Дорогие о Господе, борисовчане!
Ныне — празднество необычного, девственного Рождения, — и невозможно в полноте проникнуть в глубину тайны и охватить её человеческим разумом.
Предвечное и неограниченное и всемогущее Слово, как бесприютный, бескровный, бездомный в вертепе ныне рождается по Плоти. И как Младенец в яслях полагается, и зрится очами, и руками осязается, и обвязывается пеленами, Рождается не нарушив, но сохранив ненарушенным знамение девственности Матери, родившись безболезненно, как и зачато Преипостасное Слово было бесстрастно.
Ныне небо и земля пользуются равной частью. Небесное как бы смиряется и умаляется, а сущее внизу на земле, как бы возвышается в некотором соревновании С небесным.
Есть некое небо небес, однако нет ничего, что было бы чудеснее и почётнее вертепа, и яслей, и младенческих пелёнок; потому что из всего, от века сотворённого Богом, нет ничего, что было бы общеполезнее или божественнее Рождества Христова, которое мы сегодня празднуем.
По причине Родившегося сегодня, Вифлеемские пастухи вместе с Ангелами составляют общий хор, один и тот же воспевают похвальный гимн и общую начинают песнь. Пастыри были озарены светом Ангелов и оказались в среде небесного воинства и научаются от Ангелов небесному гимну, лучше же сказать, вместе небесному и земному. Совместно они вещают: «Слава в вышних Богу, и на земле мир» (Лк. 2:14), потому что Обитающий в вышних и Держащий небесные высоты ныне землю имеет Своим престолом и славится на ней в равной мере, как там, на небе, славится святыми и Ангелами Его.
Но что за причина этого общего славословия Ангелов и людей, и что это за многохвалебная и до такой степени радостная для пастырей и всех людей благая весть? «Я возвещаю вам, — говорит Ангел пастырям, — великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2:10). Итак, что это и какая эта всемирная радость, возвещаемая евангельским гимном, говорящим: «Мир, в человеках благоволение» ? Бог, Который разгневался на человеческий род за грехи и подверг его страшным проклятиям, ныне пришел во плоти, желая Свой мир даровать ему и примирить его с Высочайшим Отцом. Потому и Ангел возвещает пастырям: «Родился и ныне на земле бывает видим Тот, Кого на небесах мы воспеваем; родился не нам, Ангелам, но вам, людям, т.е. — ради вас, а также и в вашем естестве родился Спаситель, — «Мир — говорит Ангел,— в человеках благоволение».
Каким же образом в человеках грешниках благоволение Божие? Здесь открывается нам неизреченное человеколюбие Бога и Спасителя нашего. Благоволение Бога Отца вечно почивает в Единородном возлюбленном Сыне Его, как Сам Отец Небесный глаголет: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. 17:5). Чтобы обратить сие благоволение Божие и на человеков, Сын Божий Сам воплощается и делается человеком. Естество человеческое соединяет на всю вечность со Своим Божеством. Послушанием Своим Богу заглаждает преслушание человеков; беспредельным смирением Своим изглаждает их гордость; Божественными заслугами страданий и смерти Своей избавляет их от гнева Божия за грехи их. Воплощенный Сын Божий делается главою человеков, ходатаем за них, примирителем их с Богом, братом их (Евр. 2: 11-12), другом их (Ин. 15: 14-15), и ради Его всесильного ходатайства, ради Его Божественных заслуг, Отец Небесный отверзает всем человекам вход в Царствие Свое; кающихся грешников и всех истинно верующих в Сына Его приемлет в отеческие объятия, прощает им грехи их; они уже не чада гнева, но чада любви и благодати Его; вместо гнева обращает на них благоволение Свое. И сию-то тайну спасения нашего святые ангелы, созерцая чистыми очами своими, воспевают радостную и хвалебную Богу песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Такой мир сохраним в нашем обществе, насколько это в наших силах, потому что его мы восприняли как наследие от родившегося ныне Спасителя нашего и Дарователя нам Духа усыновления, благодаря чему мы воистину стали наследниками Богу, сонаследниками же Христу (см. Рим. 8:17).
Будем в мире с Богом, делая угодное Ему, целомудрствуя, истинствуя, делая правду, пребывая в молитве и молении (Деян. 1:14), поя и воспевая в сердцах наших (Еф. 5:19), а не только губами. Будем в мире с самими собою, покоряя плоть духу и избирая образ жизни по совести и имея внутренний мир благоустроенным и благоговейным, потому что таким образом мы погасим пребывающий в нас самих внутренний раздор. Будем в мире и друг с другом, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас (Кол. 3:13), и проявляя милосердие друг к другу, вытекающее из взаимной любви; как и Сын Божий только по любви к нам помиловал нас и ради нас сошел на землю.
Потому что, таким образом, Его помощью и благодатью вызванные от греховного падения и поднявшись высоко путем добродетелей, будем иметь жительство на небесах (Флп. 3:20), на основании чего мы с надеждой ожидаем освобождения от тления (см. Рим. 8:21) и наслаждения небесными и вечными благами, как чада Небесного Отца, что да будет всем дарована в будущем во славе Пришествия и явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава во веки. Аминь.
Божие благословение да сопутствует Вам в Новом году!
Вениамин,
епископ Борисовский,
викарий Минской епархии