О нас писали в газетах

История храма Рождества Христова г.Борисов

Храмы: История храма Рождества Христова

Пока строился храм, мало кто обращал на это внимание — ни городская власть, ни местная пресса. Ничего не говорило им и имя Михаила Мартиновича Волосача, и молодого священника — настоятеля прихода отца Александра Вербило. И только после того, как в сентябре 1996 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси посетил Борисов и освятил нижний придел храма Рождества Христова в честь святой мученицы Иулии Карфагенской, о храме заговорили, появились первые публикации, интервью с отцом Александром. Сегодня эти статьи и беседы корреспондентов борисовских газет с настоятелем — уже история. Но они дают представление о первых шагах становления приходской жизни храма. И мы решили вернуться к этим материалам, ставшим уже архивными, с тем чтобы еще раз вспомнить то непростое время.

Среди прекрасной тишины
Присутствие Бога ощущается нами только в тишине. Казалось бы, в растерзанном дикими звуками окружающем нас пространстве ее невозможно найти. Но люди ищут — и находят.

Свято-Юльевская церковь вознеслась к небу не золочеными пока куполами на краю старого кладбища, плотно окруженного неожиданно тихими, как будто игрушечными, в соседстве с панельными многоэтажками, улочками «деревенского» Борисова. Строгая красота нового храма удивительно органична здесь — на границе живого и отошедшего от нас мира — она, наконец-то, заняла давно и по праву принадлежавшее ей место.
Здесь тихо. Торжественной, радостной тишиной наполнено и действующее помещение церкви — там идет богослужение. Отец Александр — молодой настоятель храма — в лад с бесценной глубокой тишиной служит неторопливо, обстоятельно, внятно. Как бы давая возможность прихожанам между произнесенными словами молитв слышать и ощущать Бога.

Отец Александр впервые ощутил Бога в тишине своих детских и юношеских исканий. Родившись в обычной рабочей семье, которая не проявляла внешне никаких признаков религиозности, но жила с Богом в душе, он рос обычным мальчиком. От сверстников его отличала любознательность, которая развила страсть к чтению, размышлению и поиску смысла бытия. Свою дорогу нашел не сразу: привлекали яркими афишами различные учения и толкования, пришедшие, как правило, с Запада, которые также предлагали свои пути к истине. Но искренне и глубоко верующий молодой человек осознанно выбрал для себя путь православной веры. Он поступил в Минскую духовную семинарию, окончил ее. Но ему предстоит еще выдержать немало трудных богословских экзаменов. И здесь, в новом храме, общаясь с прихожанами и претендуя на роль наставника их душ, он постоянно чувствует себя в состоянии экзаменовки. Люди задают ему вопросы и ждут глубоких, исчерпывающих ответов.
Среди прихожан немало молодых людей. За достаточно короткое время создан и действует в храме хор, в котором поют молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет. В храме действует воскресная школа, которую посещают молодые ребята, а также люди среднего возраста. В планах у отца Александра открытие детской воскресной школы.

«Не правы те, кто считает, что христианская религия — это религия плача, — говорит отец Александр. — Человек стремится к свободе, рвет оковы всякого рабства. Для истинно верующего человека желанно только одно рабство — ощущение и осознание себя рабом Божьим. Только осознав себя таковым, становится он по-настоящему свободным. Потому что в стремлении к Богу — истинная свобода души».

Л. Брижевич,
(Адзінства. 1996. 26 авг. (в сокращении))

Под сенью храма Рождества
Приняв священнический сан, отец Александр прилагает все силы для того, чтобы все его прихожане смогли больше узнать о том, что значит быть христианином.

«В настоящее время очень многие говорят о воскресной школе для детей, — говорит священник. — Но мы решили в первую очередь начать серьезно работать со взрослыми. А уж они сами потом приведут в храм своих детей. Если же в воскресную школу приходит только ребенок, то, возвращаясь домой, он попадает в обстановку, где может потерять все, что получил в храме».

Три раза в неделю в церкви проводятся лектории, где пастыри не просто зачитывают доклад на заданную тему, а в открытой, доверительной беседе отвечают на вопросы. Это живое общение, дискуссия. После — совместное чаепитие и снова разговор о духовном. Кроме того, в центральной городской библиотеке действует видеолекторий под названием «Узнаем о Православии», куда может прийти каждый желающий. Там же создан отдел православной литературы1. Да и в самом храме можно купить или взять почитать в приходской библиотеке книги духовного содержания.

Летом в приходе практикуются выездные лектории. Когда батюшки и прихожане собираются на природе и там, можно сказать, совмещают приятное с полезным — духовную беседу и отдых. «При таком подходе, — подчеркивает отец Александр, — возникает, в хорошем смысле, конкуренция между приходами. И поскольку каждый священник имеет какие-то свои склонности, способности, каждый храм имеет свой дух. В одном храме любят молиться, в другом — хорошая проповедь. Вот в нашем храме больше развита работа с молодежью и людьми старшего поколения. А в другом, недавно открывшемся храме, батюшка более склонен работать с подростками. Лучше, конечно, работать в узком направлении, чтобы не распылять силы. Но если нам удастся воспитать людей, способных вести миссионерскую работу с прихожанами, то нашу деятельность можно будет расширить».
Да, жизнь кипит в этом новом храме. Люди приходят сюда и остаются, потому что храм становится для них родным домом. Можно только искренне порадоваться за отца Александра и его приходскую семью…

Е. Наследышева,
(Церковное слово. 2003. № 1 (в сокращении))

Осознать свои корни
Михаил Мартинович Волосач в 1994 году заложил первый камень церкви в честь святой мученицы Иулии Карфагенской. К сожалению, он не смог увидеть ее во всей красоте. Дело М. М. Волосача продолжил молодой священник — отец Александр. Поговорив с ним, я поняла, что только человек, полностью преданный своему делу и верящий в его успех, смог не только достроить храм, но и создать сплоченный приход, заинтересовать молодежь и сделать многое другое.

— Отец Александр, как давно вы пришли в церковь, что она для вас значит сегодня?

— Я являюсь настоятелем прихода с 1996 года, пришел сюда еще тогда, когда был освящен первый этаж храма.

Что она значит? Это не совсем правильный вопрос. Это все равно, что спросить у священника, зачем ему нужна церковь. Церковь — это храм Божий, где каждый может обрести Бога, куда идут, чтобы поговорить с Всевышнем через молитвы. А потому моя задача — сделать именно так, чтобы людям ничего не мешало, чтобы церковь была наполнена благоговением и тишиной, чтобы сюда хотелось приходить. Место, на котором стоит храм, к этому располагает. Здесь тихо и спокойно. Сейчас при церкви действует несколько отдельных коллективов — воскресные школы для взрослых и для молодежи. Вообще, надо сказать, что церковь — это целостный организм, в который и входят эти коллективы. Они являются как бы составляющей храма.

— Вы не думали о том, что современная молодежь не пойдет в церковь?

Как раз молодежь и пошла. Дело в том, что мы не принуждаем, более того — не агитируем людей. Наша цель — создать все условия, чтобы люди поняли, что такое церковь. У нас все основано на добровольном желании прихожан, в том числе и молодежи. В первые дни работы воскресной школы приходило достаточно много юношей и девушек, а сейчас остались те, кому это действительно надо. Часто появляются новые лица. Их приводят ребята, которые регулярно посещают нашу школу. И я рад даже тому, что люди просто приходят. Конечно, не все из них становятся, так сказать, в наши ряды. Да мы этого и не добиваемся. Я не считаю, например, нужным специально проводить какие-то беседы с впервые пришедшими, расписывать все в розовом цвете. Пусть человек посмотрит, подумает и сам решит, нужно ему это или нет.
Я бы, конечно же, мог рассказать этому человеку о церкви, о нашей школе, да и вообще о Православии так, чтобы моя речь подействовала на него убедительно. И он бы пришел сюда еще раз, а может быть, и не один. Но я хочу, чтобы право выбора все же оставалось за человеком, хочу, чтобы он сам пришел к Православию.

Сейчас в нашей школе около двадцати человек. Из этих ребят создали хор. Мы смотрим на способности каждого из них. Если, например, кто-то хорошо поет — занимается в хоре. У кого-то хорошо поставлен голос — разучивает церковный язык и помогает священнику на церковных службах.

Ю. Златковская,
(Адзінства. 2001. 2 ноября (в сокращении))

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения