Неделя 3-я после Пасхи: Жен-мироносиц

Изображение
Image

Мк. 15:43-47, 16:1-8

Мф. 27:57-66, 28:1-8;

Лук. 23:50-56, 24:1-12;

Ин. 19:38-42, 20:1-10

О погребении Иисуса Христа пишут все четыре Евангелиста. По сведениям из Евангелия, Христа погребли за несколько часов до захода солнца в день перед иудейским субботним днем (субботний день по иудейскому закону был днем покоя от всяких забот).

Иосиф Аримафейский (Иосиф из Аримафеи, города вблизи Иерусалима), член Синедриона, тайный ученик Христа пришел к Пилату и попросил тело Иисуса для погребения. Пилат повелел выдать тело Иосифу. Иосиф снимает тело Иисуса с креста и обвернув специально купленной плащаницей (цельный длинный кусок ткани в который заворачивали тела умерших) кладет в пещеру, закрыв вход камнем. Евангелист Иоанн, пишет, что также в погребении Иисуса участвовал Никодим — фарисей, член Синедриона, тайный ученик Христа, и что пещера, где был положен Иисус, находилась в саду Иосифа Аримафейского, неподалеку от Голгофы.

О важном обстоятельстве рассказывает евангелист Матфей. На другой день, то есть в день субботний, первосвященники и фарисеи собрались к Пилату, хотя и нарушали необходимый субботний запрет на деятельность и передвижения, и попросили его дать распоряжение об охране гроба до третьего дня. Пилат ответил, что у них есть стражники и поэтому они могут это сделать. В распоряжении членов синедриона находилась на время праздников стража из римских воинов, которой они пользовались для охраны общественного порядка. Первосвященники и фарисеи пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

Женщинам, присутствовавшим на Голгофе, а затем при погребении Господа, казалось, что тело Иисуса было приготовлено к погребению слишком поспешно, и им было прискорбно, что они не приняли участия в обычном у иудеев помазании тела миром (миро — др. греч. «ароматное масло», специальное ароматическое масло, стоившее значительных денег, кроме разных нужд, миро так же использовалось для помазания усопших). Поэтому они, проведя, по заповеди, всю субботу в покое, на следующий день, уже на рассвете, поспешили ко гробнице. Во главе этих женщин, вошедших в историю с именем «жен-мироносиц», как пишут все четыре Евангелиста, была Мария Магдалина; за ней следовала «другая Мария», Саломия и другие женщины, последовавшие за Христом из Галилеи.

«Другая Мария» — по древнему преданию Церкви, это Божья Матерь. Саломия — мать «сынов Зеведеевых» — апостолов Иакова и Иоанна. Иоанна, упоминаемая св. Лукой (24:10), была жена Хузы, домоправителя царя Ирода. Остальные жены-мироносицы поименно не упоминаются. В числе не упомянутых церковное предание называет еще: Марию и Марфу, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну, а также и многих других.

Описание времени прихода жен-мироносиц к пещере у евангелистов совпадают, различаясь лишь в описании момента наступления утра, из чего видно, что жены-мироносицы пришли не все сразу в одно и то же время.

Первой к пещере пришла как пишет Иоанн, Мария Магдалина. Она совсем немного опередила других женщин и пришла, когда еще было темно, в то время как другие женщины подошли ко гробу, когда уже начало светать. Увидев, что камень отвален (Ангела, явившегося потом женам, она не видела), она подумала, что Тело Господа унесли, и немедленно бежит сообщить об этом апостолам Петру и Иоанну. Остальные жены-мироносицы подходят к пещере и видят, что камень отвален, входят и видят Ангела, слышат от него, что Христос Воскрес.