Развитие Закона от Моисея ко Христу

Изображение
Image

Сотворив человека, Бог, как заботливый Отец, воспитывает и формирует его. Дав человеку внутренний закон, Бог расширил его по мере надобности и внешним законом, известным как Откровение. Еще в раю, до грехопадения человека, Бог поучал Адама. Он дал ему определенные заповеди, в частности, о хранении рая, о невкушении плодов дерева познания добра и зла. (Быт. 2:3). Но потребность в откровенном законе обнаружилась в особенности после грехопадения, когда исказилось и извратилось нравственное чувство и сознание человека. Поэтому и выразился апостол Павел, «закон дан по причине преступлений», (Гал. 3:19). т.е. вследствие грехопадения.

Действительно, тот закон, который мы имеем в настоящее время в Библии, дан вследствие грехопадения и теснейшим образом связан с испорченным состоянием человека. Апостол Павел указывает и на другое значение Закона Моисея: «Закон пришел после, и таким образом умножилось преступление» (Рим. 5:20), или «законом познается грех» (3:20), и еще: « без закона грех мертв... когда пришла заповедь, то грех ожил» (7:8,9). Все эти выражения показывают, что Закон дан не только для уяснения людям воли Божией, но и для раскрытия им собственного их испорченного состояния. Определяя более общее значение Ветхозаветного Закона, апостол Павел в послании к Галатам называет закон «пестуном» или «детоводителем» ко Христу (3:24), и подчёркивает, что сам закон имеет воспитательное значение. Закон должен был дисциплинировать жизнь и побуждать людей поступать согласно предписаниям Божественной воли.

Ветхозаветный нравственный закон начинается величественными и грозными словами: «Я Господь Бог твой!» Величие и могущество Законодателя, требующего послушания, — вот первое, что внушается Ветхозаветным Законом и что требуется при воспитании. Бог говорит, а народ должен слушаться и исполнять. При этом каждое повеление сопровождалось угрозой наказания в случае неисполнения и обетованием награды при исполнении его: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5-6).

Содержание Закона охватывает всю жизнь человека и его отношения с внешним миром. Первые четыре заповеди Закона говорят о правильном отношении человека к Богу, а последние шесть — о правильном отношении к ближним. Исполняя эти заповеди, а также и другие частные предписания , человек вступает в правильное отношение к самому себе. Касаясь всевозможных отношений человеческой жизни, предписания Закона направлены преимущественно на внешнюю сторону жизни. Этого требовала воспитательная задача, чтобы через внешнее привести человека к внутреннему. Этим же объясняется то обстоятельство, что Закон выражен главным образом в форме запрещений.

Вследствие преобладания юридического характера в Ветхозаветном нравственном Законе, он не отличается строго от закона обрядового и гражданского. И в Ветхом Завете предписания этих трех законов переплетены между собой. Ветхозаветный закон по сути есть «иго рабства», по выражению апостола Павла(Гал. 5:1), и сам по себе он не мог дать человеку новое сердце и спасти его: «законом никто не оправдается пред Богом» (Гал.3:11). Не могли искупить грехов и приносимые жертвы: «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Одного Закона недостаточно для достижения цели «ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал,2:16) и необходима была новая высшая помощь, явленная пришествием на землю Господа Спасителя. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). Но тем не менее, апостол Павел заявляет, что Закон «свят», и его заповеди «святы, праведны и благи» (Рим. 7:12).

Моисеев Закон сам по себе совершенен, но он ограничен в силу несовершенства времени и народа, получившего этот Закон. В Ветхом Завете ясно отражены совершенства закона и необходимость соответствующей ему совершенной жизни. За строгостью закона открываются благость и милость Божия, через Закон Бог ведет человека к благодати и избавлению от грехов. И сам Моисей, хотя был усердным и строгим охранителем правды, но назван «кротчайшим из всех людей на земле» (Числ. 12:3).

Хотя Закон был направлен против внешних и грубых действий, но частое повторение в Законе — не пожелай — показывает, что воспрещаются не только преступные дела, но и самые скрытые мысли и желания, направленные во вред ближних и разрушающие нравственную сущность человека. А главная христианская заповедь, заповедь о любви, есть и в Ветхом Завете: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всеми силами твоими» (Втор. 6:5), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19-18).

Закон обрядовый, как имеющий преобразовательное значение и воспитывавший народ системой видимых форм и внешних действий, в новозаветное время был отменен. Это отмена была предсказана ещё пророками «отметется жертва и возлияние, и во святилище мерзость запустения будет»(Дан. 9:27) и засвидетельствована апостолом Павлом : «Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением». (Еф. 2:15).

Пока человек живет на земле и для него имеет значение этот видимый и чувственный мир, до тех пор ему будут нужны и обряды. Потому обряды существуют и в христианском мире, но они здесь проще, чище, одухотвореннее. Сама идея нравственного закона, провозглашённого в Ветхом Завете, содержится и в Новом Завете. И не только идея, но и весь в совокупности нравственный закон имеет значение и силу и в Новом Завете, как содержащий в себе непреложную и вечную истину.

Потому Иисус Христос и сказал: «Не думайте, что Я пришел разорить закон или пророков: не пришел разорить, но исполнить»( Мф. 5:17). Христос пришёл на Землю, чтобы наполнить Ветхий Закон новым содержанием, дополнить его новым смыслом и исполнить его, при этом, как верный и послушный Сын Высшего Законодателя. Иисус Христос продолжал строить на том основании, которое заложено в древнее время пророками. Но Его здание совершеннее. Он исполнил, и в то же время восполнил Закон. Во-первых, Христос освободил нравственный закон от его связи с юридическим порядком, с законом внешних дел, и возвысил его на степень не только дел, а главным образом внутреннего душевного настроения, сердечного расположения. Это ясно из Нагорной Проповеди. «Слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5:21 и д.).

Переводя Закон с внешнего на внутреннее, Он сливает его в одно с собственными внутренними влечениями и требованиями человека, делает его «законом свободы, законом духа» (Гал.4:26; Рим. 3:27). Во-вторых, Господь Иисус Христос открывает существенную и сокровенную суть Закона, состоящую в требовании самоотвержения и бескорыстной любви. «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.... Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего, а Я говорю вам: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф. 5:38 и д.). В-третьих, сводя Моисеев Закон на закон совести и сердца, вследствие чего он написан уже не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца (Рим. 8:10).

Господь возводил нашу мысль от земных и временных благ, которыми люди побуждались к исполнению закона, к благам нетленным и вечным, устремляя мысль христианина к небу, как цели его существования, побуждая не заботиться о земных выгодах и славе, но искать «прежде всего царствия Божия и правды его, а все прочее само собою приложится»(Мф. 6:33). Потому Новозаветный Закон назван законом «благовестия и веры» (Гал. 2:5; Рим. 3:27).

И наконец самое важное : Господь Иисус Христос не только сообщил людям Закон, но и даровал им силы к исполнению его, между тем как Ветхозаветный в этом отношении был немощен (Рим. 3:11,21). Основную богословскую мысль Закона Иисус Христос выразил словами : «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Апостол Петр призывает христиан : «устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу» (1 Пет. 2:5).

Но так как обрядовая сторона имеет в новозаветное время второстепенное значение, то Господь Иисус Христос дал на этот счет лишь самые общие указания (как учением, так и Своим примером), предоставив более точные определения внешнего богослужения последующему времени, церковному законодательству. Приняв Закон от Моисея, Церковь приняла форму благодати, а приняв этот же Закон от Христа, она приняла наполнение этой формы и содержание. Исполнив Сам Закон, Господь Иисус Христос и теперь всегда исполняет его в нас и за нас, невидимо пребывая в наших душах и сообщая нам благодать св. Духа.

Не только слова Господа, но и личность Его постоянно действует в нас. Если, например, заповедь о любви названа новой заповедью, то не потому, что она не была известна в Ветхом Завете, а главным образом потому, что теперь в человека вдохновлен новый дух, новое желание, силой которого он может достигнуть идеала любви. Потому-то Новозаветный Закон назван «законом благодати» (Гал. 2:21); «он есть сила Божия во спасение всякому верующему»(Рим. 1:16).

Св. Василий Великий так говорит об отношении Новозаветного Закона к Ветхозаветному : «И светильники полезны, но только до солнца; приятны и звезды, но только ночью. А если смешон тот, кто при солнечном свете зажигает светильник, то гораздо смешнее тот, кто при евангельской проповеди остается под сенью закона». А так как солнце Евангелия взошло навсегда, для всех веков и народов, то и Евангельский Закон, в отличие от Ветхозаветного, сохранит свою силу до скончания мира. Потому Закон Христов ( Новый Завет) назван вечным (Евр. 13:8,10). .

А. Соколовский