Борисов - историческая справка

Борисов – один из древнейших белорусских городов. Он был основан в 1102 году полоцким князем Борисом Всеславичем на левом берегу реки Березины назван его именем. Вскоре он становится крепостью Полоцкого княжества. Его историческое предназначение – дозор – отразилось в городском гербе, данном ему в 1792 году: две сторожевые башни с открытыми между ними воротами, что символизировало стойкость, неприступность и открытый путь для добрососедства и торговли.

Благодаря своему географическому положению, уже к середине XIII века Борисов входит в число известных торгово-ремесленных центров. В конце столетия - город в составе Великого княжества Литовского, с 1569 года, после подписания Люблинской Унии, вплоть до конца XVIII века находился в пределах Речи Посполитой, затем с 1793 г. Борисов – уездный город Российской империи.

В войнах и междоусобной борьбе Борисовская земля неоднократно становилась полем боя, крепость и поселения опустошались и сжигались. Так было во времена походов Литовского князя Витовта на Оршу и Витебск, на Смоленск и Псков в 1395-1425 годах. Так было и в 1430-1431 годах, когда велась борьба за великокняжескую власть между Ягайло, Свидригайло и Сигизмундом. Особенно сильно Борисов пострадал в войнах Великого княжества Литовского и России в 1507 г, 1514 г., 1519 г. и в 1534 г.

В 1563 г. Борисов получил «магдебургское право», т.е. право на самоуправление, город стал центром староства, входил в Оршанский уезд Виленского воеводства.

С 1569 года после подписания Люблинской Унии Борисов вплоть до второй половины ХVШ века находился в составе Речи Посполитой. Этот период примечателен процессом насильственного ополячивания православного населения Борисовщины. Вводилось униатство. Во многих местах Борисовского уезда население выступало против насильственного ополячивания, препятствовало строительству костелов и униатских церквей. В начале ХVШ века Борисов стал свидетелем событий Северной войны между Россией и Швецией. Под Борисовом через Березину была осуществлена переправа войска короля Карла XII.

После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Борисов становится уездным городом.

На протяжении многих веков борисовские земли переходили от одного хозяина к другому. Это был и виленский воевода Ян Глебович, князья Казановские, Служковы, Огинские, Радзивиллы, и наконец, великие князья из дома Романовых.

Глубокий след в истории города оставила Отечественная война 1812 года. Здесь в 15 км северо-западнее Борисова на реке Березине у деревни Студенка была разгромлена армия Наполеона. На месте переправы, на правом и левом берегах Березины, установлены памятники русским и французским воинам. В самом городе со времен Отечественной войны сохранились остатки артиллерийской батареи русских войск.

Наиболее значительные события в экономической, социальной и политической жизни Борисовщины начались с середины XIX века. 60-е годы ХIХ века в Беларуси ознаменовались усилением революционного движения. В 1863 году началось восстание под руководством К. Калиновского. В этот период крестьянскими волнениями в Борисовском уезде руководил борисовчанин Антон Трусов. Его именем сейчас названа одна из новых улиц города.

Большим событием для города стало строительство через Борисов Московско-Брестской железной дороги. 16 ноября 1871 года курсировали уже первые локомотивы. На правобережье Березины около железнодорожного вокзала возник поселок Ново-Борисов, который в 1900 году соединился с Борисовом длинным деревянным мостом. Со строительством железной дороги стала быстро развиваться промышленность особенно в Ново-Борисове. Среди наиболее крупных предприятий были спичечные фабрики «Виктория» и «Березина», бумажная фабрика «Папирус», стекольный завод, несколько лесопильных заводов, пивоваренные заводы, табачная фабрика, судостроительная верфь. Образцы продукции стекольного завода, фабрики «Папирус» и спичечной фабрики выставлялись на международных ярмарках и были удостоены наград.

Хорошая слава шла о борисовских пароходах. Еще в начале XIX века была построена Березинская водная система, которая соединила Днепр и Западную Двину, связала бассейны Черного и Балтийского морей. Город становится крупным речным портом, центром судостроения в Минской губернии и занимает значительное место в торговых связях с городами Прибалтики и Украины. В Беларуси только здесь в конце ХIХ века строили паровые суда. В 1892-1896 годах со стапелей верфи было спущено на Березину 14 речных пароходов, которые поставлялись даже в Кременчуг.

От железнодорожной станции Борисов через лес по правую сторону реки прорубили тракт в город, выложили булыжником и назвали проспектом князя Трубецкого (имени минского губернатора) сейчас это главный проспект города – проспект Революции. Постройки были вначале деревянными, но в начале XX века стали уже строится и кирпичные дома.

В ноябре 1917 года в Борисове была установлена Советская власть. С февраля 1918 года город был оккупирован германскими, а в 1919-1920 гг. – польскими войсками. О событиях этих лет напоминает памятник Серго Орджоникидзе, который проводил на улицах занятого белополяками города военную разведку.

После освобождения города и района начался период восстановления, реконструкции промышленности и сельского хозяйства. В 30 – 40 -е годы в Борисове было построено ряд новых предприятий. В 1934 г. на бывшем лесозаводе стали выпускать музыкальные инструменты. На базе деревообрабатывающих заводов вырос комбинат «Коминтерн». Хлебозавод и мясокомбинат, заводы «Красный металлист» и «Пролетарский молот», канифольный завод (ныне ОАО «Лесохимик») - также детища тех лет.

Однако мирная жизнь длилась недолго. Началась Великая Отечественная война. Борисов был оккупирован фашистами. За время войны погибло 33 тысячи борисовчан. Но, несмотря на жестокий террор, город не покорился врагу. В городе действовало 17 подпольных групп, в лесах Борисовского района вели мужественную борьбу с врагом партизаны.

1 июля 1944 г. войска 3-го Белорусского фронта под командованием генерала армии И.Д.Черняховского освободили г. Борисов. За мужество и героизм , проявленные борисовчанами в годы войны г. Борисов был награжден орденом Отечественной войны 1 степени (1985 г.)

К началу 50 –х годов в городе и на районе было в основном восстановлено разрушенное народное хозяйство. В последующие годы Борисов значительно изменился. Город отстроился и похорошел. Были построены новые промышленные предприятия, школы, учреждения здравоохранения и культуры. И сегодня Борисов – крупнейший индустриальный центр с численностью населения более 150 тысяч человек, а вместе с населением численность населения Борисовщины составляет около 200 тысяч человек.

Александр Медельцов

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения