С 1569 г., после подписания Люблинской унии, земли Великого княжества Литовского, включая Борисов, вплоть до второй половины XVIII в. находились в составе Речи Посполитой. Хотя актом Люблинской унии предоставлена была свобода веры... польско-литовские государи не сочувствовали этой свободе; западная Русь была православной, она не могла прочно слиться с Польшей. Для слияния народностей необходимо было единство религии, и потому польское правительство желало искоренения Православия.
В этих условиях часть православной иерархии Западно-Русской Церкви сделала выбор в пользу унии с Римско-католической церковью. В1596 г. в Бресте на соборе была принята церковная уния, которая утверждала подчинение Православной Церкви римскому папе с сохранением православных обрядов. «Уния, — писал в этой связи протоиерей Г. Флоровский, — была делом епископов, действовавших в отрыве от церковного народа, без его свободного и соборного согласия». Большинство православного народа не испугалось гонений, санкционированных королем Сигизмундом III, и на протяжении многих лет оказывало мужественное сопротивление унии, насаждаемой административным и принудительным путем.
Этот период был отмечен также процессами ополячивания и окатоличивания православного населения Речи Поcполитой. Эти процессы не миновали и Борисовщину. Так, на средства богатого католического духовенства в деревне Гаево в XVI в. было открыто католическое училище, а в середине XVII в. — школа при иезуитской резиденции в Борисове. В 1642 г. в Борисове был возведен костел, а в Ратутичах помещик-униат Гузовский в 1784г. построил униатскую церковь.
Следует отметить, что во многих местах Борисовского повета православное население выступало против насильственного окатоличивания и препятствовало строительству костелов и униатских церквей. Поэтому традиционная православная вера продолжала сохраняться в сердцах своих верных последователей. Примером тому служит существование в Борисове в XVII в. двух православных храмов — Спасо-Преображенской церкви и храма во имя Воскресения Господня, находящегося при одноименном монастыре.
Несмотря на то, что православная Киевская митрополия в 1686 г. с согласия Константинопольского патриарха вошла в юрисдикцию Московского патриархата, положение православных в Речи Посполитой продолжало ухудшаться. В результате упорного насаждения унии на территории Речи Посполитой осталась единственная православная епархия — Белорусская с центром в Могилеве. Этой православной диаспоре, по числу верующих самой маленькой, суждено было сыграть значительную роль в будущей политике России, направленной на воссоединение бывших русских земель.
В результате разделов Речи Посполитой в 1772-1795 гг. непольские области с униатским, римско-католическим и православным населением вошли в состав Российской империи. Теперь вопросами церковной организации в рамках новообразованных епархий занялся Святейший Синод Русской Православной Церкви. Это привело к коренным переменам в положении Православной Церкви на присоединенных территориях.
Отныне, согласно законам Российской империи, Православная Церковь становилась господствующей, а униаты и римо-католики переходили в разряд терпимых, или «покровительствуемых». 1793 год стал знаменательным для Борисовщины: была учреждена Минская православная епархия во главе с архиепископом Виктором (Садковским) и образована Минская губерния. Сам Борисов стал уездным городом.
Императрица Екатерина II содействовала процессу массового возвращения униатов в Православие, который стихийно начался на украинских и белорусских землях в 1794-1795 гг.
Попадобилось еще сорок лет, и в 1839 г. на Полоцком соборе был принят соборный акт о возвращении униатов в Русскую Православную Церковь. Завершилась история унии и в Минской епархии, куда входила православная Борисовщина. Активную роль в этом процессе сыграли епископы Минские Никанор (Клементьевский) и Антоний (Зубко).
Воссоединение белорусско-литовских униатов с Православной Церковью связано с именем митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко).
Митрополит Иосиф (в миру Иосиф Иосифович Семашко) родился 25 декабря 1798 года в селе Павловка, Киевской губернии. Его отец был сыном униатского священника. Первоначальное образование Иосиф получил дома под руководством местного дьячка, который отметил в юноше способности, память и трудолюбие. Семья будущего православного иерарха, хотя и принадлежала к униатам, но не чуждалась Православия, поэтому мальчик ходил читать и петь в православный храм. Все условия домашнего быта и воспитания, отношение его родителей к Православию, явились основанием для развития в будущем митрополите тех убеждений по вопросам веры, которые и привели его самого к принятию Православия и призвали на труд воссоединения униатов с Православною Церковью.
Имея желание учиться, Иосиф Семашко поступил в Немировскую гимназию, которую блестяще окончил. Затем — в 1820 году — в Виленскую Семинарию. По окончании Семинарии ему была присвоена степень магистра богословия. В том же году он был возведен в сан диакона, а в 1821 году — в сан священника. На 24-ом году жизни о. Иосиф заседал уже в Санкт-Петербургской Римо-католической Коллегии по униатскому отделению.
В возрасте 31-го года Иосиф Семашко стал униатским викарным епископом Мстиславским. В 1833 году он возглавил Литовскую кафедру. К 1839 году епископ Иосиф уже занимал первое место в Униатской Церкви, являясь председателем. Коллегии. Иосиф Семашко, участвуя в жизни греко-католической церкви, видел её проблемы.
«Я ознакомился, — писал он в своих воспоминаниях, — ...с весьма затруднительным, если не бедственным положением Униатов между Православною и Римско-Католическою Церковью. На них Православные нападали с явным ожесточением, тесня их по разным делам, часто видимо несправедливым; Римляне же брали от них все без огласки, под видом дружбы. Это заставило меня часто призадумываться, и признаюсь, в сердце своём я извинял более Православных, нежели Римлян. Первые, по крайней мере, враги и не без повода, думал я, Униаты обыкновенно отплачивают им тоже враждою: но за что же их обижают друзья». Осознав, что главная опасность для унии исходит от внутреннего латинства, Семашко по мере сил отстаивал интересы соединённой церкви. Однако эти усилия оказались бесплодными, что привело его к окончательному разочарованию в унии. В итоге он не захотел служить «орудием окончательного изменения оной в Латинскую».
Семашко видел, что в унии белорусам и украинцам навязываются элементы польской культуры и языка, что приводит к денационализации исконной культуры. Как следует из его записки «О положении в России Униатской Церкви и средствах возвратить оную на лоно Церкви Православной», с которой собственно и начался процесс воссоединения, он предложил русскому правительству присоединить к православию греко-католиков империи лишь тогда, когда на личном опыте убедился в том, что в унии все культурные начала, основанные на восточной христианской духовности, в том числе и древние белорусские, не развиваются, а уничтожаются, и этот процесс невозможно остановить изнутри.
В начале 1837 года Владыка Иосиф Семашко стал настойчиво добиваться скорейшего присоединения униатов к Православию, заявляя об их готовности к воссоединению. Большая часть духовенства числом до 775 священников дали письменные подтверждения о своей готовности присоединиться к Православию. Лишь 160 человек не заявили о своем согласии.
12 (25) февраля 1839 года в г. Полоцке в День чествования иконы Божией Матери «Иверская» в присутствии Епископов Литовского Иосифа (Семашко), Полоцкого Василия и викарного Епископа Брестского Антония состоялось соборное постановление о воссоединении Униатской «церкви» с Православной и был составлен знаменитый «Соборный Акт», подписанный 24 начальствующими лицами.
23 марта (5 апреля) 1839 года Святейший Синод рассмотрел «Соборный Акт» и принял постановление о присоединении греко-униатской «церкви» к Православной Всероссийской. Это событие может быть оценено не только в церковном отношении, но и государственном. Вот как сам митрополит объясняет мотивы этого подвига: «...я с детства имел... душевное влечение к России и всему русскому... Неизмеримая Россия, связанная одною верою, одним языком, направляемая к благой цели одной волею, стала для меня лестным, великим отечеством, которому служить, благу которого споспешествовать считал я для себя священным долгом — вот сила, которая подвигла меня на воссоединение униатов, отверженных в смутные времена от величественного русского православного древа... Пламенное усердие к этому делу в течение 12 лет (1827 — 1839) постигло все мое существование».
С воссоединением западнорусских униатов с Православной Церковью были разрушены многовековые усилия поляков и латинян поглотить и уничтожить Православие и в Белоруссии, и Литве. Деятельность высокопреосвященного Иосифа привела к тому, что воссоединённые белорусы из униатов-католиков превратились в верных чад Православной Церкви.
Воссоединение происходило в основном мирно. Недоразумения и волнения случались только там, где вопреки планам владыки Иосифа слишком ретивые церковные или светские власти пытались силой ускорить дело воссоединения.
Воссоединение можно назвать подвигом, но после этого подвига владыке Иосифу предстоял не менее трудный подвиг утверждения воссоединённых в Православии, полного преобразования и окончательного слияния бывших униатов с исконно православными.
Здесь были три проблемы: во-первых, бывшее униатское духовенство и простой народ держались многих обычаев и привычек латино-униатской старины, которые были несовместимы с православным исповеданием веры; во-вторых, бывшие униатские священники были часто недостаточно образованы и находились в зависимости от помещиков-католиков; в-третьих, в крае был очень силён польско-латинский дух, носителями которого были шляхта и католическое духовенство. Такие проблемы стояли перед владыкой Иосифом, который в 1840-му году был архиепископом Литовским и председателем Белорусско-Литовской коллегии, подчинённой Священному Синоду.
30 марта (12 апреля) 1839 года на заседании Святейшего Синода торжественно была зачитана Синодальная грамота о совершившемся событии воссоединенным Греко-униатская духовная коллегия переименована была в Белорусско-Литовскую, председателем которой назначался Преосвященный Иосиф (Семашко) с возведением в чин Архиепископа.
В память возвращения униатов в лоно Русской православной церкви была выпущена медаль с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)». После события воссоединения, высокопреосвященный Иосиф почти 30 лет заботился об утверждении Православия среди своей новой паствы. Он строил храмы, открывал духовные учебные заведения, занимался просвещением. В 1852 году владыка Иосиф был возведен в сан митрополита и удостоен высоких наград.
23 ноября 1868 года, на 70-ом году жизни, митрополит Иосиф (Семашко) отошел ко Господу и был погребен в пещерной церкви в Виленском Свято-Духовом монастыре.
(по материалам книги «Православная жизнь на Борисовщине». Составитель А. Медельцов. Минск изд. «Четыре четверти». 2015. В. Киреев. “Семашко”. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. Мінск. “Беларуская энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі. Т. 6. , 2001, электронные ресурсы)
Александр Медельцов
Историк, член Союза писателей Беларуси