«Главный мой принцип – это чтобы совесть была спокойна и чиста перед Богом, людьми и самим собой» — так говорит о своем служении настоятель храма святого Архангела Михаила агрогородка Лошница.
О том, как пришло решение стать священником, какие возникают трудности на этой стезе, многом другом в интервью «Адзинство» рассказал протоиерей Виктор Гулевич.
‒ Как и когда вы решили стать священником?
‒ Как-то и не думал об этом, просто ходил в храм, молился – мама была верующим человеком. Чтобы я стал священником, хотел мой дядя, и он меня постоянно к этому склонял, но я считал, что недостоин того, чтобы посвятить жизнь Богу. Но так получилось, что в выпускной решающий год, когда выбрать надо было ‒ идти или институт, или в семинарию, к нам в Гомель, где я раньше жил, прислали священника отца Вячеслава Мандрика. Мы с ним познакомились, и он дал совет: не мы будем решать, а предоставим это Богу, давай отслужим молебен с акафистом, а там как Бог даст. Батюшка отслужил молебен. Сказал: если надо поступить, значит, поступишь, а нет — прямая тебе дорога в институт. И он взялся за мою подготовку. Я поступил.
‒ Из чего состоит ваш обычный день как священника?
‒ На священнослужителя возложена большая ответственность, поэтому утро начинается с молитвы, потом просмотр почты, сообщений, ведь многие пишут. Кому-то духовный совет нужен, кому-то помощь, кто-то просит помолиться. Затем еду в храм, там полно хозяйственных вопросов. Если есть требы, то служим.
‒ Каковы основные принципы, которым вы следуете?
‒ Самый главный мой принцип – это чтобы совесть была спокойна и чиста перед Богом, людьми и самим собой. Если я сделал все правильно и честно, тогда и совесть на месте.
‒ Что вас воодушевляет?
‒ Возможность служить Богу и людям. Поначалу я как-то не совсем это осознавал, но прошли годы, пришел опыт, и я понял, что это наивысшее счастье.
‒ Как стараетесь вдохновлять прихожан на религиозном пути?
‒ В наше время слова порою до людей не доходят, поэтому только своим примером, добрым словом. Иногда приходится быть и построже, смотря какой характер у человека и какая ситуация.
‒ Какие темы и вопросы, связанные с религией, наиболее часто обсуждаются в вашей общине и как на них реагируете?
‒ Учитывая, что приход у нас сельский, то возникают вопросы больше бытового порядка – это благоукрашение храма и подготовка его к службам. Очень много вопросов, касающихся личной жизни прихожан, – конфликты с близкими, пьянство, разлад в семье. Стараюсь все эти проблемы перевести на духовную составляющую, заставить людей задуматься, что они сами лично сделали во избежание этих проблем. Чтобы человек не в ком-то видел зло, а посмотрел сам на себя.
‒ Какие есть трудности в служении сельского священника?
‒ Сельский священник – это и грузчик, и дипломат, и менеджер, и строитель. Практически все на одни плечи ложится, и от твоего участия зависит, двигается приход или стоит на месте.
‒ Где и как обретаете духовную поддержку?
‒ С Божьей помощью я был знаком с схимонахиней Манефой, ныне прославленной Манефой Гомельской. В детстве с сестрой Еленой мы часто ходили к ней домой, играли там, угощались. В то время в Гомеле жил и слепой иеромонах Михаил, который был очень прозорлив: что не скажет, все происходило, сбывалось. Долгое время моим духовником был протоиерей Валентин Мордасов, человек высокой духовной жизни. Я видел, как все они трепетно молятся, как относятся к людям. И это тоже способствовало моему дальнейшему определению в жизни.
‒ Какие моменты запомнились из общения со святой Манефой?
‒ Она жила в доме, где также жил священник Николай, человек очень строгих нравов. А так как людской поток к матушке Манефе за советом и молитвой был велик, то и ей приходилось проявлять чудеса смирения перед отцом Николаем. Святая Манефа Гомельская была добродушна ко всем ‒ и накормит, и слово доброе скажет. Входя к ней в комнату, всегда ощущал какую-то особенную тишину и спокойствие, нереальность времени и домашний уют. С сестрой Леной мы были у нее как у себя дома. Порою мама спросит: «Пойдем сегодня к матушке Манефе?» И мы с радостью соглашались.
Очень часто играли с воском, монахини, которые прислуживали Манефе, давали его нам теплым, разогретым и пахнущим медом, и мы с детской радостью делали из него маленькие фигурки. Большая любовь к людям, наверное, самое запоминающее качество матушки.
‒ Как вы помогаете людям, которые сталкиваются с личными проблемами и кризисами?
‒ Самое главное ‒ это поддержать духовно, не дать человеку пасть духом и указать то направление, в котором он сможет развиваться.
‒ Есть ли какие особые традиции в приходе, наиболее важные для вас?
‒ Основная традиция Лошницкого прихода ‒ это доброжелательность к каждому пришедшему. Особенность агрогородка в том, что местные жители нечасто посещают храм, и основные прихожане — это приезжие. На престольный праздник стараемся пригласить духовенство, чтобы придать более торжественную обстановку и расположить людей к молитве. Организовываем крестный ход и, конечно же, совместную трапезу, чаепитие. Хотелось бы, чтобы больше приходило людей на престольный праздник лошницкого храма в честь святого Архангела Михаила, ведь это мог бы быть и праздник всего агрогородка. Но я, несомненно, верю, что небесный покровитель нас оберегает и помогает. Архангел Михаил посылает приходу благочестивых людей, которые оказывают всяческую помощь. Например, наш пономарь Степан Кретов помогает служить с 6- летнего возраста. Евгений Федорович Мележко староста приходской и мой основной помощник, мастер на все руки, очень много с ним сделали и построили, человек порядочный и ответственный, полностью ему доверяю и могу на него положиться всегда. Хочу отметить флориста храма Марину Кунцевич – ни один праздник или торжество не проходит без ее участия, и, конечно же, мою сестру Елену Кирик, многие годы помогающую мне в становлении и развитии прихода.
Сайт Борисовской епархии/ А. Климкович