Епископ Борисовский Вениамин: Торжество Православия

В этот день Церковь установила празднование Торжества Православия. Это историческое событие имело место в восьмом веке, когда во множестве появились неправильные суждения об иконах Господа, Матери Божьей, святых угодников. В это время возникла иконоборческая ересь, люди, которые следовали этой ереси считали, что нельзя поклоняться образам, нельзя писать иконы, и они по заблуждению не правильно толковали ветхозаветные слово «не сотвори себе кумира». Иконы не являются «кумирами», это изображения Божественных Лиц, где они изображаются лишь символически, настолько насколько это необходимо, чтобы люди взирая на иконы могли представлять себя перед Лицом Всеведующего Бога и возносить свою усердную молитву.

Подобно тому, как мать, находящаяся в разлуке с сыном, с любовью целует его фотографию, так и мы православные христиане чтим иконы, как дорогие и близкие нашему сердцу божественные образы. Но мы, конечно же, не считаем икону божеством. Бог один — один в трех Лицах.

Мы чтим святых угодников Божьих, которые уподобились Творцу, через стяжание добродетели, через жизнь Евангельскую, и во многом они уподобились Господу нашему Иисусу Христу. И когда мы читаем жития святых мы находим этому много подтверждений. Как и Сам Господь говорил, что те кто уверуют, сотворят такие же знамения, как и сам Господь, и больше.

Когда началось иконоборческое гонение на Православие, христианам пришлось претерпеть много скорбей, вплоть до смерти. Но тем не менее прошло некоторое время и Православие вновь утвердилась. На VII-ом Вселенском соборе было окончательно утверждено, что в соответствии с правильной верой необходимо почитать и иконы на которых изображаются Господь, Матерь Божия и угодники Божьи. И постановили от того времени совершать Торжество Православия — особый молитвенный чин, который имел место после Божественной Литургии, и на котором провозглашалась слава и милость от Бога тем людям, которые следуют правильной вере, возглашалась вечная память людям, которые уже почили, предстали перед престолом Божьим и возглашалсь анафема тем людям, которые, по сути, через свою неправильную веру и жизнь отпадали от Церкви Божией, а значит подвергали себя вечному проклятию.

В наше время так же совершается этот чин, только в нем опускаются анафеманствования, потому что, к сожалению, в наше время, и даже люди, которые называют себя православными не совсем хорошо понимают веру, не знают догматы. А при анафеманствовании излагаются моменты, которые не каждый нынешний православный христианин хорошо знает и понимает. Например, если спросить у крещеного, но не посещающего церковь человека, что означает наша вера во Святую Единосущную и Нераздельную Троицу, можно услышать самые различные ответы, которые свидетельствуют о незнании и непонимании сути.

Этот древний чин анафеманствовал всех, которые неправильно понимают, неправильно верят, а значит пребывают в опасности. Пусть каждый из нас задумается о том, как мы верим, потому что без правильной веры невозможно спастись. Чтобы каждый в меру сил изучал Закон Божий, Катехизис, творения святых Отцов, чтобы нам правильно понимать учение Церкви. И тогда милость Божия пребудет с каждым и Господь будет помогать и руководить на жизненном пути.

Сегодня, когда мы творим Торжество Православия, можно вспомнить времена восьмидесятилетней летней давности, и тогда возникнет вопрос — какое же сейчас Торжество Православия? По переписи, православных около восьмидесяти процентов от всех верующих, но многие ли ходят в храм? В нашем городе, в котором проживает около ста пятидесяти тысяч человек, в воскресные и праздничные дни, даже при самых наполненных храмах, едва ли наберется две-три тысячи! Это один-два процента. Одна пятидесятая часть. Где же остальные? Тогда какое сейчас Торжество Православия? Но оно было, есть и будет, потому что вера правильная всегда торжествует. И сегодня мы слышали в апостольских чтениях, что люди, которые следовали правильной вере, претерпевали различные скорби, гонения и искушения, мучения, распятие, побиение камнями, но и тут было Торжество православной веры, потому что через их страдания и мучения являлась великая сила Божия, что немощные люди переносили такие страдания, испытания и оставались верны своему Создателю.

Порой даже Торжество православной веры являлось после их смерти в чудесах от чесных останков мучеников. В наше время много прославленных новомучеников и исповедников, во время недавних великих гонений, многие члены и чада Церкви просияли как святые. И сегодня мы прославляем многих угодников Божиих — преподобного Амфилохия Почаевского, преподобного Кукшу Одесского, исповедника Афанасия (Сахарова) и многих других угодников Божиих. Они совсем недавно жили, но они уже святы — причислен к лику святых. И видим, что Торжество Православия совершилось и на тех людях, которые еще не прославлены в лике святых, но которые шли путем веры православной, претерпели много искушений и остались верны Христу. Можно вспомнить имена таких подвижников благочестия, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Николай (Гурьянов), схиархимандрит Митрофан из Жировического монастыря и других подвижников благочестия, ведь их жизнь была не проста. Ведь закрывали православные храмы, хотели сделать нашу страну первой атеистической республикой в бывшем Советском Союзе. Ничего не вышло, потому что немногие, но хранили святую православную веру, хранили твердо и в тайне, но с глубоким упованием на Господа.

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, просить, чтобы Господь укреплял веру православную, чтобы мы свидетельствовали о православной вере своими делами и чтобы люди, видя наши добрые дела, становились на путь веры. Будем поступать так, как учит нас Мать-Церковь, как желает Отец Небесный, не будем смущаться, будем слушать голос совести, сердца и тогда Торжество Православия явится в отечестве нашем, а перед этим оно явятся на каждом из нас на семьях, ближних наших и во всем Мире!

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения