История Борисовского благочиния

Вид на центральную часть города. Фото Прокудина-Горского 1911г., www.veinik.byГород Борисов был основан в 1102 году полоцким князем Борисом Всеславичем, ревностным поборником Православия и к тому же – родным дядей преподобной Евфросинии Полоцкой. Скорее всего, уже при нем были заложены первые храмы. Но летописные сведения о них отсутствуют. История Борисовской земли  почти во все века была отмечена трагическими событиями. Через нее проходили многочисленные междуусобные и захватнические войны, город неоднократно горел и разрушался, уничтожались при этом и храмы. Поэтому вполне естественно, что мы о них ничего не знаем.

Свидетельством православной жизни на Борисовщине является Мстижское Евангелие – рукописный памятник письменности XIV века, одна из древнейших православных книг Беларуси.

Церковь Святой Троицы д.Бродавка, утеряна в годы Второй Мировой Войны, фото radzima.orgПервое наиболее достоверное упоминание о православной церкви, которая действовала в Борисове, относится к 1510 году (впрочем, есть косвенные сведения о том, что еще в начале XV века в городе было 3 церкви: Свято-Троицкая, Спасская, Николаевская). В документах этого времени упоминается священник «Спасский Борисовский», что указывает на существование в городе Спасо-Преображенской церкви. Чуть позже,  известный ученый и краевед Борисова Е. Тышкевич писал: «В инвентаре под 1680 г. читаем: Борисов имел рынок, на нем Церковь Святого Спаса».

Церковь Преображения Господня д.Велятичи, утеряна после 1922г., фото radzima.orgПо сведениям архимандрита Николая, который исследовал этот вопрос в середине XIX века, в Борисове был мужской Воскресенский монастырь, который находился вблизи города (по некоторым данным, построен в 1620-1648 гг.). Монастырь был небольшой. По крайней мере,  известно, что  в 1697 г. в нем было только 7 монахов и 1 игумен. При храме была одноименная церковь . В 1633 году Воскресенская церковь получила от польского короля Владислава IV фундуш (пожалование) на землю. В марте 1753 года монастырь вместе с храмом был отобран у православных жителей Борисова и передан в унию.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы д.Велятичи, утеряна после 1914г., фото radzima.orgИзвестен и монастырь в Велятичах, правда, когда он был основан, сведений нет. Сохранилось предание о том, что на каком-то холме в тех местах двум странствующим старцам из Киева  явился образ Божьей Матери. После этого они поселились здесь, построили каплицу, а затем и церковь, после появился монастырь. Закрыт он был на рубеже XVII – XVIII вв.

Имеются сведения,  о том, что в Борисове действовали и другие церкви, в частности, Николаевская, Михайловская. Время основания Николаевской церкви неизвестно. В середине XVII в. прекратила свое существование (вероятно, во время войны Речи Посполитой с Россией в 1654 – 1667 гг.). в дальнейшем ее деятельность не возобновлялась. Находилась близ нынешнего католического костёла. Михайловская церковь была построена в конце XVII-начале XVIII вв.  Место нахождения неизвестно. Действовала до второй половины XVIII в.

Церковь Святых апостолов Петра и Павла д.Кищина Слабада, утеряна после 1914г., фото radzima.orgВ 1596 году  на соборе в Бресте была провозглашена уния православной церкви с католической. Язык литургии, молитвы, обряды, облик храмов – все это долгое время оставалось неизменным. Простой народ, принимая унию, слабо понимали изменения – переход под опекунство Ватикана. Но в то же время известно немало фактов сопротивления населения униатству, когда они видели, что  в их местах все меньше и меньше остается храмов православных. В 90-х годах XVII века в Борисове православные имели только одну церковь. А с 1753 года, после перехода настоятеля Борисовского Воскресенского монастыря с прихожанами в унию, по 1794 год на Борисовщине не существовало ни одного православного прихода.

После второго раздела Речи Посполитой (1793 г.)  и включения белорусских земель в состав Российской империи царское правительство содействовало возвращению местных жителей в Православие. Бывший униатский Воскресенский собор, Спасо-Преображенская церковь были переданы православным. В городских окрестностях перешли в Православие еще несколько  униатских приходов общей численностью  около 6000 человек. С того времени Борисов стал центром благочиния, который объединял 12 церквей.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы д.Ратутичи, утеряна после 1914г., фото radzima.orgТяжелым временем для Борисовского благочиния стал 1812 год и  нашествие наполеоновской  армии. Православные церкви и их приходы были сильно опустошены. Полностью сгорели и больше не отстраивались Троицкая и Михайловская церкви.

«Борисовская соборная Воскресенская однопрестольная церковь, - говорится в одном из документов послевоенного времени, была занята неприятелем под лазарет, пол, двери, окошки выломаны, престол сожжен, а потому и священнослужение в ней не совершается…».

Такое же положение было и в Спасо-Преображенской церкви. Количество православных прихожан в Борисове в результате событий 1812 года уменьшилось вдвое,  из трёх городских приходов остался один. На территории сегодняшнего Борисовского района во время войны 1812 года сгорели церкви в Ратутичах, Бытче, Лошнице и Рогатке, опустошены церкви в Неманице, Сморках (Зоричах), Оздятичах.

Свято-Троицкая Церковь д.Бытча. Фото Прокудина-Горского 1911г., www.veinik.byПосле войны работами по обновлению Воскресенского собора руководил протоиерей Петр Боричевский. В Спасской же церкви 1813 г. священника не было. Возможно, он погиб во время нахождения в Борисове французских войск. При ремонте собора было выявлено, что его состояние неудовлетворительное. Поэтому в скором времени его разобрали. В 1815 году Спасо-Преображенская церковь, которая размещалась на городской площади недалеко от собора была переосвящена во имя Воскресения Господня и стала кафедральным храмом. Таким образом, два древних прихода в Борисове сократились до одного.

В 1833 году на деньги, которые были выделены из казны, был возведен новый деревянный собор, однако в 1865 году он сгорел. Новое кирпичное здание Воскресенского собора было возведено в 1874 году. Оно сохранилось до наших дней. При соборе в июне 1863 года было утверждено православное братство.

В разные времена в городе существовали также Георгиевская и Николаевская церкви. В середине XIX века происходят существенные изменения в архитектурном облике православных храмов. Были возведены церкви в Бродовке, Кищиной Слободе, Забашевичах и реконструированы церкви в Гливине, Зембине, Корсаковичах. В начале XX века на территории современного Борисовского района существовало 19 православных приходов, был один собор, 63 церкви и много каплиц.

Свято–ИульевскаяВ Борисове до событий 1917 года, кроме Свято-Воскресенского собора и бывшей Свято-Андреевской церкви, имелись также Свято-Иулиевская церковь, Свято-Ильинская церковь, военная церковь, каплица на кладбище в Борке.

Свято-Иулиевская церковь была построена в 1896 г. Находилась она на проспекте  графа Трубецкого (сегодня проспект Революции), недалеко от железнодорожного вокзала. Конкретную дату строительства церкви Андрея Юродивого выявить трудно. По архивным данным, церковь была построена в 1860-1870-х годах, по некоторым мнениям,  во второй половине XVIII века. На протяжении девяти лет (1865 – 1874 гг.)  она заменяла собой бывший кафедральный собор. За это время была подготовлена и утверждена смета на возведение в городе каменного собора. Первый раз Свято-Андреевская  церковь была закрыта в 1938 году. Её настоятель Иоанн Мацкевич и его предшественник однофамилец Николай Мацкевич были расстреляны. Одновременно были расстреляны 8 клириков церкви. В 1961 году церковь была снова закрыта, передана горпродторгу под склад. В 1998 году здание церкви было передано старообрядческой общине и сейчас используется как храм.

Свято–ИульевскаяО военной церкви сведений мало. Из  журнала четвёртого Борисовского земского собрания (ноябрь–декабрь 1914) следует, что на нем было принято  решение об открытии в Ново-Борисове братской могилы для жертв военных действий и выделении денег на постройку православной каплицы. Скорее всего, она была построена не позднее 1915–1916 годов. Дальнейшие события в связи с отношением власти к религии сделали время военной церкви (или каплицы) очень коротким, скорее всего, она была разрушена.

К началу XX века на Борисовщине было около 30 храмов, но в 20–30-е годы, и в послевоенное время, почти все они были разрушены, либо закрыты. До 1990 года действовало только два храма – Свято-Воскресенский кафедральный собор в г. Борисове (1874) и храм Успения Пресвятой Богородицы в д. Зоричи (1842).

С конца 80-х годов XX века началось возрождение церковной жизни на Борисовщине. В настоящее время в Борисовском благочинии действует 27 приходов, из них 8 в г. Борисове и 19 – в Борисовском районе,  а также  женский монастырь святой  блаженной  Ксении Петербургской в д. Барань. Кроме этого, в ряде населенных пунктов имеются часовни и молитвенные комнаты.

В 2014 году завершилась реставрация Свято-Воскресенского кафедрального собора и храма Святого Архангела Михаила в агрогородке  Зембин.

Распоряжением епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина в июне 2015 года в целях совершенствования церковно-приходской жизни и для улучшения административного и пастырского оформления приходов Борисовский церковный округ разделен на два благочиния: 1-е и 2-е Борисовские благочиния.

Благочинным Первого Борисовского благочиния назначен настоятель прихода храма Рождества Христова протоиерей Александр Вербило.

Благочинным Второго Борисовского благочиния назначен настоятель прихода храма Димитрия Донского протоиерей Сергий Башкиров.

В состав Первого Борисовского благочиния включен женский монастырь в честь святой блаженной Ксении Петербургской д. Барань, а также следующие приходы Борисовского района:

  1. Приход кафедрального собора Воскресения Христова г. Борисова
  2. Приход храма Рождества Христова г. Борисова
  3. Приход храма Святой Живоначальной Троицы г. Борисова
  4. Приход храма святого равноапостольного князя Владимира г. Борисова
  5. Приход храма Преображения Господня аг. Велятичи
  6. Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Житьково
  7. Приход храма святителя Николая Чудотворца д. Зачистье (приписной)
  8. Приход храма Успения Пресвятой Богородицы д. Зоричи
  9. Приход храма Архангела Михаила аг. Лошница
  10. Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Оздятичи
  11. Приход храма святых Царственных страстотерпцев (приписной) д. Юзефово
  12. Приход храма святого праведного Иоанна Кронштадтского д. Новосады

В состав Второго Борисовского благочиния включены следующие приходы:

  1. Приход храма Димитрия Донского г. Борисова
  2. Приход храма святого великомученика Георгия Победоносца г. Борисова
  3. Приход храма святых благоверных князей Бориса и Глеба г. Борисова
  4. Приход храма святителя Николая Чудотворца д. Большая Ухолода
  5. Приход храма Святой Живоначальной Троицы д. Бытча
  6. Приход храма святого праведного Иоанна Кронштадтского (приписной) д. Ганцевичи
  7. Приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» д. Гора
  8. Приход храма святых бессребреников Космы и Дамиана д. Дроздино
  9. Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы аг.Забашевичи
  10. Приход храма Воздвижения Креста д. Загорье
  11. Приход храма святого Архангела Михаила (приписной) д. Замошье
  12. Приход храма святого Архангела Михаила аг. Зембин
  13. Приход храма Рождества Иоанна Предтечи д. Любча
  14. Приход храма святителя Николая Чудотворца д. Ляховка

Читать подробнее о храмах древнего Борисова

Александр Медельцов

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения