Без имени Евфросинии Полоцкой невозможно представит себе духовную жизнь и культуру, Беларуси, Православную Церковь Княжна, игуменья, выдающаяся просветительница, про которую «Житие Евфросинии Полоцкой» говорит, что она небопарный орел, попаривши от Запада и до Востока, яко луна солнечная, просветивши всю землю Полоцкую». Евфросиния оставила о себе глубокую память в душе народа.
Славной подвижнице, одной из образованнейших людей того времени, довелось жить в величайшую эпоху домонгольской Руси XII века. Это был период, когда население древнерусского государства приняло православие и утверждало его не только в себе, но и в памятниках архитектуры, литературы, искусства. В основных центрах Древней Руси – Киеве, Новгороде, Полоцке – поднимались величественные храмы Святой Софии, уже свои названием и размерами указывающие на горделивое состязание не только друг с другом, но и со знаменитой Софией Константинопольской. Стены храмов расписывались библейскими сюжетами. В монастырях создавались скиптории, где переводились с греческого языка и переписывались книги. В Киеве и других городах возникают ювелирные мастерские, в них отливались и выковывались из золота, серебра и бронзы замечательные изделия, изготавливались украшения с тончайшими эмалиями, жемчугами и драгоценными камнями.
Полоцк того времени с его храмами и монастырями, с епископской кафедрой, был крупным центром образования и книжного дела. Никоновская летопись сообщает, что полоцкий князь Изяслав (умер в 1001 г) «прилежа почитанию книг». В Полоцке велось летописание, где современники описывали события, свидетелями которых они были.
Именно здесь около 1101 г. родилась Предслава, получившая в дальнейшем имя Евфросинии Полоцкой. Она была дочерью полоцкого князя Георгия, внучкой Владимира Мономаха. С детства Предслава приобрела любовь к книге. Грамоте ее обучали монахи. «Житие» сообщает о ее больших способностях и стремлению к знаниям. К тому же, в княжеском доме была большая библиотека, где преобладали книги религиозного характера, но была и светская литература.
В двенадцать лет родители решили выдать ее замуж. Но Предслава выбрала себе другой путь. Узнав о намерении отца, она сказала себе «Если выйду замуж, то от печали этого мира нельзя будет избавиться».
Ее кумиром была Евфросиния Александрийская, жившая в V веке. «Тот, кто не сжигает себя, не будет озарен Богом». Эти слова святой запали в душу юной полочанки. «Что содеяли роды, бывшие прежде нас? – спрашивала она себя – Женились и выходили замуж, но не вечно жили. Жизнь их прошла и погибла слава, словно прах, хуже паутины. Но древние жены, взяв мужскую крепость, пошли следом за Христом и предали тела свои ранам, мечам – головы свои, а иные, хотя и не склонили шеи свои под железом, но духовным мечом отсекли от себя плотские сласти, отдали тела свои посту и бдению и коленному поклонению и возлежанию на земле – и они памятны на земле, и имена их записаны на небесах, где они вместе с ангелами Бога славят. Так повествует «Житие Евфросинии Полоцкой».
Тайно от отца и матери Предслава приходит в монастырь и принимает постриг. Каким именем наречь Предславу при постриге, сомнений не было. Только Евфросинией, что означает «радость», в честь Евфросинии Александрийской . Князь Георгий делал не одну попытку вернуть дочь к мирской жизни, плакал по ней, как по умирающей, но слезы родного батюшки не поколебали ее. Как повествует «Житие», она оставалась в монастыре в послушании к игуменьи и сестрам, превосходя их всех в посте и молитве, и бдениях ночных, собирая мысли благие свои в сердце своем, как пчела мед».
В монастыре Евфросиния полностью отдает себя образованию. В книгохранилищах отцов церкви находила она произведения римских и византийских богословов, славянских просветителей, летописи.
Прожив несколько лет в монастыре, Евфросиния поселилась в Софийском соборе, где, как пишется в «Житии», «начала книги писать своими руками». Она писала собственные поучения, молитвы, переводила произведения с греческого языка. Евфросиния учила людей любить друг друга, иметь доброе сердце, не допускать зависть, раздоры, ненависть и злые страсти. Ее письму свойственна образность, литературный талант. До наших дней дошла ее проповедь, обращенная к монахиням: « от собрала я вас, как наседка цыплят под крылья свои и с веселым сердцем забочусь о вашем спасении, и поучаю вас, надеясь увидеть духовный плод вашего труда. Уже столько слов науки Божьей сеяла я на ниве ваших сердец, но нивы эти на месте не стоят, не цветут добродетелями и совершенством. Молю вас, сестры мои, станьте чистою пшеницей Христовой и смелитесь на жерновах молитвы, смирения и чистой любви, чтобы быть душистым табаком на празднике Христа»
Большой размах распространению письменности она придала, основав в Полоцке женский, а затем и мужской монастыри, где существовали скриптории. Со скрипториев книги распространялись по всей Полоцкой земле. Школы существовали здесь и до Евфросинии, но основание ею новых монастырей, ее просветительская деятельность дали новое развитие образованию. Благодаря Евфросинии, постигать грамоту смогли многие полочане, причем, не только из богатых сословий, но и из простого народа. Программа обучения была широкой. Освоив азбуку, ученики начинали читать церковную, а затем и светскую литературу. Дети изучали не только церковнославянский, но и греческий языки. Школьными дисциплинами были и риторика, медицина, история. Ученики и обитатели монастырей получали от игуменьи Евфросинии прекрасные уроки красноречия, с наиболее способными проводились занятия по поэтике. По содержанию и формам обучения школа Евфросинии Полоцкой была одной из передовых для своего времени.
Почитатель всего прекрасного, Евфросиния стала первой в Полоцком княжестве меценаткой. По ее заказу местный зодчий Иоанн в 50 – е годы XII в. в совершенно новых архитектурных формах построил храм Спаса. Впрочем, она была не просто заказчицей, но и советчицей, помощницей, вдохновителем талантливого мастера. Церковь Спаса, или Спасо – Преображенская церковь (часто ее называют еще Спасо – Евфросиниевской церковью) стала шедевром полоцкой архитектурной школы. Этот великолепный памятник древности до сих пор удивляет своим изяществом и прочностью конструкций. Сколько веков прошло, сколько войн прошумело, а Евфросиния чудным образом бережет и сохраняет его. И даже сегодня он многое может рассказать о взглядах Преподобной, ибо во фресках храма мы видим духовно близкие ей облики.
Поддержанное Евфросинией новаторство в архитектуре мастера Иоанна начало вскоре широко распространяться не только в Полоцкой земле, но и в соседних княжествах. В конце 80 –х – начале 90- х годов XII века полоцкие зодчие возвели в Смоленске собор Архангела Михаила. Примерно в то же время полочане построили в Новгороде церковь Петра и Павла. С их участием возводились и расписывались церкви и в других землях Руси.
С именем Евфросинии Полоцкой связано и появление на Руси привезенного по ее просьбе из Византии образа Богородицы Эфесской. По мнению специалистов, этот образ является самым ранним произведением иконографического типа Одигитрии на восточнославянских землях. Это была копия одной из трех икон, по преданию написанная евангелистом Лукой (копии чудотворных икон всегда почитались не меньше оригинала). Одигитрия была установлена в келье Евфросинии. Каждый вторник ее носили по полоцким храмам, как оригинал в Константинополе. После смерти Евфросинии, в 1239 году икона была перевезена из Полоцка в Торопец. Оттуда уже в XX веке попала в Санкт – Петербург и в настоящее время хранится в Русском музее.
Евфросиния Полоцкая вошла в историю и как заказчица шедевра древнерусского искусства - креста Лазаря Богши, созданного полоцким мастером в 1161 году. Более ранних аналогов такого креста на Руси нет, а поздние в той или иной степени повторяли полоцкую святыню. При его изготовлении использовались редкие материалы: драгоценные камни, золото, серебро, эмали, основа креста была сделана из кипариса. Крест одновременно был памятником древнерусской письменности. На нем, кроме надписи, свидетельствующей о том, кто его сделал, выбит большой текст с рядом интересных сведений. К сожалению, крест, созданный рукой Лазаря Богши, при стечении ряда обстоятельств, пропал.
Уже в наши дни во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси в 1992 году было решено воссоздать крест. Воссоздание креста было поручено брестскому ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Беларуси Николаю Петровичу Кузьмичу. 24 августа 1997 года Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом была освящена копия креста Евфросинии Полоцкой, которая в настоящее время хранится в Спасо-Преображенском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.
Всю жизнь не покидала Евфросинию мысль наведать святые христианские места. В 1163 году она оставляет Полоцк и отправляется в путь. Прибыв в Константинополь, посещает храм Святой Софии, о котором столь много рассказывалось на Руси, благословляется у патриарха. Везде ее встречали, как дорогую гостью. В конце апреля 1167 года она достигла иерусалимских городских ворот. Но недолгим было ее пребывание на Святой земле. В скором времени она заболела и в мае 1167 года перешла в мир иной. Так закончился земной путь великой подвижницы и просветительницы, Преподобной Евфросинии Полоцкой. Похоронили ее в Феодосийском монастыре Святой Богородицы в Иерусалиме.
В 1187 году, когда Иерусалим был захвачен египетским султаном Салах – ад – Дином, русские монахи, покидая Палестину, вывезли и мощи Евфросинии. Они были доставлены в Киево – Печерскую лавру. В 1901 году останки Евфросинии были переправлены в Полоцк в основанный ею Спасо – Евфросиниевский монастырь.
Евфросиния Полоцкая была первой женщиной, канонизированной Русской Православной Церковью, и произошло это еще в 1547 году. А в 1984 году она была причислена к Собору белорусских Святых. День смерти Евфросинии стал в Беларуси Днем святой Евфросинии Полоцкой. Впервые он стал отмечаться в 1994 году.
Силой своего духа, своей просветительской деятельностью она возвысила не только свою родину – Полоцк, но всю Беларусь и Православную Церковь.
Александр Медельцов
(опубликовано в журнале «Медный всадник» Санкт – Петербург. №9, 2001 г)