Пятое Воскресенье Великого Поста: Прп. Марии Египетской

Пятое Воскресенье Великого Поста: Прп. Марии Египетской

Марк. 10:32-45; Матф. 20:17-28; Луки 18:31-34

Место о том, как по дороге в Иерусалим Христос снова говорит ученикам о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении есть у всех трех синоптиков. Трёх евангелистов Марка, Матфея и Луку называют синоптиками. Синоптические Евангелия (греч. букв. «со-наблюдающий») — три первые книги Нового Завета (Евангелия от Матфея, Марка и Луки). По своему содержанию синоптические Евангелия во многом согласны и повторяют друг друга. Четвёртое Евангелие от Иоанна отличается по стилю и содержанию от синоптических.

Особо подробно и живо описывает разговор Марк, который слышал этот рассказ из уст ап. Петра. Христос отзывает 12 учеников для беседы, очевидно потому, что с ними шло много людей. Господь наедине рассказывает ученикам о том, что в Иерусалиме должно совершиться все, написанное о Нем пророками, что Он подвергнется поруганиям, будет осужден на смерть и предан язычникам, т.е. римлянам, которые после избиений, унижений, убьют Его, а в третий день Он воскреснет.

Братья Иаков и Иоанн Зеведеевы просят Христа, сидеть одному из них по правую руку ("одесную") — то есть занимать второе после Христа место, а другому — по левую руку, занимая третье место. Многие иудеи ждали пришествия земного Мессии, земного Царя, и думали, что Христос установит земное Царство. Апостолы действительно не понимали, что не будет просимых ими почестей и власти, а только самоотречение и муки за имя Христа.

Поэтому Господь своим вопросом: "Можете ли пить чашу, которую Я пью?" указывает, что если они будут с Ним в Его царстве, то будут подобны Ему в страданиях. О страданиях здесь говорится, как о чаше, которую должны разделить с Христом те, которые хотят быть к Нему ближе. Этот образ заимствован из обычая восточных царей посылать осужденным на смерть чашу с ядом.

"Крещением, которым Я крещусь, будете креститься?" — выражается та же мысль: перенесение страданий представляется как погружением в них человека. "Можем", отвечали Апостолы. Как говорил Иоанн Златоуст: "в жару усердия, не зная, что сказали". Господь, предвидит и говорит, что ученики уподобятся Ему в терпении и подвиге, но "дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано".

Христос призывает не искать земного первенства. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;
и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

Христос пришел не для того, чтобы "Ему служили"; "но чтобы послужить, и отдать душу Свою для искупления многих". Все люди находились в духовном рабстве диавола и греха. Чтобы освободить их, необходимо было искупление — ценою Крестных страданий и смерти.

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения