Задачи религиозного воспитания в семье

Задачи религиозного воспитания в семье Основное содержание духовной жизни православной семьи есть искание Бога, ожидание Его. Душа человека никогда не может до конца насытиться тем, что дает ей текущая жизнь, она ищет того, что выходит за пределы жизни, что связано с Вечностью. Это томление о Боге, о Бесконечном определяет динамику всей нашей духовной жизни.

Религиозная функция так же изначально присуща нашей душе, как и другие формы духовной жизни; религиозную жизнь не нужно вовсе насаждать, ей нужно лишь дать простор в ее выражении, определенность в ее содержании.

В детской религиозности особенно показательна простота и естественность, с какой душа обращается к Богу: дети по природе своей ближе к Богу, как к Отцу Небесному, они непосредственнее и прямее чувствуют Его, чем, взрослые. Область мистических переживаний, религиозный опыт не отделены у них от реальности так, как отделены у нас. Религиозное развитие у детей заключается в том, что они ищут религиозных образов, которые могли бы раскрыть смысл их переживаний.

Религиозная сфера выделяется из общей духовной жизни; и имеет три стороны, три грани.

Первая грань охватывает все то, что можно назвать сознанием Бога, — это совокупность интуиции, чувств, образов, мыслей, итогов религиозного опыта. Это не знания, привносимые извне, а именно сознание Бога — интеллектуально-эмоциональное.

Вторая грань включает в себя всю полноту выражений религиозных чувств, движений, мыслей — сюда относится молитва, участие в богослужении, разнообразная религиозная активность. Все это образует сферу «благочестия», формирует внутренние и внешние навыки в религиозной жизни, облекается в «обряды», реализует духовные порывы. Над этой стороной религиозной жизни господствует закон привычки Мы крестимся, кладем поклоны, произносим молитвы почти без всякого усилия внимания; внешние действия уже не столько выражают внутренний мир, сколько становятся самостоятельной областью, за которой следует (а иногда и вовсе не следует) внутреннее побуждение.

В развитии религиозной жизни накопление навыков, привычных действий неизбежно, отчасти и желательно, но оно заключает в себе большую опасность и сплошь и рядом ведет к механизации этих действий, к замиранию и высыханию религиозной жизни.

Но есть еще третья сторона в религиозной жизни — это развитие и формирование духовной жизни в нас. Человек духовен по своей природе, и начало духовности пронизывает собой всю нашу личность, всю нашу жизнь. В процессе общего созревания духовные силы, духовные запросы поднимаются над общим ходом жизни, в глубине нашей формируется «внутренний человек». Рождение внутреннего человека таинственно, но оно должно когда-нибудь прийти, если мы не утопим себя во внешней жизни.

Духовная жизнь в нас ищет во всем «смысла» — вечного, глубокого, достойного; она не отвергает внешней жизни, ее законов, она хочет только во всем видеть смысл, хочет связать внешнюю жизнь с Вечным и Бесконечным.

Это есть общий факт созревания в нас духовных сил, но особую глубину и содержательность, свою настоящую полноту духовная жизнь в нас получает только от религиозной области..

Религиозная функция нам дана как изначальная сила души, но лишь в духовном делании, в духовной жизни она находит для себя питание и применение.

Человек по природе духовен, но духовная жизнь может не быть сосредоточенной вокруг идеи Бога — она может рассеиваться по каким-либо частичным и неполным идеям, может быть связана со злом. То, что так глубоко описал Достоевский, как наше «подполье» и что еще у св. Макария Великого было до конца раскрыто в его учении о духовной тьме, скрытой в нас, — это все свидетельствует о том, какой фактически неустроенной оказывается наша духовная жизнь, сколько в ней хаоса, провалов, противоречий. Мы не можем перестать быть духовными, но мы можем разменять нашу духовность на пустяки и мелочи, можем за чечевичную похлебку ничтожных достижений отдать наше духовное первородство. В каждом из нас духовная жизнь есть, но она должна быть устроена и освещена светом Божиим, иначе она будет пребывать в хаосе и будет источником не нашей силы, а наших ошибок, противоречий, грехов.

Укрепление и раскрытие духовной жизни невозможно без развития сознания о Боге, а формирование религиозного сознания не обязательно ищет своего выражения только в молитве, обряде, богослужении. Центральное значение здесь должно быть отдано духовной жизни, вне которой религиозное сознание может выродиться а бесплодную, холодную работу чистого интеллекта, а молитва, крестное знамение, посещение богослужения могут стать чисто внешними, формальными.

Жизненность духовной работы потускнеет, если религиозное сознание подростка станет неопределенным и тусклым, если он утеряет ясность религиозных идей, если перестанет молиться; но пока живы духовные устремления, пока душа ищет вечного — есть почва, на которой может вновь расцвести вся полнота религиозной жизни. Главнейшие испытания, которым подвержено религиозное созревание детей и подростков, связаны именно с духовной стороной в них. При нашей обычной склонности довольствоваться внешними достижениями у детей, при обычном слабом внимании к внутреннему миру ребенка для нас часто проходит незамеченным факт духовного измельчания детской души.

Отмечая центральное и основное значение духовной жизни, мы должны указать и на основной закон ее развития. Здесь речь идет о свободе. Обращение души к Богу, прикосновение к вечности, эта окрыленность души и ее устремление к Бесконечному, сама эта жизнь о Боге и в Боге, а не конкретные идеи, не образы и выражение наших чувств глубоко связаны со свободой.

Господь создал нас с даром свободы, который есть в нас частица силы Божией, залог Богообщения. Этим полагаются границы всякого религиозного воздействия на душу человека — в том числе и церковного воздействия. Нельзя спасти, духовно возродить человека помимо его самого.

Свобода есть Дар, который вне Христа становится бременем, свобода есть сила, которая, вне Церкви не помогает, а мешает человеку. Самое раскрытие дара свободы, раскрытие путей свободы и условий ее творческого выражения, иначе говоря, воспитание к свободе — и образует поэтому главную задачу религиозного воспитания.

Наши жизненные трагедии, наши духовные блуждания, глубокая неустроенность, от которой страждут люди, вся эта затягивающая сила мелочей, мнимых ценностей и злых страстей — все это есть следствие того, что мы не понимаем дара свободы, не умеем им пользоваться и потому становимся его жертвами.

Свобода вырождается в произвол, в хаос, и в итоге теряется. Мы даже не доходим до сознания того, что свобода реализуется лишь в Церкви. Именно это и должно стать задачей старшего поколения — помочь младшему в том, в чем оно беспомощно, — помочь овладеть нашей свободой.

Свобода есть закон духовной жизни, и вне ее духовная жизнь либо вырождается и мельчает, либо пустеет. Это мы можем наблюдать вокруг себя на каждом шагу: всюду мы видим, как люди стремятся уклониться от основного пути духовного развития, подменить главную задачу маленькими жизненными делами. Мы забываем о Боге, зарываемся в маленькие, ничтожные дела. Но памятование о Боге — этот свет, от которого становится ясен путь жизни. Главная причина религиозного оскудения — и индивидуального и исторического — лежит как раз в плененности души маленькими и мелкими задачами, господство которых вовсе не есть реализм, а есть близорукое погружение в мелочи.

Общая задача религиозного воспитания в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей и подростков, дать им окрепнуть и созреть. Это духовное созревание не может быть регулировано извне, оно определяется свободным устремлением души к Богу, к Вечности. Этой главной задаче религиозного воспитания должны быть подчинены все остальные.

Основная задача религиозного воспитания заключается в в том, чтобы помочь детям и подросткам в росте и устроении их духовной жизни, — все остальное есть или средство, или плод, или применение и выражение духовной жизни. Трудность воспитания заключается в запутанном, часто непостижимом ритме духовного развития, в том, что духовная жизнь у детей и подростков даже больше, чем у нас, подчинена закону свободы. .

Исходя из жизненного опыта и практики, выработаны основные правила воспитания детей для родителей-христиан:

Отдавать приоритет своей семье

Наши жёны(мужья) и дети должны стать для нас превыше всего после Христа и Его Церкви.

Для верующего человека путь во Христе и Его Церкви всегда на первом месте. Наши взаимоотношения с Богом стоят на первом месте, наша преданность семье на втором

Как родители мы должны принять на себя строжайшее обязательство, что прежде работы, прежде общественной жизни, прежде всех других дел, которые будут состязаться за пользование нашим временем, мы должны отдать приоритет семье.

Рассказывать детям о любви Божией

Самое важное, что мы должны пытаться исполнять всей семьей — ходить на воскресное богослужение, участвовать в культурных православных мероприятиях, читать вместе с детьми отрывки из Ветхого и Нового Заветов, духовную литературу посещать православные святыни. Необходимо стараться придерживаться принципа, в котором Христос и Церковь должны быть на первом месте, но не вбивать это насильно. Тут необходимы и дисциплина, и милосердие.

Любить своих супругов
Мы очень поддерживаем своих детей, когда мы любим наших супругов. Для детей важнее не столько ощущать любовь родителей к себе, а знать, что папа и мама любят друг друга. Дети инстинктивно чувствуют, что если любви в браке больше нет, то немного ее остается и для них самих.

Никогда не наказывать в гневе

Ибо сказано «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» — это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (6 Еф. 1-3): «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, и воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Эф. 6:4).Эти две мысли взаимодействуют и связаны между собой неразрывно.

Помагать нашим детям распознавать Божию волю

В Книге Притчей Соломоновых: сказано «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Принимая во внимание дарования ребенка, его эмоциональный склад, его личность, его интеллект, его призвание, родители должны помочь ему распознать тот путь, который Господь для него определил.

Религиозное воспитание средствами семьи еще более необходимо, когда дитя уходит из семьи, подчиняется влиянию школы, сверстников, всей жизни. Роль семьи в этот период становится еще более ответственной и серьезной: именно в это время духовные силы семьи могут оказаться особенно ценными для подростка, если только семья духовно не распалась, если она еще духовно жива.

Живя в радости, добре, понимании, соучастии, любви, семья в целом и дети, в частности, будут реально свободны для познания Божьих истин.

Александр А. Соколовский
Использована книга
протоиерея Василия Зеньковского
«О религиозном воспитании в семье»

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения