Митрополит Иоанн (Снычёв) – архиерей, православный учёный, патриот

Автору этих строк не приходилось тесно общаться с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычёвым), но довелось его видеть и слушать. Впервые это произошло в 1992 году. Между городами Борисов и Малоярославец Калужской области был заключен договор о побратимстве. Наши города были связаны единым историческим прошлом – событиями Отечественной войны 1812 года. На очередную годовщину сражения русской армии с армией Наполеона в Малоярославце делегация Борисова приехала в этот город на празднование в честь этих событий. В состав делегации включили и меня как одного из основателя совместной газеты Борисова и Малоярославца «Единство».

Вот тогда-то я и увидел впервые владыку Иоанна, где он также участвовал в этих мероприятиях. Его страстная, вдохновляющая,

Image

подлинно патриотическая речь на митинге покорила малоярославчан и гостей города. А потом была экскурсия в Боровский монастырь. Владыка здесь был не просто созерцателем, а своего рода экскурсоводом. И хоть и был у нас гид, но митрополит много его дополнял, и его дополнения порой были значительно обстоятельными и доходчивыми для всех.

Возвратившись в Малоярославец состоялось выездное, расширенное заседание Президиума Петровской академии наук и искусств. Надо сказать, что митрополит Иоанн был одним из основателей Петровской академии наук и искусств. Она когда-то была создана Петром I, долгое время находилась в Петербурге, потом была перемещена в Москву и уже называлась Российская академия наук. В 1991 году группа ученых, в числе которых был и владыка Иоанн выступила с инициативой продолжить традиции Петра I, возродить академию в Санкт-Петербурге.

На заседание Президиума академии был приглашен и я. До этого мною были опубликованы многочисленные статьи в российских, главным образом в ленинградских (затем петербургских) изданиях, в том числе в изданиях Петровской академии наук и искусств – журнале «Медный всадник», газете «Земля Русская». Президент академии профессор, доктор технических наук Леонид Александрович Майборода, представляя меня участникам этого заседания, рассказал о моем сотрудничестве с академией. Владыка внимательно слушал, а затем сказал «Похвально, похвально, может стоить подумать и ввести его в состав академии?». «Подумаем» - ответил Леонид Александрович. Правда, произошло это уже после кончины владыки, в 1999 году.

А через 2 года после нашего посещения Малоярославца в Санкт-Петербурге состоялся очередной съезд Петровской академии, на который Л.А. Майбородой пригласил меня. В работе съезда принимал участие и митрополит Санкт – Петербургский и Ладожский Иоанн. В перерыве я подошел к владыке за благословением. Он внимательно посмотрел на меня и произнёс: «Помню, помню. Малоярославец.»

Вот так мне запомнился владыка Иоанн.

Так кем же был митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн? Каков был его жизненный путь и служение Церкви?

 В миру он Иван Матвеевич Снычёв. Родился 9 октября 1927 года в селе Ново-Маячке Каховского района Херсонской области в семье крестьянина. С детства отличался религиозностью. В 1942 году окончил семилетку в городе Сорочинске Оренбургской области и поступил в Орский индустриальный техникум.

В конце декабря 1944 года был призван в ряды Красной Армии, но через несколько месяцев, по болезни, его освободили от несения воинской повинности, и он стал пономарём храма святых апостолов Петра и Павла в Бузулуке Оренбургской области. Демобилизовавшись, в 1945 году поступил келейником к архиепископу Чкаловскому и Бузулукскому (впоследствии - митрополиту) Мануилу (Лемешевскому), который стал его духовным учителем.

7 июня 1946 года пострижен в рясофор с оставлением того же имени. 9 июня 1946 года рукоположён архиепископом Мануилом во иеродиакона, 14 января 1948 года — во иеромонаха.

После ареста архиепископа Мануила (1948) в 1949 году поступил во второй класс Саратовской духовной семинарии. В 1951—1955 годах учился в Ленинградской духовной академии. Окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре сектоведения.

8 октября 1956 года пострижен в мантию и определён преподавателем Минской духовной семинарии.

15 октября 1957 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия I был переведён личным секретарём архиепископа Чебоксарского Мануила (Лемешевского), и был назначен штатным священником кафедрального собора города Чебоксары.

1 сентября 1959 года назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Саратовской духовной семинарии.

15 сентября 1960 года определён священником и ключарём Покровского кафедрального собора города Куйбышева. После освобождения архиепископа Мануила служил под его руководством в Чебоксарской и Куйбышевской епархиях. Помогал Мануилу в составлении многотомного «Списка русских епископов за 60 лет, 1897—1956», а после смерти митрополита Мануила продолжил этот труд, написал о нём книгу.

2 апреля 1961 года возведён в сан игумена. 25 апреля 1964 года возведён в сан архимандрита.

25 ноября 1965 года постановлением Священного синода определено быть епископом Сызранским, викарием Куйбышевской епархии, временно управляющим Ульяновской епархией.

12 декабря 1965 года хиротонисан во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии и назначен временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями. Чин хиротонии совершали митрополиты Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси, архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), тоже будущий Патриарх. Мануил (Лемешевский), и другие архиереи. С 20 марта 1969 года епископ Куйбышевский и Сызранский. С 22 сентября 1972 по 31 мая 1973 года временно управлял Чебоксарской епархией. С 3 мая по 25 июля 1975 года временно управлял Уфимской епархией. 9 сентября 1976 года возведён в сан архиепископа.

В 1978—1980 годах архиепископ Иоанн руководил ремонтом кафедрального Покровского собора, подожжённого на праздник 60-летия Октябрьской революции (7 ноября 1977 года) брошенной в окно алтаря бутылкой с зажигательной смесью. За труды по восстановлению собора был награждён орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.

В 1988 году за прочитанные для корпорации Ленинградской духовной академии четыре лекции по истории РПЦ 1920-х годов получил звание доктора церковной истории. 13 сентября 1989 года постановлением Священного синода освобождён от порученного временного управления Ульяновской епархией.

Будучи более 20 лет архиепископом Куйбышевским и Сызранским был заметной фигурой в истории Самары и одним из борцов за возвращение Куйбышеву и Куйбышевской области исторических названий. В марте 1990 года благословил дизайнера Кулакова Сергея Артуровича на создание современных визуальных изображений исторический гербов Самарской губернии и губернского города Самара на основе их официально утверждённых исторических описаний в качестве проектов возможных символов Самары и Самарской области (гербов).

По причине исторического отсутствия флагов у Самары и Самарской Губернии, благословил на создание проектов их рисунков на основе исторических событий. Рисунки гербов и флагов были созданы и утверждены в качестве официальных символов.

С 20 июля 1990 года — митрополит Ленинградский и Ладожский, постоянный член Священного синода (по кафедре). С 25 сентября 1991 года в связи с переименованием города Ленинграда в Санкт-Петербург именовался «Санкт-Петербургский и Ладожский».

С начала 1990-х годов неоднократно выступал с публицистическими статьями в газетах «Советская Россия», «Завтра», «Русский вестник» и др.

В 1991 году явился одним из инициаторов создания Петровской академии наук и искусств(Санкт-Петербург).

С февраля 1992 года — председатель Синодальной богослужебной комиссии.

В 1994-1995 годах петербургское издательство «Царское дело» опубликовало главные труды митрополита Иоанна на тему судьбы России и русского народа, Православия, российской истории: «Самодержавие Духа (очерки русского самосознания)», «Голос вечности (проповеди и поучения)», «Одоление смуты (Слово к Русскому народу)», «Стояние в вере (очерки церковной смуты)», «Русь Соборная (очерки христианской государственности)». «Царское дело» издало книги «Дай мне твоё сердце» и «Наука смирения», в которых собраны письма духовным чадам митрополита.

В моем личном архиве сохранилось 3 журнала «Медный всадник», в которых опубликованы статьи митрополита Иоанна.

Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года на банкете в честь 5-летия банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная корона». Архимандрит Августин (Никитин) так описывает произошедшее: «Участники праздника ожидали тогдашнего мэра Анатолия Собчака с супругой, но чета опоздала почти на час. Когда высокие гости прибыли, жена мэра Людмила Нарусова подошла к владыке Иоанну под благословение. Благословив супругу Собчака, митрополит начал медленно оседать на пол…». Есть версия, что он был отравлен недоброжелателями. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

«Без сомнения, - пишет Марк Любомудров, - владыка Иоанн явился одним из крупнейших мыслителей и величайшим религиозно-нравственным авторитетом нашего времени. Его исследования, его публицистика — свидетельство нового взлёта и цветения русского православного богословского и историко-философского творчества, всегда бесстрашного и исполненного благодатной глубины и правды. Митрополит стал духовным отцом и путеводителем русского народа. А если вспомнить, что именно судьба России теперь, в очередной раз стала эпицентром мировой истории, то значение деятельности владыки возрастает до масштабов общечеловеческих…»

Или вот что говорит Вениамин (Пушкарь): «Братия Троице-Сергиевой Лавры считала Владыку своим духовником. Впрочем, теперь смело можно говорить о нём как о Всероссийском духовнике… Я часто встречал людей, которые прозрели духовно и воцерковились именно после чтения его трудов».

Пахомий (Трегулов: «Я, бывало, сколько раз просыпался утром, а Владыка уже стоит на утренних молитвах, вечером на вечерних — исполняет монашеское правило. Или, когда бывало невзначай зайдёшь к нему в келью, когда он молится, — будто переносишься в какое-то такое древнее историческое пространство, которое мы, христиане, идеализируем, когда, читая жития святых, видим, как подвижники подвизались в вере. Вот то же самое видел и я своими глазами и удивлялся: с одной стороны, владыка — немощный старец, болящий, а с другой стороны — несгибаемый воин Христов. И всегда он на молитве. И всегда он будто светился».

А вот мнение светского ученого, глубоко верующего человека доктора экономических наук, профессора Олега Анатольевича Платонова: «В начале ХХ века Бог дал России для духовного водительства, назидания и пророческого служения св. праведного Иоанна Кронштадтского. В наше время такая же великая миссия легла на плечи митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва). Во второй половине ХХ века он стал высшим выразителем идеалов Святой Руси, русской цивилизации.

Подобно Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадтскому и Оптинским старцам, митрополит Иоанн вышел из самых глубин православного русского народа. Мудрый, предельно простой в общении, глубокий и тонко чувствующий человек, владыка Иоанн стал для миллионов верующих источником чистоты православной веры, лучом света посреди тьмы, надеждой на возрождение Святой Руси. С первых выпущенных им книг мощно и убежденно над всей нашей страной зазвучал голос Духовника, Проповедника России, истинного сына нашего Отечества.

С того момента, как владыка прибыл на служение в Санкт-Петербургскую епархию, он стал главным духовным наставником современной России, в проповедях и книгах которого содержались ответы практически на все вопросы, которые тревожат русского человека»

(источники: личные воспоминания автора статьи, книга О.А. Платонова «Святая Русь. Русская цивилизация против мирового зла». Москва. Алгоритм. 2005». Журналы «Медный всадник». №№ 4 (1999), 2 (2000), 7 (2002). Биография владыки Иоанна - в интернет-источниках)

Aлександр Медельцов

Историк, член Союза писателей Беларуси

член Петровской академии наук и искусств