Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из 12 главных (двунадесятых) праздников в Православнй Церкви, посвящен воспоминанию смерти (Успения) Божией Матери и восходит к первым векам христианства, установлен в правление византийского императора Маврикия ( 582–602 гг.).
Значение этого великого торжества для верующих определен Церковным уставом — праздник имеет не четыре обычных дня попразднства (дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику), а восемь, как и у праздника Крещения Господня.
В Евангелии нет свидетельств о земной жизни Богородицы после Вознесения Спасителя. То что мы знаем о Ее последних днях сохранило церковное Предание. Об этих событиях говорили: священномученик Дионисий Ареопагит (I в.), Игнатий Богоносец (I в.), Мелитон Сардийскмй (II век), Епифаний Кипрский (IV век). О Пресвятой Богородице писал и церковный историк Никифор Каллист (ХIV в.).
При распятии Иисус Христос усыновляет Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна (Ин. 19:25-27). После Вознесения Спасителя Богородица жила в Иерусалиме около 10 лет, служа делу спасения людей. Во время гонения Ирода (Деян. 12:1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году уезжают в Ефес, в город где по жребию выпало проповедовать Евангелие апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у епископа Лазаря — того самого Лазаря из Вифании, которого воскресил Иисус Христос, а также на Святой Горе Афон.
Последние годы земной жизни Дева Мария провела в доме Иоанна Богослова на Сионской горе (сейчас там находится католический Храм Успения Пресвятой Богородицы). По Преданию, в один из дней, Архангел Гавриил известил Ее о приближающемся часе Ее ухода из мира, что должно было совершиться через три дня. Для удостоверения в истине этого извещения, Он подал Ей райскую ветвь, оставшуюся у Ней на руках, когда явление закончилось. Для Девы Марии это была весть радостная, долгожданная. Она видела, что основание и устроение Церкви на земле совершилось, и готова была к переходу в Царство Небесное с чувством спокойствия за учеников Христа.
Перед кончиной Она обещала собравшимся в доме Иоанна Богослова апостолам не оставить мира в сиротстве и подавать помощь всем, прибегающим к Ней в молитве, и завещала перенести Ее тело в Гефсиманию, туда, где провел последнюю свою ночь перед крестными страданиями Ее Сын. Там же и находилась семейная гробница, где были упокоены родители Богородицы Иоаким и Анна.
В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан. При перенесении Ее тела в Гефсиманию совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан хуливший Ее иудейский священник Афоний, получивший тут же и исцеление, после искреннего раскаяния, и присоединившийся к числу учеников.
Всего через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда. Тело Ее исчезло из гроба, остались лишь благоуханные пелены, а во время общей вечерней трапезы они вдруг увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».
Существует несколько версий, но наиболее вероятно, что прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х.
В иконографии Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизирует попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него — их присутствию на Евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой.
По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия
«...была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать»
Приведем слова святого праведного Иоанна Кронштадтского об этом празднике:
«Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а успением или, что все равно, упокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу? То, что преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, как обыкновенно умирают люди, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни и что гроб Ее, бывший для Нее дверью к Небесному Царствию, скрывает в себе много радости для христианина; из этого гроба, как и из гроба воскресшего Господа, веет и на нас небесным нетлением, или лучше сказать — этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти»