В Израиле ко времени рождения Иисуса Христа и его деятельности, когда закон активно изучался, дополнялся и комментировался, существовало множество религиозных и политических групп. Названия некоторых из них встречаются в Новом Завете.
Слово «книжник» в Новом Завете употребляется по отношению к знатокам Моисеева Закона, главной задачей которых было хранить его установления и обучать им других. Иногда этот термин переводится словом «законник» или выражением «учитель закона».
На заре истории иудейского народа эта почетная обязанность принадлежала исключительно священникам. Позднее появились книжники, не являющиеся священниками.
Книжники выполняли три основные функции:
- следили за соблюдением Моисеева законодательства и неписанных правил, касающихся исполнения законов. В их задачу входило не допустить внесения в текст закона каких бы то ни было изменений, но в то же время следить за тем, чтобы законодательство переписывалось, изучалось и соблюдалось.
- обучали Закону учеников, знакомили их с неписанными правилами и открывали им тайные премудрости. Они наставляли в Законе простых людей, посещавших Иерусалимский Храм.
- в Верховном Суде иудеев (Синедрионе) они присутствовали в качестве советников и давали консультации относительно применения Моисеева Закона в повседневной жизни, а также выступали в роли судей, когда приходилось разбирать случаи нарушения законодательства.
Хасиды. Название означает «набожные», «святые», «благочестивые». Первые упоминания о них как о группе относятся примерно к 200 году до н. э.; хасиды пользовались политическим авторитетом и фанатично защищали чистоту Закона от тирании греческого влияния. Когда греческая культура и религия, враждебная иудаизму, начали неудержимо проникать и в еврейскую среду, естественно возникло консервативное течение хасидов, боровшихся с влиянием эллинизма. Хасиды распались на три группы — фарисеев, саддукеев и ессеев.
Фарисеи. Именовались как богобоязненные, нищие «обособленные». Само слово происходит от огреченного еврейского слова означавшего «отделённый» и понимаемого как синоним слова «святой». О фарисеях сказано «Обычно они обращались с людьми, как с детьми, определяя и описывая ничтожные, мельчайшие подробности предусмотренных традицией обрядов», «фарисейство породило массу узаконенных правил, которые охватывали все возможные ситуации, и это привело к тому, что фарисеи преувеличивали значение пустяков и, поглощенные этим, считали пустяками то, что действительно имело большое значение (Матф. 23:23)».
Фарисеи верили в существование духов и воскресение мертвых, в воздаяние праведных и наказание грешников. Фарисеи строго соблюдали внешние установления, как подтвержденные законом, так и множество других заповедей, которые они добавили к закону. Мелочность преданий заслонила перед ними основы Божественного Закона. «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф 23,24), — говорил Спаситель. Ревность о законе у них была поражена тягчайшими недугами лицемерия, невероятной гордыни и презрения к «толпе». Фарисеи держали власть в Синедрионе, т.е. в верховном судилище, верховном религиозном органе правления, власть которого была при римлянах достаточно номинальна. Они очень ревниво относились к своему авторитету. Естественно, поэтому они становились врагами всякого, кто мог снискать любовь и уважение народа.
Среди фарисеев, тем не менее, были последователи Спасителя. Наличие Его последователей среди них лишний раз подчеркивает то, о чем сказал Сам Господь: «Что они говорят, делайте, но по делам их не поступайте» (Мф 23,3). Сама ревность о Законе не является пороком, и некоторые из фарисеев вырвались из фарисейского круга. Не единичны эпизоды, когда фарисеи приглашали Христа к себе в дома, и Он шел к ним: случай прощения грешницы в доме Симона фарисея (Лк 7,36-50), обед у фарисея (Лк 11,37), исцеление больного в доме одного из начальников фарисейских (Лк 14,1-6).
По словам Евангелиста Иоанна, многие из начальников уверовали во Христа после воскрешения Лазаря (Ин 12,42). У Господа были и друзья среди фарисеев — Никодим, Иосиф Аримафейскнй. В известной степени, возможно, воспринял истину также и знаменитый учитель Гамалпил, который в Синедрионе предостерегает иудеев от того, чтобы им не оказаться богопротивниками (Деян 5,39) Надо полагать, что значительную часть первохристианской Церкви в Иерусалиме составляли бывшие фарисеи («некоторые из фарисейской ереси уверовавшие» (Деян 15,5). Из фарисеев был и ученик Гамалиила, св. апостол Павел.
Ко времени Иисуса Христа фарисеи стали самой крупной иудейской сектой, их насчитывалос около 6 тысяч человек. Фарисеи считали, что Бог никогда не мог требовать физического возмездия. Скорее, человек, ослепивший другого, должен был заплатить жертве цену потерянного глаза. Фарисеи полагали, что Устный Закон позволяет вносить необходимые толкования в еврейское прав о и трактовать его в непредвиденных обстоятельствах. Фарисеи верили в загробную жизнь, в которой Бог вознаграждает праведных и наказывает дурных. Они признавали парадоксальную идею о том, что человек полностью свободен в своем моральном выборе, хотя Бог и знает каждую деталь будущего.
Саддукеи. Группа, которая была тесно связана с аристократией и священством. Происходит от имени первосвященника Садока, который жил во времена царя Давида. Саддукеи утверждали, что устный закон не имеет юридической силы письменного Закона. Фарисеи отрицали возможность какого-то сотрудничества с языческой властью, резко сторонились ее, а саддукеи были более терпимы и склонны к уступкам властям В противоположность фарисеям они отвергали предание старцев и придерживались только закона Моисеева. Саддукеи особенно подчер кивали свободную волю человека. Из Нового Завета видно, что они отвергали Воскресение мертвых, существование ангелов и духов (Мф 22,23-33; Деян 23,6-8). Наиболее известным саддукеем был первосвященник Каиафа.
Среди саддукеев нам не известно ни одного, кто был бы последователем Господа Иисуса Христа. Они были готовы смириться с любой властью, и с римской в том числе, поэтому, опираясь на свое либеральное отношение к поработителям, они были влиятельны в Синедрионе. Фарисеи и саддукеи сходились в ненависти ко Христу.
Ессеи. Группа отшельников, живших отдельными общинами. В одном труде говорится, что ессеи были даже бо́льшими снобами, чем фарисеи, и «иногда могли превзойти в фарисействе самих фарисеев». По всей ве роятности, наименование ессеи происходит от арамейского слова ас-сай-йá — врачи, лекари. Это немногочисленная (около 4 тысяч человек), но влиятельная секта.
Община ессев сохранила древнейшие из дошедших до нас библейские тексты, так называемые кумранские рукописи, которые были найдены в районе Мертвого моря после второй мировой войны.
Ессейская идеология была диаметрально противоположна Евангелию.
Она поражает крайней нетерпимостью и отталкивающей сектантской гордыней по отношению ко всем «сынам тьмы», т.е. к любым людям, не принадлежащим общине. Считая городскую жизнь растлевающей, они удалились в безлюдные части Израиля, в частности в пустыню около Мертвого м оря. В отличие от саддукеев, ессеи не хотели иметь ничего общего с Храмом и считали, что он осквернен саддукейскими священниками. Ессейские общины строго соблюдали законы чистоты и нечистоты: ритуальное омовение было для них едва ли не самой главной церемонией.
Ессеи не терпели инакомыслия и изгоняли из своей среды нарушителей правил общины. По всеобщему мнению, это наказание было равносильно смертному приговору для тех, кто продолжал верить, что единственной ритуально чисто пищей может быть лишь приготовленная в их общине. Как только этот источник пищи перекрывался, изгнанники умирали голодной смертью.
Правила ессеев были похожи на монашеские. Члены общины вкушали еду совместно и в полном молчании (за исключением молитвы в начале и конце трапезы). У них не было своих личных помещений, они отдавали общине все свои доходы
Иродиане: вероятно, это последователи династии Иродов. Как предполагают, иродиане считали, что именно из представителей династии Иродов выйдет ожидаемый Мессия, и ратовали за расширение влияния этой династии. По этой причине выдвижение Иисуса Христа привело к вражде против Господа; они видели в Нем конкурента их династическим чаяниям, и, когда был поднят вопрос о предании Его властям, иродиане соединились с фарисеями (Мф 22,15-16).
Зелоты. Слово зелот возникло от греческого дзэлотэс, которое является переводом семитского каннáй — ревнитель.
Если фарисеи с 6 года н. э. выражали интересы по пр еимуществу средних слоев населения, то зелоты были представителями самых низших, неимущих классов, черни. В отличие от зажиточных и образованных слоев населения, выходцами из которых были фарисеи, эти деклассированные элементы высказывали готовность к борьбе совершенно другого масштаба,
Один из двенадцати апостолов назван Симоном Зилотом (Лк 6,15), или Кананитом (Мф 10,4). По всей вероятности, этот Симон придерживался раньше движения зелотов, которые отличались национализмом. Они отказывались платить римлянам подать и готовились к освободительной войне. Организованное ими Иудейское восстание привело к разрушению римлянами Иерусалима (70 г. н. э.).
Самаряне. Понятие этническое.Своё происхождение вели от жителей бывшего Северного (израильского) царства (его столицей была Самария).В начале VIII века до Р.Х. коренное израильское население увели в плен ассирийцы, а их место переселили другие, языческие народы. В результате оставшиеся евреи смешались с язычниками. У хранивших чистоту Моисеевой веры иудеев это вызвало ещё большую непрязнь чем чистое язычество.
Прозелиты. «Пришедшие» — язычники принявшие и соблюдавшие все иудейские правила и ритуалы.
А.Соколовский