Можно ли поминать иноверцев (католиков, протестантов, мусульман)? (Продолжение дискуссии)

Продолжение. Начало дискуссии здесь

Простите, меня смутил Ваш ответ. Полезно ли пастве пропагандировать единоличное спорное мнение одного человека, даже если он причислен к лику святых. В церковной записке явных отступников от веры упоминать не надо — Церковь молится только о своих чадах, и такое поминовение будет им в сугубый грех. Об этом говорит преподобный Лев Оптинский:

«Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных — через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, — не очищение, но осуждение для них бывает... Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) также писал:

«Подавать на Литургию нельзя только за сектантов, еретиков и сознательных богохульников, которые явно засвидетельствовали свою вражду к Богу».

Преподобный Иосиф Оптинский пишет о молитве за тех, кто веровал неправо и умер без примирения с Церковью:

«Душе ... неправо верующего, умершего при своих заблуждениях и не принесшего в них искреннего покаяния пред Господом, какая может быть надежда на спасение? И как и о чем молиться за такую душу? Молиться о ее спасении („Со святыми упокой...“) нельзя, потому что при жизни неправовер не отрекся от своих заблуждений и не принес искреннего раскаяния в них пред Господом. Молиться об обращении души к покаянию поздно, потому что душа, по отрешении от тела, каяться не может, так как будущая жизнь — время не покаянию, а воздаянию. Да и то должно принять во внимание: к чему бы в Православной Церкви составлять особые „Чины“ на присоединение римских католиков и протестантов к Православной вере, если бы и без того можно было молиться о спасении их душ? Однако святая наша Церковь от каждого неправовера, желающего быть с Нею в общении, непременно требует, чтобы он всенародно — пред всею Церковью — отрекся от своих заблуждений и принял чистое христианское учение. И еще: если бы можно было молиться церковною молитвою о спасении душ умерших неправоверов или хотя бы об облегчении их загробной участи, то непременно при богослужениях Православной Церкви употреблялись бы особые за них ектении, или прошения. Однако во всех наших церковных службах и подобного ничего нет. А напротив, в 1-ю неделю Великого Поста, совершая Торжество Православия, Святая наша Церковь изрекает анафему, т.е. отлучение от единения с собою всех еретиков и отступников от Православия, следовательно, и латинян, или римских католиков, и протестантов. Как же, спросим, Церковь в одно и то же время будет анафематствовать и молиться за них?»

Леонид

Отвечает протоиерей Александр Вербило

Смущаться здесь нечем. Сами цитаты, приведённые мною и вами, свидетельствуют о том, что на сегодняшний день не существует по этому вопросу однозначного мнения, а как я и писал в предыдущем ответе, «чаще всего зависит и будет в дальнейшем зависеть от наших взглядов, понимания, христианского дерзновения и любви». Источник цитат, которым я пользовался, был указан — это фундаментальный труд митрополита Иллариона (Алфеева) «Православие» (Т. 2. Изд. Сретенского монастыря, М., 2009, глава «Особые случаи заупокойного поминовения»). Эта книга по православному учению Церкви, которая является научным, историческим и достаточно объективным пособием, помогающая нам соприкоснуться с православным богословием. Поэтому, отвечая на предыдущий вопрос, я не стал дерзать давать ответ от себя, а использовал этот источник.

Хочу немного добавить к сказанному в предыдущем ответе.

В книге «Православие» так же говорится и о сложившейся практике на приходах Русской Православной Церкви и других Православных Поместных Церквей:

«В новейшей истории Православия имели место специально составленные и одобренные церковной властью чины погребения усопших неправославных. В 1869 году такой чин установил Константинопольский патриарх Григорий (далее приводится сам чин). Аналогичное „Чинопоследование над усопшими неправославными“ было напечатано незадолго до революции 1917 года в петроградской Синодальной типографии. Однако данные чины не получили широкого употребления» (с.771).

Как видим, одно дело запрещено молиться, другое дело не получило широкого применения, а ведь по необходимости можно и применить.
Кроме приведённых ранее примеров, вспомним слова св. Иоанна Кронштадтского:

«Литургия — это рычаг всего мира, которым можно подвигнуть все народы и племена к Богу: ибо Агнец Божий объемлет весь мир... Её польза... неизмерима не только для Церкви... но и для всей Вселенной: для всех людей всяких вер и исповеданий; ибо жертва бескровная и молитва приносится Господу и о всей Вселенной...»

И ещё! Сила Евхаристической Жертвы, оказывается, простирается даже на преисподнюю: «Чудная величественная, божественная на земле служба — Литургия!.. Приемлют от неё пользу и умершие наши или преисподние» (Прот. В. Башкиров. На пути к Богу. Минск: 2013. С. 37, 47).

В своём предыдущем ответе, цитируя из книги «Православие» слова святителя Афанасия (Сахарова), я подчеркнул, что митрополит Илларион, замечает: «Данный вывод, однако, до сего дня остаётся лишь частным мнением иерарха, хотя и весьма уважаемого и причисленного к лику святых» (с.772). А вами приведённые цитаты, как я понял, для вас являются уже не частным мнением, а голосом всей Церкви. А это не так, они тоже относятся к разряду частных мнений.

А что же говорит Священное Писание, самый важный Источник? Вот наиболее яркие примеры из слов Господа:

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...» (Мф. 5, 44-45).

Вспомним также, как молился Сам Господь. Приведём только два случая (молитва о верующих и молитва о неверующих).

Первый — Первосвященническая молитва об уже уверовавших и тех, кто будет веровать в будущем: «Я о них молю: не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их...» (Ин. 17, 9, 20).

Второй — молитва Господа о распинающих Его: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его... Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 22, 33-34).

А вот практика молитвы ранней Церкви, отображённая в первом послании ап. Павла к Тимофею (наши богослужения основаны на этой практике):

«Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2,1-6).

Я надеюсь, что не надо напоминать, кто были эти «цари, начальствующие» и вообще «все люди»? Православные? Чаще всего нет, а порой были и гонителями. А как раз эту молитву мы и слышим на каждой сугубой ектении и даже (о, «искушение») на проскомидии вынимаем частичку «...о властех и воинстве...» и после преложения Святых Даров снова о них молимся, но при этом наши «цари» могут публично заявлять или демонстрировать своё неверие!

Поэтому надо понимать и различать, когда на богослужении совершается молитва только об уверовавших (по примеру Первосвященнической молитвы), а когда мы не просто можем, но должны помолиться об иных, в том числе врагах, так как это является прямым повелением Божиим!

Другое дело, размышления о том, в каком моменте богослужения можно или нельзя молиться о ещё не уверовавших людях, инославных и др., какими молитвами при этом пользоваться? Но это уже совсем иной вопрос. Здесь ответы разных отцов и богословов могут разниться и это мы уже продемонстрировали ранее из приведённых мною и вами цитат.

По этому поводу уместно замечание митрополита Иллариона из той же главы книги «Православие», где он пишет о современной практике (только не надо воспринимать её как окончательно сформировавшуюся, а только как возможную):

«В современной практике Православной Церкви поминовение усопших инославных на проскомидии не совершается и имена инославных не возглашаются на заупокойной ектении. Некоторые священники принимают записки с именами усопших неправославных для молчаливого чтения за литургией. Другие, напротив, бдительно следят за тем, чтобы имена инославных не оказались в поминальных списках..... Такая бдительность, даже если основана на благом намерении..., всё же, как представляется, не может быть признана оправданной (тем более, что далеко не все православные христиане носят имена православных святых)» (с.772).

На этом обсуждение данного вопроса считаю исчерпанным, спорить здесь не о чем, поступать каждый из нас имеет право по своей совести, а различие в мнениях нужно почитать за дар свободы во Христе и за всё благодарить Господа, умудряющего Свою Церковь.

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения