Оcобенности и различия Православного вероисповедания и Католического (часть 1)

Изображение
Image

Часть 1 Часть 2

«В вопросах веры не должно быть ни уступок, ни колебаний» (св. Марк Ефесский).

Среди части христиан бытует суждение, что между православием и католицизмом практически нет расхождений и пора бы уже объединиться. Да, действительно, в самом центральном, в самом основном, что составляет сущность христианства, мы с католиками объединены, несмотря на все наши различия. Это основное — вера в святую Троицу и в Христа как Богочеловека.

Но истинное объединение возможно только в истине и при точных догматах, как их записали Вселенские Соборы и отцы Церкви. Только такой путь будет спасительным объединением во Христе, а не объединение на основе чисто человеческих амбиций. Различия наших Исповеданий можно классифицировать и перечислять по разным признакам.

Наиболе известны догматические отличия: Филиокве

Издревле в своем учении о взаимоотношениях Лиц Святой Троицы Церковь учила, что Третье Лицо Св. Троицы, Святой Дух, предвечно исходит только от Первого Лица Святой Троицы — Бога Отца. Это учение было основано на словах Христа :

«Когда же придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать о Мне». (Ин.15.26).

Эта вероучительная формула была внесена в Символ Веры на Втором Вселенском Соборе (381 г.). Затем этот Собор, а также и Третий и Четвертый Вселенские Соборы, подтвердив истинность Символа Веры, запретили делать какие-либо добавления к Никео-Цареградскому Символу Веры.

Однако, в 589 году, на местном испанском соборе в Толедо было сделано добавление к Символу Веры, согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но также и от Сына — так называемое Филиокве (Filioque). Эта прибавка была внесена в католический Символ Веры, без созыва Вселенского Собора, что противоречит всем правилам Церкви, т. к. всякое добавление к Символу Веры может быть сделано только Вселенским Собором.

Латиняне утверждают, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына», ссылаясь на учение бл. Августина «что имеет Отец, имеет и Сын». Отвечая на этот аргумент, св. Фотий говорит:

«Если Сыну принадлежит то, что принадлежит Отцу, то обязательно должно принадлежать и Святому Духу..., а если изведение Духа есть общее свойство, то оно должно принадлежать и Самому Духу, т.е. Дух должен исходить и от Самого Себя, быть и причиной, и произведением этой причины; этого не измышляли в своих мифах даже древние греки».

Далее, католики, кроме невидимого Главы, Иисуса Христа, признают еще видимого главу, Римского епископа, папу, и его, а не Вселенскую Церковь, считают непогрешимым. Православные Главой церкви считают единственно Христа.

Наиболе известны догматические отличия: Учение о главенстве римского епископа

Учение о главенстве папы возникло в IX-м веке и является главным догматом Римского исповедания. Католики утверждают, что Христос сделал ап. Петра своим наместником на земле, а преемником ап. Петра стал римский папа, который и получил от него все права и преимущества. Католики считают Папу:- Наместником Христа на Земле, Главой Вселенской Церкви, Главным Епископом всех Католиков, Учителем Веры, Интерпретатором Христианской Традиции, Непогрешимым. В отличие от папы, православный Патриарх, является первым среди равных, но не как наместник Христа на земле.

Согласно Римо-католической Церкви папская власть обеспечивает единство Вселенской Церкви, каковой она себя считает. Это единство осуществляется через общее подчинение единому главе, которое является необходимым условием принадлежности к Церкви и свидетельством о нем. Церковное единство осознается католичеством иерархически, тогда как Православная Церковь полагает его основу в единстве Тела Христова, в сакраментальной общности всех верных, объединенных не единством власти, а единством таинств, прежде всего, «Евхаристии как таинства церковного единения». Православие, начиная от апостолов, считает, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов, которые являются голосом церкви, но не как не мнение и решения одного человека. В 1870 году был установлен новый догмат о непогрешимости Римского Папы в делах церкви и вероучения, нравственности и морали.

Наиболе известны догматические отличия: Догмат о непорочном зачатии

В 11 веке был введён догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною. По православному Преданию Пресвятая Богородица была очищена от первородного греха благодатью Святого Духа, когда архангел сказал ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя» (Лк. 1; 35). Изначальное отсутствие первородного греха (непорочное зачатие) у Марии противоречило церковному учению о Христовом искуплении всех людей: ведь в таком случае Богоматерь в искуплении не нуждалась.

Наиболе известны догматические отличия: Догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии

В 1950 г. католики установили еще один новый догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Несмотря на глубочайшее почтение к Богородице, Св. Отцы отмечали, что и она согрешила до Воскресения её Сына. Св. Иоанн Златоуст упоминает о том, что во время свадьбы в Кане Галилейской, она давала Ему указания (Ин 2: 3 — 4). Но, восприняв Святого Духа во время Пятидесятницы, она смогла очиститься от всякого греха и умерла безгрешною.

Православная Церковь учит, что Первый Человек был по своей природе совершенен и безгрешен. В грехопадении его природа была «испорчена», он стал «падшим» человеком. Согласно же Западной традиции, двойственность человеческой природы существовала и у Адама, но была устранена благодаря особому сверхъестественному дару «благодатной праведности», который до грехопадения удерживал душу и тело Адама в Божественном единстве. С грехопадением Адам этого дара был лишен и пришел как бы «естественное» человеческое состояние, а природа человека не претерпела, таким образом, никаких изменений.

Соответственно этим подходам, конечное «обожение» человека, согласно восточной традиции, состоит в возвращении в то исходное совершенное состояние, которым обладал Адам до грехопадения. Согласно же западной традиции, «обожение» заключается в возвращении человеку Богом тех дополнительных сверхъестественных даров, которые придают Божественную составляющую, его извечно противоречивой природе, а возможность этого обеспечивается искупительной жертвой Христа.

По римско-католическому учению, сущность грехопадения заключается не столько в повреждении духовных и телесных сил, сколько в том, что человек оскорбил Бога, навлек на себя Его праведный гнев и лишился первобытной праведности. Благодаря искуплению, совершенному Иисусом Христом, человеку возвращается первобытная праведность, и людям для оправдания и спасения остаётся только усвоить заслуги Спасителя и воспользоваться благодатью, подаваемой в таинствах. И так как естественные силы человека сохранились почти в неповрежденном состоянии, то он может сам через веру и, в особенности, через свои добрые дела заслуживать у Бога и приобретать себе право на получение наград от Бога и вечного блаженства.

Для римо-католиков принято учение о сверхдолжных заслугах святых. Они учат, что добрые дела или заслуги Святой Девы и святых превышают количество, необходимое для их спасения, От них остаётся еще некоторое количество как бы излишних, сверхдолжных добрых дел. Этот излишек образует собой так называемую сокровищницу сверхдолжных заслуг, которая находится в полном, безусловном распоряжении папы. Кто не имеет столько своих собственных подвигов, сколько нужно для удовлетворения правды Божией за грехи его, тот может, по милости папы, воспользоваться сверхдолжными заслугами святых из церковной сокровищницы. Учение это было утверждено в 1343 г.

Однако, Библия определенно предупреждает нас, что каждый человек будет судим соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. (2 Кор. 5; 10). Грехи каждого могут быть очищены искренним покаянием, а не сверхдолжными заслугами добрых дел святых.

Таким образом, в католичестве дела превращаются в нечто само по себе ценное, в заслугу перед Богом. Спасение человек ожидает получить не по милости Божией, а как должное за свои труды. С исключительно правовой, внешней, судебной точки зрения католик смотрит и на свои отношения к Богу. Добрые дела для него не есть плод известной настроенности души, не выражение любви ко Христу (Ин. 14:15), не показатель духовно-нравственного роста человека, а просто — плата правосудию Божию. Чем больше совершит человек добрых дел, тем большую меру блаженства получит он в будущей жизни, и чем меньше у него этих дел, тем меньше права на блаженство.

Православная церковь учит, что если человеку и будет даровано вечное блаженство, то не как нечто им заслуженное, а как дар неизреченной милости Божией. Апостол Павел именно об этом и писал : «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.6:23). Именно дар, а не должное воздаяние за заслуги и подвиги.

Также неправославным является католический догмат о чистилище, где пребывают души грешников короткое или длительное время, в зависимости от количества и тяжести грехов, чтобы очиститься

В чистилище души горят в очищающем огне; когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Здесь в течение известного срока, в зависимости от важности и количества грехов, души умерших терпят разнообразные муки и этими мучениями платят за совершённые на земле, но еще не оплаченные грехи. Когда срок мучений оканчивается, когда долг правосудию Божию уплачен сполна, душа переходит из чистилища в рай. Чистилище будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в чистилище столько времени, сколько необходимо для искупления грехов. Участь души в чистилище зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен.

Однако же, Господь говорил только о вечном огне, в котором будут мучиться грешные и нераскаянные души, и о наслаждении в вечной жизни праведников и тех, кто покаялся. Нигде Господь не говорил о промежуточном состоянии, где душа должна очиститься, чтобы спастись.

В Библии нет ни одного стиха, который пусть даже косвенно, но утверждал бы, что человек может заслужить Царство Небесное. Согласно же учению католиков, Рай даруется людям за их заслуги при жизни, как нечто должное, чего человек имеет право требовать. Это учение идет вразрез с учением Христа, который сказал — «Когда исполните все, повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).

Следуя Евангелию Церковь верит, что и праведники, и грешники ожидают воскресения мертвых, и что они уже пребывают в пред-раю или пред-аду в зависимости от хороших и плохих дел, «качества» всей самой земной жизни, истинной веры в Бога, ожидая окончательного суда. Апостол Павел говорит: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11; 39-40).

Срок мучений в чистилище может быть сокращен, по учению католиков, и путем папских индульгенций. Индульгенция — это прощение грехов или уменьшение наказания, которое должен понести грешник для удовлетворения правды Божией, после того, как ему будут отпущены вина и вечное наказание за грехи по ходатайству святых. Эти индульгенции даются живым людям, и освобождают их от обязанности приносить удовлетворения, исполнять за известные грехи епитимии.

Индульгенции даются и умершим, и им сокращается срок мучения в чистилище. Индульгенции эти, по великому милосердию Божьему и по снисхождению папы, могут быть розданы даром или за какие-нибудь благочестивые подвиги — путешествие ко святым местам, за полезные общественные мероприятия, за какие-нибудь заслуги и пожертвования в пользу папы.

Продолжение следует.

Александр А. Соколовский