Можно ли поминать иноверцев (католиков, протестантов, мусульман)?

Скажите, пожалуйста, допустимо ли по Уставу Православной Церкви поминание во время совершения проскомидии, молебна и акафиста поминание иноверцев (католиков, протестантов, мусульман и т.д.). Если возможно, то дайте ссылку на источник. Спаси Господи.

Иоанн

Отвечает протоиерей Александр Вербило

Чтобы ответить на этот вопрос, я обращусь к книге митрополита Иллариона (Алфеева) «Православие», Т. 2 (изд. Сретенского монастыря, М., 2009), к главе «Особые случаи заупокойного поминовения». И хотя эта глава посвящена вопросу о возможности или не возможности молитвы в храме за усопших некрещённых или инославных, её рассуждения можно применить к поминовению и молитве за живых.

Митрополит Илларион говорит:

«Отсутствие в церковном Уставе молитв за иноверных и инославных (как живых, так и усопших) отнюдь не означает, что такие молитвы не могут совершаться православным христианином».

Далее приводятся примеры некоторых заупокойных молитв христианина о нехристианах или еретиках, которые сохранило нам Церковное Предание. Они содержатся в Синаксарии Субботы мясопустной из постной Триоди, их три.

Первый пример рассказывает о Макарии Египетском. Однажды он, идя по пустыне, увидел лежащий на песке череп и, прикоснувшись к нему палкой, спросил: «Кто ты?» Череп отвечал, что он был языческим жрецом, а теперь находится в вечной муке, но когда Макарий молится о таких как он, то они получают некоторое утешение.

Второй пример связан с рассказом о спасении души императора Траяна, которая была «крещена» в аду слезами и молитвами святого Григория Двоеслова.

Третий пример повествует о посмертном спасении «богомерзкого» императора-иконоборца Феофила по молитвам его вдовы Феодоры. Известно, что патриарх Мефодий Константинопольский и Церковный собор по её просьбе постановили в течение недели по всем храмам столицы молиться о упокоении императора. Господь дал знать о том, что его душа помилована.

Основываясь на этих примерах, в своё время святитель Филарет Московский говорил о том, что православный христианин может молиться об усопшем лютеранине, хотя и считал, что такая молитва не должна быть «открытой», т.е. публичной. Более того, святитель допускал поминовение умершего лютеранина на проскомидии: «О живом лютеранине можно петь молебен и просить ему благодати Божией, привлекающей в единство истинной Церкви, но с умершим иное дело. Мы его не осуждаем: не его была воля остаться до конца вне пределов Православной Церкви. Зная некоторых лютеран, имевших уважение и веру к Православной Церкви, но скончавшихся вне соединения с нею, я дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединились в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме».

В свою очередь, основываясь на приведённых примерах и свидетельствах о поминовении усопших инославных, известный русский литургист и исповедник святитель Афанасий (Сахаров) в середине 20 века писал:

«Христианская любовь, побуждающая к молитве о заблудших братьях, найдёт способы удовлетворить свою потребность без нарушения правил церковных: как на молитве домашней... так даже и при общественном богослужении в храме... поминая их на проскомидии, руководствуясь авторитетным разрешением митрополита Филарета. Если же имена усопших неправославных могут быть произносимы на одном из важнейших поминовений — на проскомидии, то, значит, они могут быть вносимы и в помянники и возглашаемы наряду с прочими именами...»

Митрополит Илларион, при этом замечает: «Данный вывод, однако, до сего дня остаётся лишь частным мнением иерарха, хотя и весьма уважаемого и причисленного к лику святых».

Подводя итог, можно сказать, что современная практика и отношение к поминовению инославных среди православных христиан разнится и чаще всего зависит и будет в дальнейшем зависеть от наших взглядов, понимания, христианского дерзновения и любви. Но самое пожалуй важное, что можно вынести из приведённых примеров в книге митрополита Иллариона (Алфеева), это то, что не нужно бояться проявлять любовь к людям, если даже кажется, что этим ты нарушишь какое-то правило, якобы запрещающее тебе такое проявление.

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения