Христианство как бытие

Изображение
Image

Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне,
и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...
(Ин 17:21)

О связи Бога с людьми

Cлово «религия» (лат.) — значит связь, связь Бога с людьми и людей с Богом. Именно в вере наиболее ясно проявляется сущность духовной стороны человека. Духом своим — разумом, чувством и волей — постигает человек Бога, устанавливая связь с Ним. Это основа религии. Поверив в Бога, утвердив для себя Его бытие всеми сторонами своей души, человек ощущает присутствие Божие в каждом мгновении своей жизни.

Религиозный человек — это человек связанный с Богом.

Истинно верующий человек всегда радостно ощущает свою свободную, по своей собственной воле принятую на себя связь с Богом. Он стремится быть всегда мысленно с Ним, выразить свою любовь к Нему и боится нарушить связь с Ним.

Свят. Василий Великий пишет:

«Ни глаз да не действует без Бога, ни рука да не движется без Него, ни сердце да не помышляет неугодного Богу».

Недаром единение человека с Богом, нашу связь с Ним, т..е. религию, Священное Писание уподобляет браку — браку Агнца, Сына Божиего, с каждой человеческой душой и Церковь называет Господа Женихом душ и сердец наших.

Cоединивший всех

Сущность христианства, сущность Евангелия заключается в самой личности Иисуса Христа. Иисус Христос сказал: «Я не оставлю вас сиротами, Я остаюсь с вами. Я с вами во все дни до скончания века». (См. Ин 14:11-31)

В этом и тайна, и необыкновенность христианства.

Христианство всегда рассматривало Иисуса Христа как Единое Лицо, как «цельную личность». Иисус Христос одновременно «и Бог Истинный, и Человек совершенный» («орос» IV Вселенского Собора).

Слово «совершенный» означает не только наличие внутреннего совершенства человеческого естества и отсутствие в человеческой природе Христа греховного повреждения. Слово «совершенный» подчеркивает тождество человеческой природы у Христа и у нас, то есть «Он во всем человек, единосущный нам по природе, во всём нам подобен, кроме греха».

Православный профессор С.Верховской видит «сущность христианства — в соединении людей с Богом, между собой и со всей тварью. В этом двойном единстве основа христианства».

Одно единство неотделимо от другого: мы не можем быть с Богом, если мы разъединены враждой. И наоборот, мы можем быть подлинно соединены между собой только в Боге.

Христос есть Тот, Кто соединил в Себе всех с Богом.

Вл. Соловьев, говоря о составляющих христианства, замечает:

«Христианство имеет свое собственное содержание, независимое от всех этих элементов, в него входящих, и это собственное содержание есть единственно и исключительно Христос. В христианстве как таковом мы находим Христа, и только Христа — вот истина, много раз высказанная, но очень мало усвоенная»

«Если Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего», то именно потому, что оно не от мира сего, а выше мира, мир и должен быть подчинен ему, ибо Христос же сказал: "Я победил мир».

Вера апостолов была сильна по трем причинам: первая — они были вместе с Христом до распятия и после воскресения; вторая — Христос поручил им выполнить Его миссию на земле; третья — Он послал им Святого Духа, который дал им силы творить великие чудеса.

Принятие Христа

Во Христе Бог сошел на землю и явился нам как Человек. Поэтому всякий, кто знает Христа, знает Бога. Кто любит Христа, тот любит Бога, и кто живет со Христом, тот живет с Богом.

Апостол Павел выражает суть христианской веры одной фразой: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). Христианская вера есть вера в Воплощение и Искупление, которое Бог совершил из любви к каждому конкретному грешнику.

Есть два главных свидетельства о Христе.

Первое — дела Его. «Ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, сами дела сии, мною творимые, свидетельствуют о Мне» ( Ин.5,36). Если дела Его не привлекают, значит привлекают дела антихристовы, дела злобы и лукавства.

И второе — Священное Писание «Исследуйте Писания, — говорит Христос, — ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5,39).

Если оно для человека не убедительно, тогда убедительнее хитросплетенные человеческие басни и сказки. Для того, чтобы принять Христа, нужно всёделать во имя Бога. Если человек привык делать во имя свое, для своей славы, он не может принять Христа.

В Евангилие говорится : «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищите?» (Ин.5,44).

Христос пришел на землю, чтобы оторвать человека от его низменных земных интересов и устремить его на интересы небесные, непреходящие. Не вообще оторвать от земной жизни. а только от пороков и собственных грехов.

Когда говорят, что не верят во Христа, потому что они следуют науке, когда говорят, что Христос — миф, этим только хотят убаюкать свою совесть, притупить и приглушить имеющийся в каждом Образ Божий. . Не в этом причина, что они не верят в Христа, причина — их личный эгоизм и желание земной славы.

Нравственные заповеди Христа и надежда на обретение после смерти царства Божьего и позволили христианству стать мировой религией.

Вместе с тем, Христианство — это не мораль! Христианин — это не тот, кто просто ищет морального совершенства. Настоящий христианин ищет не совершенства, но Бога. Совершенство человека — это всего лишь одно из натуральных последствий отношений с Богом. Христианство — это своего рода путь блудного сына к любящему Отцу, задающегося вопросом «А может пойти ли к Отцу?»

В Христианстве сформулирован и сформирован совершенный идеал любви к Богу и вообще ко всем людям.

Что значит — любить Бога? Это значит — исполнять Его заповеди, из которых самая важная — с любовью относиться к окружающим тебя людям. Если с любовью относишься, милуешь их — значит, и Бога любишь. Только не надо гордиться, не ставить себе в заслугу, а необходимо благодарить Господа за то, что он нам дает возможность сотворить что-то хорошее.

Христианин, сотворив с Божией помощью что-то хорошее, благодарит Господа, радуется, и стремится всегда быть в высоком смысле полезным людям. Учение о любви к ближним и любовь к врагам — это две заповеди, отличающиеся от заповедей Ветхого Завета.

«Бог есть любовь» — это высший принцип христианства. (1 Ин. 4,8)

Нравственность христианина целиком утверждается на законе любви. Роль любви в христианстве настолько велика, что само христианство называют «религией любви».

Христианская любовь не является следствием привлекательности объекта и его достоинств. Она сама преображает все к чему прикасается. Такая любовь лишена эгоистических элементов.

Любовь в христианстве — фундаментальный фактор, гласящий, что любить — значит забывать себя. А ведь всем известно из своего опыта, что с момента возникновения любви человек становится способен преодолевать собственное себялюбие.. А во имя и ради любви к Богу, ближнему своему преодолеваются и собственная неуверенность, и слабость, и эгоизм, и закомплексованность.

Любовь преобразует человека. Прекрасный жизненный совет дает нам святой апостол Павел «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16-18).

Расширяя область объектов христианской любви, апостол Павел говорит, что для христианина не должно быть ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного (Кол.3,II) Любящий радуется, а ненавидящий страдает и умножает зло. Христианство — это религия радости. Мы призваны любить других такой же любовью, с которой, несмотря на все наши ошибки и падения, принимает нас в Свои объятия Господь

Возвращение и спасение

Безгрешность, непорочность, неподвластность первородному греху отличает Спасителя от всех нас, но не разрывает нашего с Ним природного единства. Пр. Иоанн Дамаскин пишет «Он воспринял всего человека и все, свойственное человеку, кроме греха , потому что грех не естественен и не Творцом всеян в нас»

Преп. Ефрем Сирин ярко и развёрнуто излагает эту же мысль:

«Поскольку тело Адама создано было ранее, чем явились в нем расстройства, посему и Христос не принял расстройства, которые позднее получил Адам, так как они были некоторым придатком немощности к здравой природе. Итак, Господь здравою принял ту природу, здравость которой погибла, дабы человек через здравую природу Господа возвратил себе здравость первобытной своей природы»

Церковное учение о том, что Христос имел совершенное человеческое естество, непричастное первородному греху, является принципиально важным с сотериологической точки зрения.

Православная Церковь, через Священное Писание и учение отцов свидетельствует, что «Христос заклан за нас» (1 Кор. 5, 7). Об этом предсказывали пророки: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего (было) на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5).

Эта ключевая сотериологическая идея была навечно запечатлена святыми отцами в словах Символа веры: «распятаго же за ны».

«Свод» основных положений, называемых Символом веры был принят на Никейском и Константинопольском Вселенских Соборах в 325 г. и 381 г. и состоит из 12 членов, которые выражают основные догматы веры, т.е. утверждения, не требующие доказательств.

  1. Вера в Единого Бога-Отца, Творца и Вседержителя всего видимого и невидимого
  2. Вера в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, что Он извечен, рожден, а не сотворен и имеет одну сущность с Богом Отцом
  3. Вера в то, что Иисус Христос ради спасения людей сошел на землю и воплотился от Духа Святого у Девы Марии
  4. Вера в то, что Он страдая, был распят и погребен
  5. Вера в Воскресение Христово на третий день после Распятия
  6. Вера в Его вознесение и пребывание одесную (по правую руку) Отца
  7. Ожидание второго пришествия Иисуса Христа для будущего суда над живыми и мертвыми, наступление Его вечного царства для праведных
  8. Вера в Духа Святого, третье лицо Святой Троицы, который исходит от Бога-Отца
  9. Вера в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь
  10. Признание необходимости единого (одного) крещения для оставления грехов
  11. Ожидание воскресения умерших
  12. Вера в будущую жизнь (блаженство) для достойных после суда Иисуса Христа

Обязанность свидетельствовать об истинности христианства

Знание христианских истин накладывает на нас многие обязанности. Первейшая обязанность говорить о самом христианстве. Христос ясно сказал : идите, проповедуйте Евангелие. Знать путь спасения и не указывать на него другим—это непростительно. Христианские истины должны проповедоваться всеми христианами.

Христианство дает всему смысл.

Даже теряя все земное, христианин знает, что он ничего не теряет, а, как сказал Апостол Павел, смерть — для него приобретение. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать осужден будет.

«Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... И вы тело Христово, а порознь члены» (1 Кор. 12, 12, 13, 27).

Cамо же Православие это не только вера, но и жизнь по вере — жизнь, согласная с верой, которая и называется обычно благочестием.

Н.А.Бердяев говорит о православии : «Православие есть, прежде всего, ортодоксия жизни, а не ортодоксия учения.. Православие есть, прежде всего, не доктрина, не внешняя организация, не внешняя форма поведения, а духовная жизнь, духовный опыт и духовный путь. Во внутреннем духовном делании видит оно сущность христианства»

Христианство, которое мы принимаем умом, нужно проводить и в жизнь. Когда мы применяем его в жизни, то понимаем еще лучше, а тогда еще лучше и применяем

Памятуя о великой любви Господа нашего, Который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16), мы не можем не понимать, что только эта всеобъемлющая милость и любовь Божия может помочь нам противостоять вызовам нашего времени и осознавать, что каждый из нас на собственном примере должен свидетельствовать об истинности своей веры.

Мы, по слову святителя Григория Нисского, призваны: «Всю жизнь идти от истока к истоку, проходя один за другим нескончаемые истоки».

Никакое падение, никакой грех не является окончательным и бесповоротным в жизни христианина, а упование на Божие милосердие и знание о Его Воскресении позволяют нам вновь и вновь возвращаться на путь веры

Когда нам будет трудно, когда окружат беды и напасти, когда предадут самые близкие, когда мы будем оставлены всеми, вспомним, что Христос с нами. Христос все видит и ведет нас Своим путем. Путь трудный, но спасительный.

Преподобный Иустин Сербский говорит, что «невозможно быть человеком и не стремиться к Вечному...».

Православие — это соединение догмата и нравственности, созерцания и делания. Православие — это цельная жизнь, ежедневные творчество и радость.

Человеческая природа имеет в себе некую жажду Бога, желание искать Его и Его познавать. Православие — самая либеральная разновидность христианства. Вместе с тем, православие не разрешает человеку переложить на другого, даже на иерарха, дело прощения, доброты и любви

Всё в этой земной жизни пройдет, все, что имеем на земле, оставим, только вера ничего не оставляет и приобретает вечную радость. И единственный путь каждого человека — следовать за Господом. Иисусом Христом. Ибо мы все призваны к одной цели — достигнуть Царства Небесного — то есть исполнить своё назначение

Используемые источники:

  • Практическая энциклопедия православного христианина Сатис, Держава, 2005
  • Апологетические беседы архиепископа Нафанаила http://eparhia.karelia.ru/nafanail.htm
  • Верховской С. Бог и человек. Учение о Боге и богопознании в свете православия Изд-во им. Чехова, 1956
  • Соловьёв Вл.С. Чтения о Богочеловечестве, Библиотека «ВЕХИ», 2000
  • Бердяев Н. А. Признанья верующего вольнодумца. Истина православия Изд-во Сретенского монастыря, 2007
  • Епископ Амвросий. Христианство — это искусство слушания http://www.spbda.ru
  • Смерть это когда в сердце отражается только земное http://www.optina.ru/sermon/pt46

Александр А. Соколовский