За Таинства нужно платить?

Здравствуйте.

Скажите пожалуйста. Меня волнует и тревожит вопрос. Мы хотим венчаться с будущей невестой. И я узнал что ТАИНСТВО венчания оплачиваемо!! (более того, насколько я знаю и другие ТАИНСТВА тоже оплачиваемы)

И меня обеспокоил этот вопрос (вопрос не в деньгах и их количестве, а вопрос в самом факте оплачиваемости ТАИНСТВА). Ведь любое таинство в церкви (в ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ) это ДАР БОЖИЙ. А ДАР, тем более от Бога не предполагает никаких плат. Господь всё дает даром. И мне интересно чтобы сказал на это Господь? Чтобы Он сказал на то, что Его ДАР продается в церкви? Что говорит библия я знаю:

"Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты ПОМЫСЛИЛ ДАР БОЖИЙ ПОЛУЧИТЬ ЗА ДЕНЬГИ.
Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего… (Деян 8:18-22)".

То есть библия ясно говорит о том, что покупать (не только продавать, а и покупать) дар божий за деньги - это грех. Получается что если я приду венчаться в церковь со своей невестой и заплачу за это, то мои деньги "да будут в погибель со мною"? Я не хочу брать такой грех на себя. Как на это смотрит церковь?

Когда меня заинтересовал этот вопрос, то я ещё больше поразился отношением людей к венчанию. Из этого таинства сделали чтото вроде платной услуги. Встречается подобная информация:

"Стоимость венчания может зависеть и от известности, и от размера, и от расположения храма или церкви. В каждом городе есть более или менее известные и популярные церкви, цены в которых могут значительно отличаться друг от друга. Также существенно повлиять на цену может наличие в храме каких-либо известных старинных икон и прочих святынь и; пышность самого обряда. Например, если вы хотите заказать большой хор, который будет сопровождать таинство венчания, музыкальное сопровождение или колокольный звон, то все это войдет в окончательную стоимость церемонии. Если вы выбрали определенное место для венчания без вариантов, то придется раскошелиться. Если же оно не имеет особого значения, то можно обойти несколько храмов и, узнав все нюансы, сделать выбор. Во всяком случае, деньги, которые вы потратите на венчание, того стоят и пусть финансовый вопрос не станет причиной отказа от такого незабываемого и трогательного обряда."

Эти ужасные слова "стоимость", "раскошелиться", "заказать" - разве это как то связано с церковью? Я понимаю что это люди так решили и дают такую рекламу, но поражает что это происходит на глазах церкви. Надеюсь на ваш ответ. Спасибо.

Андрей

Отвечает протоиерей Александр Вербило

Уважаемый Андрей!

Вопрос «оплачиваемости» чего-либо в Церкви не нов. Волнует он и вас. И задаёте его вы, выражая недоумение и подозрение, с намёком на «неистинность Церкви», приводя цитату из Деяний Апостольских о желании «купить» дар Божий. Но есть такое понятие — «неправильно заданный вопрос» и любая попытка на таковой ответить, обречена как минимум на неуспех.

Что в вашем вопросе, с моей точки зрения, не правильно. Во-первых, выражение «оплата» Таинств. В самой Церкви отсутствует подобное понятие. Зато существует другое — пожертвование на нужды храма, под которыми подразумеваются отнюдь не абстрактные вещи, а самые конкретные: храм нужно сначала построить, затем его содержать, ремонтировать, реставрировать, оборудовать, отапливать, освещать и т.д. Нужно заботиться о прилегающей территории, строительстве и содержании приходских зданий. Приход должен заниматься религиозным воспитанием детей, организовывая школы, кружки, вести благотворительную деятельность и многое другое, чего не перечесть. Всю эту деятельность осуществляют не только священники, но и миряне, которые являются штатными работниками прихода и находятся на жаловании. Каждый прихожанин всё это знает и главное понимает, а потому старается принимать активное участие в жизни Церкви, внося свой посильный вклад (в том числе и материальный) в общее дело, служа, таким образом, Богу и ближним. Примером для нас могут быть как Ветхозаветные времена, в которые люди жертвовали Иерусалимскому храму десятую часть заработанного, так и времена земной жизни Господа Иисуса Христа, когда некоторые жёны служили Ему своим имением, а в апостольское время христиане призывались являть свою христианскую любовь реальными делами милосердия и благотворительности. Сегодня в церковной практике не используется «десятина», но существует пожертвование за свечи, за поминальные записки, за совершение каких-либо частных богослужений (т.е. тех, которые совершаются по вашей просьбе, сюда относится и Венчание).

Само понятие жертвы предполагает добровольность с одной стороны, с другой — её посильность.

Принцип добровольности и посильности реализуется всякий раз, когда человек участвует в общественном богослужении, например Божественной Литургии, Всенощном бдении и др., где никто и никого ни к чему не обязывает и не контролирует. Подача записок, поставление свечей — это его личное дело. Но когда кто-то тем или иным образом жертвует храму, то тем самым принимает участие в жизни прихода, в организации проведения данного богослужения. Поэтому за него или за его близких (например, указанных в поминальной записке) совершается сугубая молитва как за жертвователя. Это не значит, что мы не молимся за тех, кто не приносил жертву, молитва в любом случае совершается за всех людей.

К тому же жертва не обязательно должна выражаться деньгами. Любой может помочь своим трудом, советом, молитвой и др. Важно, чтобы мы имели любовь к Богу, проявляли заботу о Его святом храме, принимали посильное участие в жизни Церкви.

Касательно вашего случая, когда вы обратитесь в храм с просьбой о совершении Таинства Венчания (богослужения частного), то, по существующей традиции, приход попросит вас именно о пожертвовании, так как и само Венчание потребует определённых финансовых затрат: храм кто-то должен убрать, хористы спеть службу и т.п. То есть, вы оплачиваете не дар Божий, который за деньги не купишь, а участвуете в подготовке условий, при которых и будет совершаться ваше Таинство, иначе приходу нужно будет изыскивать средства, чтобы вас повенчать, но откуда их взять, только если использовать пожертвования других? Но разве это справедливо?

Здесь следует также знать, что, прося пожертвование, вас будут ориентировать на некую сумму, но это бывает только в тех случаях, когда богослужения, такие как Крещение, Венчание, погребение, освящение дома — совершаются лишь однажды в жизни, следовательно, не могут быть обременительными, но и при этом всегда применяется принцип — «по возможности».

И самое главное, приход может лишь просить и не имеет право требовать, и тем более ставить пожертвование как условие совершения того или иного богослужения, т.е. священник обязан совершить богослужение при любом вашем решении по этому вопросу.

Таким образом, жертвуя на храм, мы ни в коем случае не «покупаем» дары Божии. А вот если, не имея веры, но за деньги кто-то захочет креститься, венчаться, отпеть самоубийцу и др., тот и будет виновен в грехе, о котором рассказано в книге Деяний Апостольских в главе 8.

В конце данного ответа на ваш вопрос хочу привести аналогию из жизни, причём связанную со свадьбой:

«В день свадьбы молодожёны вместе с родителями готовят праздничное застолье, чтобы разделить радость со своими родственниками и друзьями. Хочется, чтобы всё было красиво и торжественно, должна звучать музыка, а на столах, как говориться, всего хватать. Понесены определённые расходы, но этого не избежишь. А что же гости? А они приходят на свадьбу не с пустыми руками, у каждого подарок для поздравления молодых. Чаще всего это деньги, иногда вещи полезные в семье. Мы спросим, эти подарки — плата за вход на свадьбу? Или, может быть, молодожёны специально пригласили тех, кто может им что-то подарить, а бедных родственников не приглашали? И вообще, какую сумму нужно дарить, ту на которую я сейчас поем и выпью? Понятно, что подарок это не покупка билета на свадьбу и не условие нашего в ней участия, его сумма не определяется конкретной таксой (но при этом некоторый критерий всё же присутствует), каждый дарит по возможности, а главное от чистого сердца, это наш дар молодым».

Так и в Церкви. Призываемые Богом разделить с Ним Его радость, приглашённые принять Его дары, мы и сами приносим то, чем хотели бы и могли бы Ему послужить, а это может быть как лепта вдовицы, так и дары волхвов, но самое главное, конечно же, наше сокрушённое и смиренное сердце.

13/09/2011

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения