21 ноября Православная Церковь отмечает праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Вместе с ней и два прихода Борисовских благочиний. В Первом Борисовским благочинии—приход Архангела Михаила в аг.Лошница, во Втором Борисовском благочинии — одноименный приход в аг. Зембин.
Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Поместном Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира, и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом девяти чинов Ангельских. Восьмой же день указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым»,ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда приидет Сын Человеческий в славе Своей и вcи святи Ангели с Ним (Мф. 25: 31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.
В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.
Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы («Пламенеющие, Огненные») (Ис. 6: 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3: 24). Их имя значит: «Излияние премудрости, Просвещение», ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения,Престолы(Кол. 1: 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1: 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет. 3: 22; Кол. 1: 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их. помогают людям в борьбе со злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол. 1: 16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Фес. 4: 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет. 3: 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского — кто как Бог) — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода Израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая Египтян и фараона, преследовавших Израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5: 13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении ста восьмидесяти пяти тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19: 35), в поражении нечестивого сановника царя Сирийского Антиоха Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3: 92-95).
По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак 8 Акафиста святому Архангелу Михаилу).
Архангел Михаил запретил диаволу явить Иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1: 9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А якоже Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: „Сей ми возбрани пойти на Великий Новгород“».
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с воинством Небесным Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых, посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь Великом Устюге (начала ХШ века), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его собора. Одна из них — икона «Благословенное воинство» — написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины, князья Русские, изображены под предводительством Архистратига Михаила.
Второе место в ряду Архангелов принадлежит Гавриилу. Имя Гавриил в переводе с еврейского языка означает: муж Божий, крепость Божия, сила Божия.
Архангел Гавриил один из семи Архангелов, посылаемых Богом для возвещения людям великих дел Божиих. Как писал Иннокентий, архиепископ Херсонесский, «Архангел этот в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Так, имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, — весть об этом зачатии возлагается на Гавриила. Должно ли произойти безсеменное зачатие Самого Сына Божия, — честь благовестия об этом достается снова Гавриилу. Этот же Архангел, по мнению Богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестнаго Успения. Поэтому Церковь именует его служителем чудес. Но, служа чудесам, он поэтому есть особенный служитель и тайн Божиих».
Святая Церковь изображает Архангела Гавриила с райскою ветвию в руке, которая была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой — с зерцалом из ясписа. С зерцалом изображают потому, что Архангел Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого. Со свечею в фонаре изображают потому, что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести.
Рафаил — есть имя третьего Архангела. Оно означает — помощь, исцеление Божие, врачевание Божие, целитель человеческих недугов.
В Священном Писании есть целая книга, в которой описывается, как этот Архангел, в виде человека, сопутствовал праведному Товии, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу, Товиту, и потом вознесся от них на Небо. Поэтому этот Архангел изображается с сосудом врачебным в левой руке, правой рукой он ведет Товию. Весьма поучительны слова, сказанные этим Архангелом при разлучении с семейством Товита: Благо молитва с постом и милостынею и правдою— вещал Рафаил, — милостыня бо от смерти избавляет и тая очищает всяк грех... не утаился ecu мене благотворяй, но с тобою бех(Тов. 12: 8-9, 13).. «Поэтому, кто желает сподобиться Небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостивым к бедствующим. Тем более добродетель милосердия и сердоболия должна отличать носящих имя Рафаила; иначе у них не будет духовного союза с Архангелом», говорит архиепископ Херсонский Иннокентий.
Имя четвертого Архангела Уриил, то есть свет или огонь Божий. Как Ангел света он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные.
Пятый Архангел является верховным служителем молитвы и называется Селафиил. «Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо Херувима для души, охраняя ее от всех враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных с их вождем Селафиилом, чтобы они чистым вдохновением уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати». (архиепископ Херсонский Иннокентий)
Шестой Архангел —Иегудиил, «обязанность этого Архангела поощрять наградой благ, защищать именем Святой Троицы и силой Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию.
Последнего Архангела, последнего по порядку, а не по достоинству и силе, Богомудрые учителя Церкви называют Варахиилом. Это Ангел благословений Божиих, как это означает его имя; его изображают со множеством цветов розовых в недрах его одежды.
Поскольку благословения Божии различны, то и служение этого Архангела — многообразно: через него посылается благословение Божие на всякое доброе дело, на всякое доброе житейское занятие.
И заканчивая нашу статью опять-таки обратимся к словам архиепископа Иннокентия:
«Празднуя собор Архангелов и Ангелов, мы должны помышлять, что и нам надобно, непременно надобно быть или в соборе Ангелов, или среди скопища духов отверженных. Кто может решиться на последнее? Но, желая первого, надобно заблаговременно приготовлять себя к сожитию с Ангелами через стяжание мыслей и чувств Ангельских».
Подготовил А. Медельцов
Использованы православные интернет — источники