О нашей веротерпимости

Изображение
Image

Учение Православной Церкви основывается на двух источниках — Священном Писании и Священном Предании. Сам Иисус Христос в Евангелии сказал, что «все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф.11:13), поэтому в Новом Завете нет никаких указаний на будущих новых пророков, посланных Богом со специальной миссией, но есть предупреждения о том, что «многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф. 24:11).

В настоящее время чрезвычайно важно определится с веротерпимостью. Это слово слишком часто употребляется в рассуждениях об отношениях православных к другим вероисповеданиям.

Мир сегодня наполнен ложным, поддельным. Святое Писание предупреждает нас : «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху ; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3,4).

Если человек не будет питаться истиной, он может искалечить свою душу. Истоки истины находятся в Личности Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего на землю и воплотившегося , пострадавшего за нас и воскресшего нашего ради Спасения.

Есть разная степень заблуждения, убеждённости, ошибок в поисках истины Апостол Павел наставляет: «Испытывайте, что благоугодно Богу. И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». (Еф. 5:10,11). Наше православное свидетельство должно быть таким, чтобы мы могли сказать «Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину» (2 Кор. 13:8).

Веротерпимость — это признание права на существование чужой религии, терпимость к ее свободному исповеданию. Веротерпимость вполне совместима с исповеданием абсолютной истины своей религии и квалификацией иных религиозных систем и взглядов как частично или совершенно ошибочных.

«Кто хвалит чужую веру, тот свою хулит, а кто хвалит и свою веру, и чужую разом, — тот двоеверец; и кто тебе скажет, что и ту, и другую веру Бог дал — ты скажи ему «Разве Бог двоеверен? Писание говорит: един Бог, едина вера, едино крещение».

Эти слова преподобного Феодосия Печерского определённо и однозначно свидетельствуют о том, как христианину надлежит относиться к иным религиям. Cвященномученик митрополит Владимир так говорит о веротерпимости:

«Это не есть своего рода доброта: это ограничение ревности истинноверующих, один из видов христианского благоразумия. Веротерпимость, как показывает словопроизводство, есть терпение или допущение другой какой-либо религии рядом со своей. Следовательно, прежде надлежит узнать и полюбить свою веру и потом уже стремиться к распространению ее, как высшего блага, и между другими, — потом уже с кротостью и терпением относиться к тем, которые нашей веры не ценят и не принимают. Вот что означает понятие о веротерпимости с церковной точки зрения».

Относясь любовно к каждому человеку, ценя искренность убеждений в каждом, не допуская и мысли о фанатизме, мы должны всегда чтить и живить Святую нашу веру — Православие.

«Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Лк. 2,17). Ревность по правде, по Православию должна «снедать» каждого Православного христианина. Катехизис говорит, что «ближайшее и непременное действие сердечной веры в Бога составляет исповедание сей самой веры. Это значит открыто признавать, что мы содержим Православную Веру, и притом с такою искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истиннаго Бога и в Господа нашего Иисуса Христа».

Исповедание веры необходимо для того, чтобы сам человек спасся — это одна сторона. Другая важная сторона исповедания — это проповедь Господа в этом мире о жизни по вере, чтобы и другие прославляли Отца нашего Небесного Апостол Павел свидетельствует о том, почему необходимо веровать для спасения: «Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10:10).

То есть сердцем мы веруем к праведности, а устами исповедуем ко спасению. Да, можно про себя держать веру, а можно и следовать этой вере. В этом случае происходит то, что праведность усиливается. Устное же исповедание ведет ко спасению. Исповедание не только укрепляет нашу веру, но и сообщает о вере другим и укрепляет других.

Христос учил терпимости и любви ко всякому человеку, какой бы веры он не был: если человек нуждается в помощи, его нужно накормить, одеть, посетить в тюрьме или просто оказать сострадание. Но Христос не учил терпимости к ложному верованию этого человека. Нужно любить человека, но при этом отрицаться его ложной веры. Господь наш Иисус Христос прямо говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6); «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9); «Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).

А.Соколовский