О семейном Союзе

семейный союзСемья имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном. Ради этого собственно и создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность. Семья — это малая Церковь в служении Богу и людям.

Человеческая семья, построенная на камне веры, бессмертна, как бессмертны и души ее членов. Благословляемый в Таинстве Брака семейный союз сохраняет свою силу и в жизни будущего века, где, как мы знаем из слов Сына Божия, «ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам» (Лк. 20: 35-36).

Христианский брак свят и духовен, как свят Союз Христа с Церковью. Поэтому апостол Павел и говорит:

«Брак у всех да будет честен и ложе нескверно» (Евр. 13, 4), и напутствует христианских супругов: «воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4:3-5).

Святые Отцы. учат, что основной целью брака является достижение богоподобного единства, причем не только единства плоти, но и души и духа.

«Любовь такова,—пишет святитель Иоанн Златоуст,—что любящие составляют уже не два, а одного человека, чего не может сделать ничего, кроме любви ... Когда муж и жена соединяются в брак, они не являются образом чего-то неодушевленного, но образом Самого Бога». О том же говорит и святитель Феофил Антиохийский: «Бог, чтобы показать таинство единства Божия вместе сотворил жену и Адама, и для того, чтобы между ними была большая любовь».

В подлинном христианском браке всегда присутствуют трое: муж, жена и Бог — объединяет же их всех взаимная любовь. Иоанн Златоуст говорил:

«Брачная любовь есть сильнейшая ... Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости».

«Закон брака» заключается в следующих словах:

«Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19:4-6).

Божественное установления брака имеет своею целью :

  • взаимную помощь супругов в этой жизни: «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2:18).
  • умножение и сохранение христианского рода, как это видно из слов Самого Бога, благословившего первых людей: "плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю«(Быт. 1:27-28).
  • обуздание греховных похотей человека и беспорядочных влечений его чувственности. На эту цель брака указывает апостол, когда говорит: «Хорошо человеку не касаться женщины, но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:1-2).

Последняя и главнейшая обязанность, возлагаемая на христианских супругов таинством брака, есть приготовление как себя, так и детей своих, если Богу будет угодно даровать их, к жизни будущей, к будущему вечному блаженству.

Православный брак должен быть нерасторжимым.

Единственная достаточная причина для развода — прелюбодеяние; но и в этом случае муж и жена разводятся не иначе, как властью самой Церкви через ее законных пастырей, т.е. тою властью, которая их сочетала, ибо только апостолам и их преемникам Спаситель дал власть связывать и разрешать людей (Мф. 18:18).

Всякий иной развод, помимо Церкви, осуждается словами: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мк. 10:9)

Каждому из нас известно, что только истинное благочестие может сделать человека счастливым и в этой, и в будущей жизни. Этого могут достигнуть люди, соединенные брачным Союзом, если они, питая взаимную любовь между собою, в то же время будут любить Господа Бога более всего. Если всему будут предпочитать исполнение заповедей Божиих. Если примером своим будут побуждать один другого к терпению. Если будут помогать один другому в прохождении тесного жизненного пути.

Супружество имеет много утешений, но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Супружество есть сочетание и радости и страдания. Но когда люди вдвоём и радости сильнее, а скорби легче пополам делятся.

Церковь и предупреждает брачующихся, ставя им в образец святых мучеников и приглашая их подражать их примеру — терпеливому и радостному несению в семейной жизни Креста Христова.

Подразумевая, что требует христианский брак и предвидя трудности, имея благодатные дары Святого Духа, подаваемые в таинстве брака, у мужа и жены вырабатывается подлинная христианская психология, и кажущееся бремя супружества становится легким и отрадным.

Бог, создавший человека для вечной жизни, объединил мужа и жену также для вечной жизни вместе. Конечно, грех и смерть вносят свои коррективы в жизнь человека, но принцип остается нерушимым. Потому всякий брак заключается обещанием любить и заботиться до тех пор, пока земная смерть не разлучит вступающих в брачный Союз.

Православный брак — это создание двумя людьми малой, семейной церкви для поклонения Истинному Богу и во спасение души. Эта семейная церковь подчинена Церкви Христовой.

Как говорит св. Василий Великий, жениться естественно, но брак должен быть сверхъестественным, должен стать благим игом, которое супруги добровольно несут для Церкви.

Нет на свете такой причины, которая могла бы заставить бросить любимого человека, — ты все равно не сможешь с ним порвать окончательно, ведь любишь один раз и одного человека.

Любовь не такое чувство, которое можно распылить. Однако, в реальной жизни, в семейной паре роли могут быть не уравновешены. Поговорка о том, что один любит, а другой позволяет любить, имеет определённый смысл.

И лечебным средством борьбы с этим неравенством чувствования как раз и является венчание. Потому что, венчаясь, мы по сути «подписываемся» под тем, что за гранью бытия становимся одним существом..И, «одписавшись» под этим, тот, что позволяет себя любить, теряет всякие сомнения, нужно ли быть честным со своей второй половиной, а у второго уходит неудобство, что он будто бы заставляет себя любить.

Семейное единение должно быть во всем: в целях, в мотивах, во взглядах, в убеждениях, в действиях. Единение должно быть физическое, духовное, эмоциональное.

Практически, семья — это одно целое. Семья — это один человек, и этот принцип был заложен изначала в творении: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Муж глава жены в таком же смысле, в каком Христос Глава Церкви. Церковь же является телом Христовым.

«Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7: 3-6 ).

Господь предал Себя за Церковь, следовательно, и мужья должны простирать свою любовь к женам до такой готовности, чтобы пожертвовать за них и самой жизнью.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о семье:

«Будем выше всего ценить единодушие в семье, и все будем делать так и направлять к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранялись мир и тишина... Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви...Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос...В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается все в мире»

Александр А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения