Продолжение, первая часть, третья часть
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы и необходимость ее научной разработки; сформулирован объект, цель и задачи исследования, ее источниковая база; дается обзор наиболее важной существующей литературы по данному вопросу; охарактеризованы научная новизна и значимость диссертации.
В Главе I диссертации рассмотрены следующие вопросы , так или иначе, касающиеся личности этого древнерусского святого и его богословского наследия.
Из сведений о жизни святителя видно, что благодаря своим родителям, получил наилучшее, по тому времени, образование и прекрасное религиозное воспитание. Будучи впоследствии десятым по счету епископом Туровским, его многолетняя и плодотворная деятельность явилась вершиной культурной жизни Туровского княжества.
Можно отметить, что в богословских трудах свт. Кирилла нашли свое отражение многие особенности эпохи Киевской Руси. Прежде всего, речь идет о продолжающемся усвоении новой для славянских народов христианской веры, воспринятой из Византии. Причем, поскольку Киевская Русь была почти незнакома с философией Аристотеля и Платона, поскольку в то время не было необходимости в полемике с «богословскими» ересями и не велось каких-либо серьезных переговоров об унии с западной церковью, то такое положение вещей привело к непропорциональному развитию гомилетического жанра в богословской литературе. Усвоение христианской веры и характеризующая данную эпоху борьба с язычеством происходили, главным образом, посредством Слов, Поучений и Молитв различных древнерусских авторов. Не являлись исключением в этом и труды свт. Кирилла. Находящиеся в его проповедях и молитвах призывы к покаянию, взаимной любви и миру говорят о стремлении святителя к восстановлению единства раздробленной Киевской Руси. Конечно же, все труды древнерусского автора имеют отпечаток византийского влияния, и речь здесь идет не только о всем многообразии литературных приемов, выработанных торжественным красноречием Византии, но и о их внутреннем содержании.
Творения святителя отражают в себе мысли византийской религии Пантократора, Царя Небесного, Законодателя и Судии. Слава Божия вбирает в себя все положительные, радостные элементы религиозных переживаний. Человек осмеливается приблизиться к Богу только в страхе и трепете. Союз между трансцендентным Божеством и павшем человечеством восстанавливается воплотившемся Христом не полностью, поскольку человеческие черты Его не мыслятся как важнейшие и — в духе александрийского богословия — легко растворяются в Его Божественной природе. Глубокое покаяние человека, что ярко отображено в молитвах
святителя, составляют практическую сторону религиозной жизни. Спасение достигается двумя путями: через Таинства и аскетическое очищение. Подобные мысли находим почти у всех древнерусских писателей, но, прежде всего, нужно указать на имена свтт. Климента Смолятича и Илариона Киевского.
В раскрытии богословских истин свт. Кирилл Туровский чаще всего использовал аллегорический метод. Наряду с аллегориями, заимствованными из Священного Писания и у отцов греческой Церкви, святитель использует аллегории и образы, которые он придумал сам. Такой метод позволял донести до слуха верующих многие христианские истины в простом, понятном и в то же время правильном смысле.
Установлено, что святитель изучал творения греческих отцов и известных проповедников слова не только в переводе, но и в оригинале, он цитирует и пересказывает фрагменты Слов прославленных византийских проповедников. Выясняя источники поучений свт. Кирилла, исследователи отмечают творения таких отцов Церкви как свт. Тит Бострийский («Яко неизмерима глубина»), свт. Иоанн Златоуст (Слово на Пасху, «От чюдес на чюдеси Господня грядем, братие», «Во еже не судити»...), свт. Кирилл Александрийский (Слово в Неделю Ваий), свт. Епифаний Кипрский (Слово в Великую Субботу), свт. Григорий Богослов («На неделю новую, на весну и на память мученика Созонта»), св. Симеон Логофет (Канон на Великую Пятницу), блж. Феофилакт Болгарский (Толковое Евангелие) и др.
Идейными предшественниками аскетических произведений свт. Кирилла Туровского являются преп. Феодор Студит, свт. Василий Великий и преп. Иоанн Лествичник. В жанровом отношении среди источников-образцов, на которые ориентировался свт. Кирилл, находим и церковные песнопения, и сочинения по гражданской и церковной истории (например, «Хроника Георгия Амартола», откуда заимствовано вступление к «Слову на собор 318 святых отцов»), а также некоторые апокрифические произведения (Книга Еноха праведного, «Беседа трех святителей») и др.Сходство его Слов с церковными песнопениями, от которых он заимствует иногда не только форму, но и целые выражения, свидетельствует о том, что святитель как богослов искал вдохновения и в литургической жизни Церкви.
Следует заметить, что используя в своих трудах такой широкий круг источников и во многом отражая их богословское содержание, свт. Кирилл, тем не менее, был вполне самостоятельным и оригинальным русским писателем, и даже более того — основоположником особого вида русской проповеди — художественной проповеди. «Всякое творчество, самые гениальные произведения, — писал Н.Д. Успенский, — создаются на основе достижений культуры предшествующего времени. Талант открывается не в создании нового из ничего, а в более высоком художественном претворении уже существующего» . В этом во многом и проявился авторский талант свт. Кирилла Туровского: в передачи догматического наследия греческой Церкви и своих богословских мыслей русскому народу в художественных образах.
Глава II посвящена непосредственно богословию свт. Кирилла, анализу и систематизации его богословского учения.
Триадологические мысли святителя развиваются в русле общего святоотеческого учения. Главным вопросом для него является раскрытие диалектики Единого и Множественного — Триединого Бога, или, как еще выражается святитель, «Триличного Божества» . Разъяснение этого главного момента догматического учения Церкви было особенно важно для правильного осмысления христианской веры русским народом, продолжавшего в своем большинстве мыслить еще языческими категориями.
Подобно прочим древнерусским мыслителям святитель учит, что Бог непостижим в Своем Существе, но в отношении к человеческому роду Он открыт Своей любовью и благосердием. В Молитвах мы видим разработку свт. Кириллом Туровским догматических определений Бога в Самом Себе: вечный, великий, безначальный, неизменный. В отношении к миру Бог есть Творец, Царь, Владыка, Создатель, Зиждитель, Содетель, Вседержитель, а в отношении к Своему творению Он всесильный, беззлобивый, долготерпеливый, праведный, всеведущий («ведый тайная сердец наших»), испытующий, пресвятой, честнейший, преблагой, целитель и врач всего мира, всеожиляющий, невидимый, неприступный...
Говоря об отношении Бога к Своему творению, свт. Кирилл Туровский также раскрывает учение Церкви о промысле Божием. Сотворив все, Господь промышляет о всем, «все оживляет Своим словом» . Промысел Божий, в первую очередь, направлен на самого человека: «ниже сведомо Божия смотрения таиньство... на роде человечьстемь». Господь промыслительно всех ведет ко спасению: «глубиною судеб спастися всем хощеши» . В христологии свт. Кирилл Туровский делает акцент на Божественной природе Христа. Он пишет, что «Христос есть Сын Божий... и присно Бог, сияние славы и образ невидимаго Бога» . В Нем мы «от Троица единого познаим» «Бога от Бога» «Ему же слава с Отцемь и с Пресвятымь и благымь и животворящимь Духом ныне и присно»
Подобно свт. Илариону Киевскому («Слово о законе и благодати»), божественное достоинство Христа доказывается через совершенные Им чудеса, Святитель делает акцент в своих творениях и на личном свойстве Сына Божия, пишет о Его безначальном рождении от Бога Отца, тем самым открывает образ Его предвечного бытия. Указывается в творениях и на то, что все Отец творит и делает через Сына: «Им же всяческая совершена быша видимая же и невидимая»
В вопросе двух природ во Христе, рассматривая труды свт.Кирилла Туровского, на первый взгляд, может сложиться некое противоречивое мнение. Например, в «Притче о слепце и хромце» есть странный с канонического взгляда момент учения о человеческой природе во Христе. «Аще бо и нарицается Христос человеком, то не образом, но притчею: ни единого бо подобия Божиа имеет человек»
Если понимать это буквально и вне контекста, то вышло бы, что свт. Кирилл отрицал человеческую природу Христа и, отсюда,был бы склонен к монофизитским взглядам. Но с этим мы не можем согласиться, если обратиться к другим проповедям, в частности, Пасхальному циклу, там мы находим много иных свидетельств об истинности человеческой природы Христа. Приведенный же ниже отрывок можно толковать как отрицание буквального понимания Священного Писания, где подчеркнуто негативное отношение к антропоморфизации Бога, которое частично объясняется несовершенством языка как способа выражения знаний о Боге. В разъяснения истины двух природ во Христе свт. Кирилл пользуется ораторским приемом сравнения, в этом он, опять же, очень схож со свт. Иларионом Киевским.
Вообще же, если взять в целом творения свт. Кирилла и труды других древнерусских мыслителей, то в их христологическом учении мы находим ряд богословских мыслей, которыми данные авторы стремились предупредить определенные заблуждения не так давно перешедшего из язычества в христианство русского народа, или же они уже явились ответной реакцией на их появление.
Ярко прослеживаются мысли обличающие, кроме арианского заблуждения, ересь монофизитства, т. е. учения Евтихия об одной Божественной природе во Христе, еретическое учение Аполлинария, утверждавшего, что во Христе только тело и душа человеческая, но Ум -
Божественный, и еретических мыслей докетов и Маркиона о призрачном человечестве Христа.
Продолжение следует...
Иерей Григорий Барашко