«...Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Иакова 4:6; 1 Петра 5:5
Насколько приятно Богу смирение в человеке, настолько неприятен Ему порок, противоположный смирению, — гордость, особая душевная болезнь человечества.
Гордость — это корень греха, оторвавший людей от Бога и погрузивший мир в беды и страдания и породивший безумие безбожия.
Как пишет прп. Антоний Великий: «Все грехи мерзки пред Богом, но всех мерзостнее — гордость сердца».
У каждого из нас есть какие-нибудь недостатки. Мы бесконечно виноваты не только перед Богом, но и друг перед другом....
Если человек начинает жить в состоянии гордости, то он свои способности и добродетели начинает приписывать себе. Он начинает думать, что Бог ему не нужен, что он своими силами может устроить свою жизнь и может приобрести все для него нужное. Гордость является крайней формой самоуверенности, это вражда к Богу.
Если ты гордый, Бог не помогает тебе, Он противиться тебе, Он препятствует тебе.
Сущность гордости — замкнутость для Бога и отчужденность от ближнего.
Ап. Павел дает такой совет:
«Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил... не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе...» (Рим. 12 гл.). «Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно» (2 Кор. 10 гл.).
Можем ли мы представить себе Христа, чем-либо гордящимся?
Гордимся ли мы своим положением в обществе?
— Христос не гордился. О Нем говорили «не плотников ли Он сын?».
Богатством? — Христос «не имел, где голову приклонить»...
Популярностью? — «Приходит ли что доброе из Назарета?»
Своей внешностью? — «Не было в Нем ни вида, ни величия...»
Своей репутацией? -"Он друг мытарей и грешников«.
Своим образованием? — «Как Он знает Писания не учившись?»
Превосходством? — «Он был презрен и умален пред людьми...»
Успехом? — «Пришел к своим, и свои Его. не приняли».
Способностями? — «Я ничего не могу делать от Себя».
Силой воли? — «Не ищу Своей воли, но воли пославшего Меня Отца».
Красноречием? — «Как научил Меня Отец, так и говорю».
Свободой? — «Был послушен даже до смерти и смерти крестной».
По словам преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».
Человек гордый в своей жизни теряет сущность. K нему приходит тоска, внутренний мрак, одиночество, злоба, у него иссякает любовь.Он испытывает нервную и душевную боль. И как итог к нему подступает смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни. Гордый — и в этой жизни пребывает в состоянии полной изоляции.
Гордец всегда видит во всем свою собственную заслугу, а потому не трудится над собой, — не о собственном спасении он заботится, но лишь о том, чтобы все признали этого гордеца.
Как распознать в себе гордость? Вот ответ архиепископа Иакова Нижегородского :
«Чтобы познать, ощутить ее, замечай, как ты себя будешь чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд, и горд глубоко».
Если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так:
«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».
И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет». Одним из тяжелых последствий наличия гордости является «прелесть», т.е. всецелое подчинение человека внушениям лукавого духа.
Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану — тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание — еще больше оному предаюсь...». Даже падения и тяжкие грехи попускаются Господом (отнимающим в этих случаях защищающую людей благодать), лишь бы избавить людей от самого тяжелого порока — гордости.
Оптинские старцы говорили поэтому, что «лучше смиренный грешник, чем гордый праведник» (т. е. лучше быть смиренным при видимости некоторого несовершенства, чем иметь гордость при внешнем наличии добрых дел или подвигов, совершаемых по тщеславию).
Отсутствие нищеты духовной и смирения ведет к порокам самомнения и гордости. Человек переоценивает свои знания, опыт, способности и душевные качества и не считает более нужным учиться у других.
Полнота нищеты духовной нужна всем христианам и даже великим подвижникам. И в тех случаях, когда подвижники, достигшие уже полноты совершенства и имевшие дары чудотворения, теряли эту нищету духовную и в них зарождалась гордость, то с нею они теряли и осенявшую их благодать. От этого они затем иногда впадали в величайшие грехи.
Вот дельный совет архиепископа Арсения, как бороться с гордостью:
«У тебя не должно быть сознания, что ты преуспел. Трудись, борись со грехом и больше ничего, а за твои подвиги Господь даст тебе блаженное состояние духа, когда ты будешь чувствовать мир, отраду в душе, а не сознание того, что ты преуспел».
А. Соколовский.