Кто получил дар слова и учения для пользы других, и не пользуется им, тот погубляет самый дар... Итак, будем внимать словам этим, пока есть время, будем приобретать на талант, ибо если здесь будем ленивы и станем жить беcпечно, то там никто не окажет нам сострадания, хотя бы мы реки слез пролили. Ты не беднее той вдовицы, не ниже по званию Петра и Иоанна, которые были из простого народа и не были образованными. Потому-то Бог и дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего. Слово нужно нам не для одних только песнопений и благодарения, но и для научения и утешения. Если таким образом пользуемся им, то соревнуем Господу: если же напротив, то — диаволу»

Притча о талантах применима не только к каждому человеку, но и к отдельному народу и человечеству в целом. Приходится признавать, что человечество уподобилось рабу, который не только не выполнил волю господина, но еще и встретил его упреками и оскорблениями: ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал (Мф. 25:24). Как легко увидеть здесь нарастающую в современном мире агрессивную антихристианскую настроенность. Чем встретит человечество грядущего в мир Судию, время пришествия Которого по многим явным признакам, по-видимому, приближается? Во что оно обратило великие дарования и благодеяния, данные Богом: плоды искупительной Жертвы Сына Божия, возвышенное учение о путях нашего спасения и те богатые творческие способности, которые в изобилии даны людям.

Так что пока не поздно : «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:31-34).

Александр А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения