Cохранить человеческую жизнь?! К вопросу о смертной казни

Изображение
Image

В Конституции Беларуси (ст. 24) прописано:

«Смертная казнь до её отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда»

В ноябре 1996 г. в Республике Беларусь был проведён референдум, в число вопросов которого был включён вопрос об отмене смертной казни. Против отмены смертной казни проголосовало 80,44 % избирателей. Следствием этого является то, что и ныне ежегодно в нашей стране выносятся и исполняются смертные приговоры.

Не простой вопрос

Но и сегодня в обществе нет единодушия по вопросу наличия наказания в виде смертной казни. Вместе с тем, многими признается, что уровень преступности в обществе не зависит от наличия или отсутствия смертной казни. В научных кругах преобладает отрицательное отношение к смертной казни.

Сторонниками этой меры наказания в основном являются рядовые граждане, которые склонны к сближению понятий справедливости и мести.

«К сожалению, мышление народных масс не является гуманистическим», — говорит доктор психологических наук Игорь Фурманов, указывая на проблематичность такого источника статуса смертной казни, как референдум.

История свидетельствует, что никогда ещё ужесточение наказаний не снижало уровень преступности в обществе.
Христиане призваны быть законопослушными гражданами своего земного отечества, принимая, что всякая душа должна быть «покорна высшим властям» (Рим. 13. 1), и одновременно помня Христову заповедь воздавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк. 20. 25). Но человеческая греховность порождает преступления — нарушения границ, положенных законом.

Вместе с тем понятие греха, установленное православными нравственными нормами, гораздо шире, чем представление светского права о преступлениях. Главным источником всякого преступления является помраченное состояние человеческой души: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19). Необходимо также признать, что зачастую преступности способствуют экономические и социальные обстоятельства, слабость государственной власти, отсутствие законного порядка. И даже сама власть, совершая противозаконные действия, может становиться правонарушителем.

Священное Писание и смертная казнь

Сегодня нет единого мнения, которое бы доказывало несовместимость смертной казни со Священным Писанием. Или же напротив, необходимость смертной казни с точки зрения Священного Писания. Часто сторонники смертной казни ссылаются на Ветхий Завет. В Ветхом Завете, действительно, есть нормы, которые сегодня относят к нормам уголовного права. Этот факт является следствием особенности исторических обстоятельств, в которых древние иудеи получили откровение Божие.

В Ветхом Завете стремились соответствовать например таким принципам справедливости как возмездие и соразмерность, что выражается всем известным принципом «око за око и зуб за зуб». Из этого принципа выводится и следующее положение Ветхого Завета:

«кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти».

Кроме того, Ветхий Завет устанавливает смертную казнь и за ряд нравственных и религиозных преступлений. Ветхий Завет, действительно, не только допускает смертную казнь, но и в ряде случаев настаивает на ней.

Однако в Новом Завете несколько иная трактовка этого вопроса. Священное Писание содержит места, в которых Христос препятствует совершению правосудия. Например, притча о блуднице, в которой Господь заступается за женщину. По нормам иудейского права она должна была быть предана смерти через побиение камнями. Но Иисус говорит:

«Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень» (Ин. 8:7). Желающих стать первыми не нашлось, и тогда Господь обратился к женщине: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?» (Ин. 8:10) Она ответила, что никто. Тогда Иисус сказал ей: «И я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).

Впоследствии из этой женщины получилась проповедница и свидетельница Евангелия.

Христос говорит также:

«Вы слышали, что сказано „око за око и зуб за зуб“. А Я говорю вам: не противься злому (Мф. 5:38-39) и любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5:44). И апостол Павел говорит: «Не мстите за себя убиенные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19).

В Новом Завете уголовное право перестает быть частью религиозного закона, теряет свое абсолютное значение и переходит в сферу региональных властей и конкретной исторической эпохи.

Все, что осуждает Ветхий Завет, как зло, остается злом и в Новом Завете, но вид и мера возмездия за это зло уже более не определяется Божественным правом. Таким образом уголовное право становится относительным и может изменяться из соображений его совершенствования и соответствия принятым общественным ценностям.

«Всемогущество Божие — это не только основа бытия и многообразия тварного мира, но и нравственная категория, — отмечает протоиерей Сергий Лепин. — Иногда миссией священника становится сказать человеку, совершившему преступление: общество не простит и не должно прощать тебя за то, что ты сделал, но Бог может тебя простить».

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» относительно смертной казни говорится:

«Особая мера наказания — смертная казнь — признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания.

Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества».

История смертной казни на Руси

Влияние христианства на вопрос смертной казни можно рассмотреть на примере Руси. Князь Владимир после крещения поначалу отказывался судить людей «Греха боюсь», — говорил князь Владимир. Но церковные иерархи, видя как страна погружается в хаос, настояли на том, чтобы князь взял в руки меч правосудия и властью, данной ему, повлиял на эту ситуацию. В 1072 г. сыновья Ярослава Мудрого составили в Киеве кодекс законов «Русская Правда», который не предусматривал смертной казни. «Русская Правда» была актуальна почти четыреста лет. Смертные приговоры выносились, но в виде исключения. В истории Руси смертная казнь законодательно была закреплена лишь в 1398 г. Двинской Уставной Грамотой. И всё же смертная казнь на Руси вплоть до 1905 г. была исключением.

Обращаясь к свехважности факта наличия смертной казни в стране, необходимо заметить, что очень важно не только сохранить жизнь людей, которые приговорены к смертной казни, но важно еще сохранить жизни и души невинных законопослушных граждан. Протоиерей Глеб Каледа пишет:

«Не нами дана жизнь, и не нам ее отнимать — для православного здесь все ясно. Но мы не задумываемся о том, что калечим души тех, кому вменяем в обязанность (или разрешаем) быть палачами. Приговорами к высшей мере наказания мы воспитываем в сознании людей возможность убийства по своему или чужому решению, мы плодим палачей.
Последние ступеньки моральной деградации нации»

Священное Писание свидетельствует: милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, ибо:

«на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15. 17).

Александр А. Соколовский