Нести свой крест

Изображение
Image

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). В слове Спасителя крест предстает как заповедь человеку, как нравственный долг каждого, кто желает следовать за своим Господом, а именно : хочешь быть со Христом, стать Его учеником, желаешь исполнять заповеди Божий — возьми свой крест, то есть добровольно прими страдания, боль, может быть, даже позор и бесчестие, и следуй за Ним. Отвержение себя — это первый шаг на пути следования за Христом. Это подлинная цена истинного христианства. Буквально это означает отказаться от права обладания чем-либо. Это отказ даже от самой мысли, что я сам себе принадлежу

Крест в евангельском понимании — это страдание и боль, которые порождаются не зависящими от человека обстоятельствами, преодолеть которые он не в силах. «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), — говорит Господь. Взять крест — значит принять скорбные обстоятельства жизни, вытерпеть и превозмочь посланные испытания, не пасть под их бременем, не дать им раздавить себя. Это требует проявления крепости духа, терпения, мужества, способности преодолевать трудности, но особенно — смирения. Христос призывает к Себе всех: и сильных, и не очень сильных, и совсем слабых. Но когда человек обретает веру во Христа, она удивительным образом умножает его внутренние силы.

Что значит отречься от себя? Ведь в саму природу человека вложена любовь к себе. И даже Господь когда учил любви к ближнему сказал «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,39; Лк. 10, 27). Человеку действительно нужно и любить себя, и уважать. Но только правильной, настоящей любовью. Человек знает, что в нем есть образ Божий и есть то, что его искажает. И он осознает, что настолько испорчен, немощен, несовершенен, что образа Божия в нем почти не разглядеть, Подлинное человеческое «я», прекрасное и богоподобное, сокрыто и забыто; но его-то и нужно любить, уважать, его-то и нужно очистить и восстановить в цельности и красоте, а потому отвергнуться от всего дурного. Возненавидеть эгоизм, возненавидеть все суетное, закрывающее Небо и тянущее к земле.

Отвергнуться себя — значит понять, что не все, что во мне, — это я, что у меня нет выбора: посвятить жизнь тому, чтобы во мне восторжествовал, засиял, изобразился Христос или остаться с тем, что я представляю из себя сейчас. Или отвергнуться себя такого, какой я есть, — порочного, самолюбивого, страстного — или отвергнуться Христа. Мы же часто хотим быть и со Христом, и со своими пороками. Мы, обманывая себя, как бы говорим: «Завтра, Господи, я постараюсь быть таким, каким Ты хочешь меня видеть, а сегодня разреши мне еще побыть таким, какой я есть».

Любовь к себе есть постоянное, заключенное в нашей личности естественное мерило того, как мы должны относиться к другим людям. Ибо Господь сказал : «Как хочешь чтобы поступали с тобой, то поступай и с другими» (Лк.6,31).Отречься от себя значит отказаться от корня страстей — себялюбия, то есть любви к своей плоти, к своим страстям, слабостям, немощам.

Взять свой крест — значит терпеливо нести тяжелые труды лишения, скорби, исправления, несчастья. Всего того , что пошлет Господь. Всякого рода неудобства, тяготы и скорби, приходящие и извне, и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по Его предписаниям и требованиям

Взяв добровольно крест христианин мужественно самоотверженно следует за Господом. Взять крест свой и следовать за Господом — значит самосовершенствоваться в терпении и любви, возрастать в духе от силы в силу, поставив над собой и своим существованием закон — заповеди Спасителя. «Кто хочет душу свою ( жизнь свою) сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (сбережет ее)» (Мф. 16:25). Кто хочет душу свою сберечь , тот приобретет весь мир, потому что любовь к своей душе — любовь к миру. Кто хочет свою телесную жизнь со всеми её желаниями, прихотями сохранить, тот её потеряет. Тот, кто хочет сберечь душу для земного существования, погубит её для жизни бессмертной и духовной. А кто погубит её для жизни земной, телесной, временной, тот прибретет её для вечного блаженства.

Если каждый день, каждый час, каждое мгновение мы будем отрекаться от телесного ради духовного, от греховного ради христианского, этим мы губим как бы свою душу, а на самом деле губим то, что является как бы ядом, заключенным в её сущности и умервляющим человека. «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол.3:5)

Отвергнуться себя — значит отречься от своих планов, часто ограниченных и мелочных, чтобы принять Божий: это путь обращения, неизбежный в христианской жизни, который привёл апостола Павла к утверждению: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал 2, 20).

Зачастую человек сам является причиной своей трудной жизни, постигающих его неудач и несчастий. Он совершает ошибки, выбирает ложные цели, становится жертвой собственного легкомыслия, неопытности или недобрых намерений, вступает в конфликты с ближними, страдает от своей неосмотрительности и так далее. Известно изречение, что человек — враг самому себе, и ничто не является большим врагом для него, чем он сам. Надо всегда ценить и беречь свои дни жизни, своих близких, родных не растрачивать свой дух попусту ибо «дни лукавы»(Еф.5.16).

Человек состоится как личность не тогда, когда судорожно цепляется за жизнь, но когда уступает главенствующее место в ней Богу и ближнему, обретая в самоотверженном следовании заповедям Спасителя мужество и терпение, помогающие ему совладать с любым жизненным испытанием. Любая скорбь ещё более усиливается нашим неправильным отношением к ней. Если скорбь поддерживать, если жить с ней вместе, то есть огорчаться, печалиться, то она (скорбь) только усиливается, усугубляется. Всякую скорбь надо растворить и взывать к Богу, тогда и скорбь будет иметь другой характер. Есть ситуации, когда твоих человеческих земных возможностей и сил просто не хватает, и здесь единственное самое правильное решение обратиться к Богу с молитвою. Ведь действительно на всё Божья воля.

Евангелие и история Церкви определенно свидетельствуют, что Божий крест, не может оказаться непосильным, не может быть погибельным для человека, что каждому из нас непременно дается от Господа запас внутренних сил для вынесения и преодоления страдания. Спаситель ясно указывает нам путь в скорбных обстоятельствах жизни: «отвергнись себя», забудь о себе именно в самый тяжкий момент твоего переживания и уповай на Господа «.. да будет воля Твоя, но не моя».

Вглядываясь в жизнь, можно убедиться, что внутренняя ориентация на самоотверженность, жертвенность оказывается спасительной в условиях переживаемого человеком страдания. Антоний Великий из своего жизненного опыта сказал, что исполнение евангельских заповедей прежде всего научает нас собственным немощам. Именно это и является тем утешением, которое приходит к нам прежде чем мы успеем что-то либо сделать.

Жизнь Господа Иисуса Христа - это прекрасный пример подлинного отречения себя и несения своего креста. Его воплощение, жизнь, служение, смерть — во всем этом Он уничижил Себя (Фил 2:7,8) дабы мы были спасены.

А. Соколовский