о.Александр Вербило: «Где нет епископа — там нет и Церкви»

О жизни Св.Николая Чудотворца знает каждый, потому что дважды в году мы вспоминаем его торжественно и всякий раз когда празднуется его память Церковь этот праздник называет великим. Хочу вам рассказать о его служении.

Святой Николай был епископом города Миры, столицы Ликийской области Малой Азии. Его избрание на это служение было устроено чудесным образом. На протяжении долгого времени не могли найти кандидата для епископства. Одному епископу, был сон и указание, что тот, кто придет в храм первый по имени Николай, тому и быть епископом. Таково было избрание этого человека на великий пост Церкви, на великое служение. В тоже время святитель Николай Чудотворец не был ни семейным человеком и не был монахом.

В первые христианские века епископами были люди женатые. Мы читаем у апостола Павла, что епископом должен быть муж одной жены. Он должен быть человеком, который воспитывает своих детей в вере, человеком, который содержит свой дом в порядке и человеком честным, не лихоимец, не любостяжательным, не гневливым.

В Древней Церкви не было особой разницы между словом «епископ» и словом «пресвитер» — они были словами-синонимами. Было еще и служение дьяконское. Епископ или священник — это человек, которому в те первые века поручалось устроение Церкви Христовой, а уже во времена жизни святого Николая — конец 3-его, начало 4-ого века — становятся епископами люди, которые чувствуют призыв Божий в своей жизни, и как говорил апостол Павел, что лучше не жениться, имея в виду, чтобы была возможность всецело посвятить жизнь Господу.

Святитель Николай Чудотворец стремился к уединенной, праведной жизни и для соблюдения заповедей божьих хотел избрать путь монашества. Но 3-4 века — это самое начало монашества, оно было совсем не таким, каким мы видим его сейчас. Оно было совершенно не устроено. Люди уходили и становились монахами в пустынных местах и там жили самостоятельно, в одиночку или не вместе, и еще не было никаких уставов жизни монахов. Это была личная инициатива самого человека. И такое желание было и у святителя Николая. Но Господь не благословил ему такую жизнь и напротив ему было видение во сне, в котором говорилось, что святой Николай призывается на служение людям, среди людей, среди мира. И вот святитель Николай чудотворец становится епископом и устроителем Церкви.

Хотелось бы сказать о епископском служении в Церкви в общем, почему оно очень важно. Вспоминаются слова древних, что где нет епископов — там нет и Церкви. Что такое епископ, священник, дьякон сегодня. Епископ теперь — это важная функция в Церкви, он собиратель Церкви, он представляет-предстоит перед престолом божьим. Епископ вокруг себя Церковь собирает. Где нет епископа — там Церкви быть вообще не может — это может быть все что угодно, но не Церковь. Епископ свое рукоположение получает через преемство, то есть через епископов предыдущих поколений. И это преемственность епископского рукоположения должна быть не прерываемой, восходящей к апостолу.

Епископ во время Божественной Литургии являет нам Христа. Нам важно именно это понимание. Вы знаете, что епископ и священник во время богослужения находятся в алтаре в особом облачении, без которого они не имеют права совершать какое-либо Таинство. И это не случайно, это не украшение человека, а это подчеркивание того, что человек-священник, человек-епископ, как обычный человек, нуждается в милости божьей, помощи божьей, в вразумлении божьем. Он такой же человек, единственное, что он еще выполняет какие-то административные функции в Церкви. Но когда он одевается в священнические облачения, то каждый раз когда он стоит лицом к алтарю — он такой же молящийся с нами человек. Он человек обращающийся ко Господу. Но всякий раз, когда епископ или священник, поворачивается лицом к людям с благословением «Мир всем», всякий раз когда совершает Таинство Крещения, Миропомазания, Венчания, Исповеди, Причастия — то мы знаем, что например причащаемся мы не потому, что священник это дал, а потому что все что совершается здесь дается Богом или Христом. Итак функция епископа, священника — собрать Церковь. И Церковь может только тогда называться Церковью, когда как мы сказали есть епископ и когда Церковь совершает Евхаристию.

Когда Церковь совершает Таинство Тела и Крови Христовой. И когда это совершается мы с вами во время Божественной Литургии, переживаем момент перенесения Даров от Жертвенника на Престол с пением Херувимской Песни «..иже херувимы тайно образующе». Что происходит в этот момент? Священник в эту минуту молящийся к Богу, и просящему, чтобы Бог его, человека недостойного, грешного, человека с нечистой совестью, коснулся и сделал его способным совершить, то что совершил когда-то Христос.

Не священник что-то своей властью и силой нечто совершает, а он как смиренный раб принимает на себя это служение. Хлеб и вино, которое приносится здесь на жертвенник руками священника — это тот самый хлеб и то самое вино, которое мы отдаем Христу сегодня, но приносит его Богу именно Христос.

Вы помните из Евангельского чтения о Тайной Вечери, когда Христос взял хлеб преломил, благословил, освятил, подал своим ученикам со словами: «примите, сие есть Тело Мое», и когда он взял чашу с вином и подал своим ученикам со словами «сие есть Кровь Моя». Христос воскрес, он созидает свою Церковь, апостолы получают дар Духа Святого, Церковь созидается. Но Церковь созидается в Теле Христовом.

Церковь — это не общество людей только лишь определенное каким-то законом или священноначалием. Но Церковь — это Тело Христово, а верующие — члены Церкви. Человек членом Церкви Христовой становится в момент Крещения, но когда человека крестили в нем нет еще жизни Христовой. Эта жизнь ему только преподается. Но если эту жизнь не питать, не заботиться о ней, то скорее всего такая жизнь прекратит свое существование. После Крещения человек причащается Тела и Крови Христа, участвуя в той самой Тайной Вечери, которую совершил Господь. И Божественная Литургия вводит нас в ту самую Тайную Вечерю, на которой Господь подал Хлеб и Вино с благословением и освящением человека для приобщения в Своей Жизни.

Епископ возглавляет и приводит Церковь, нас с вами, членов Церкви в единение и участие в Евхаристии. И через него Господь дает все. Благословение же епископа возлагается на каждом престоле в храме, через антиминс. Священник открывает антиминс и получает благословение епископа на совершение Евхаристии. Таким образом священник совершает Божественную Литургию законно.

Хочу пожелать вам в Причастии единения со Христом. Без Причастия жизнь христианская обессмысливается, можно много молиться, поститься, исполнять Заповеди — но как раз все это вместе должно приводит к исполнению Христовой Жизни. Чтобы жизнь Христова «жительствовала в нас». Чтобы жизнь Христова освещала нас и таким образом спасала и воскрешала ее.